Тотальный кризис и засилье криминала: чем жил Орск в июне 1992 года?

29.06.2018
8911

ДС «Юбилейный» в начале 90-х. Все иллюстрации к этому материалу взяты из книги «Орск 260», выпущенной в 1995 году. Авторы снимков В. Тихомиров, В. Щербаков


Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы узнаем, какие вопросы местная власть решала в июне 1992 года. Чуть меньше года прошло с тех пор, как к баррикадам у Белого дома в Москве подъехали танки. Чуть больше года оставалось до того, как другие танки подъедут к Белому дому и откроют по находящимся внутри депутатам огонь из орудий. Страна уже называлась Российской Федерацией, но еще жила под старым гербом РСФСР – со звездой, серпом и молотом. В общем, это было странное, противоречивое время...


Площадь Комсомольская

Именно тогда, 18 июня 1992 года, орские депутаты собрались на очередное заседание. Каждое слово было тщательно запротоколировано, поэтому мы можем точно цитировать участников дискуссий.

 

«Коммунальщики не выезжают на аварии, потому что им не платят деньги»

На этом заседании депутаты принимали бюджет города на 3 квартал 1992 года. Принимали тяжело, с жестокими спорами и криками: денег не хватало ни на что – ни на коммуналку, ни на здравоохранение, ни на образование. Бюджетники сидели без денег, заводы, лишенные господдержки, останавливались и требовали ссуд. Люди, которые всего год назад жили в СССР и все социальные блага воспринимали как нечто само собой разумеющееся, оказались шокированы и растеряны.

Перед возмущенными депутатами выступил глава администрации Орска Виктор Франц.

 — У нас сегодня 4,5 миллиарда рублей долгов в городе. Я понимаю боль учителей, врачей, есть такая боль и у коммунальщиков. На аварии уже перестали выезжать люди, потому что мы им не платим деньги и не сможем платить. Это не потому, что мы такие плохие, просто не можем разорваться. Я вообще не знаю, как будут районы к зиме готовиться. Именно на этом мы должны все деньги сосредоточить!

Виктор Франц, глава администрации Орска

Если вдуматься, это было действительно страшно. Просто представьте: коммунальщики не выходят на работу, лопнувшие трубы текут… Неприятно, конечно, но впереди-то зима! Что делать, если потекут батареи? Если начнут вымерзать целые дома и кварталы?!


Проспект Ленина

А главное – выхода из этой ситуации просто не было видно. Средств ни на что не хватало. И даже те ничтожные деньги, которые удавалось раздобыть, обесценивались на глазах. Пределом мечтаний перестали быть «Жигули», румынские «стенки» и польские сапоги – людям не хватало элементарных продуктов. И они были готовы работать не за рубли – за еду.

 — Речь ведь сегодня не о том, чтобы в строку народного образования записать одну цифру вместо другой… Главное – где взять хоть какие-то деньги? Я вот обращаюсь к Нине Дмитриевне и говорю, что есть возможность взять 10 тысяч тонн сахара по 35 рублей. Она два дня думала и говорит: «Нет». Так ты ж банкир, ну найди мне эти 350 миллионов, я привезу сахар, каждому по мешку дам на год!

Виктор Франц, глава администрации Орска

Люди могли получить по мешку сахара – и не получили. И это было трагедией. Без натяжек, без пафоса – трагедией. Уж такие наступили времена. Может, вам покажется, что глава сгущал краски? Нет, депутаты, наоборот, упрекали его в приукрашивании действительности.

 — Трудовые коллективы сегодня на 50% стоят, люди распущены домой! Идет к тому что уже в июле месяце весь город будет ходить по улицам! Вот когда тысяча человек рабочих выйдет на проспект и начнет искать, где украсть, как пожрать, вот что мы тогда будем делать?! Послушайте радио: Иркутск стоит, Пермь стоит, Ленинград стоит. И Орск вот встанет. Мне на завод ТЭЦ звонит: отключаем, 2 миллиона должен, и сама ТЭЦ строителям должна, и денег нет ни у кого. Ну, в своем городе-то можно вопросы решить? Ведь вот чего бояться надо, что нам скоро нечего делить будет!

Борис Николаев, директор завода ЖБИ №2, депутат горсовета

Глава администрации поддержал этого депутата и предложил прекратить грызню, чтобы сосредоточиться на главном: выживании города.

 — Обстановка может выйти из-под контроля просто потому, что мы одеяло тянем в разные стороны. Депутаты должны четко сказать, что тяжело, да, всем тяжело, но, мужики, надо идти в этом вот направлении… Будет плохо, визжать будут некоторые там, но деваться-то некуда!

Виктор Франц, глава администрации Орска

Вот так Орск жил в это смутное время… Выживал. И, к счастью, все-таки выжил.

 

«Мы бандитов туда, а они – обратно!»

С чем у большинства россиян ассоциируется термин «девяностые»? Конечно, в первую очередь — с высочайшим уровнем преступности.


Мода начала 90-х на рекламе местной швейфабрики

18 июня 1992 года перед депутатами горсовета выступили начальник орской милиции Иван Цыганков и прокурор Орска Геннадий Отрышко.

В 1992 году процесс криминализации общества только начинался, но результаты уже были пугающими. Цыганков привел жуткую статистику. За первые 5 месяцев 1992 года в Орске было совершено 32 убийства, причем 5 из них раскрыть не удалось. Для сравнения, за весь 2017 год в Орске было зафиксировано 21 убийство (то есть в 3 с лишним раза меньше, чем в 1992), причем все эти преступления были раскрыты…

В 1992 году милиционеры осваивали новые технологии – учились работать с непривычными и очень дорогими тогда компьютерами.

 — Созданы централизованные системы на базе ЭВМ. Нам, спасибо большое, заводы бесплатно дали компьютеры, мы их установили: 2 в УВД, 2 в ГАИ, 1 отдали в отдел уголовного розыска. Вносим данные: похищенные вещи, клички и так далее. Мы раскрыли с помощью компьютеров 18 преступлений. Этого, конечно, мало, Запад раскрывает больше, но у них там техника получше и сами системы получше… Мы сейчас и всю технику ввели в компьютер, очень удобно стало. Раньше у нас там женщины сидели 6-7 человек, я им звонил и просил найти такой-то «Москвич», на это уходило 2-3 дня. Теперь за несколько минут все «Москвичи» выскакивают!

Иван Цыганков, начальник УВД

На претензии депутатов, которые жаловались на плохую работу милиции и на то, что порой милиционеры выглядят неопрятно, полковник ответил просто: людей не хватает, денег не хватает. Народ на службу в милицию не идет: зарплаты низкие, условия работы ужасные, даже форму – и ту государство не выдает!

 — Люди к нам на работу не бегут. Плохо с жильем – 278 сотрудников не имеют жилья и ютятся где попало. Мы купили у треста ОПС общежитие, своими силами там проводим капитальный ремонт, думаем разместить хотя бы малосемейных и холостяков… Нагрузки растут, не хватает людей для расследования уголовных дел. Не знаю, как вы это воспримете, товарищи депутаты, но 265 дел сегодня просто не расследуются, ждут своей очереди! Преступники пойманы, сидят в изоляторе, а ими некогда заниматься. Амуниции мы не получаем сейчас. Хотели бы, чтобы были в форме участковые, ГАИ, батальон, но нет обмундирования…

Иван Цыганков, начальник УВД

Поднимался на том же заседании и вопрос, который сейчас обсуждать (на официальном-то уровне!) посчитали бы неприличным. Но в 92-м году это воспринималось как нечто вполне естественное. Депутат Доновский поинтересовался, контролирует ли милиция процесс «наводнения Орска лицами, скажем так, южной национальности». Полковника этот вопрос не смутил.

 — Это вопрос для нас сложнейший. Но у нас закона такого нет, чтобы я дал команду разогнать их, рассадить по поездам, автобусам и все остальное… По своей линии, чисто милицейской, мы, конечно, занимаемся: мы же знаем, не все приезжают к нам отдыхать, у них свои мысли: машину там угнать, или еще что…

Иван Цыганков, начальник УВД

И милиционер, и прокурор пожаловались на то, что эффективной борьбе с преступностью мешает гуманность судов. Сыщики ловят нарушителей законов, доказывают их вину, а суды – отпускают.

 — Суды назначают наказания, исходя из всех обстоятельств, и иногда доходят до абсурда. Свежий пример: гражданка убила своего мужа, народный суд назначил ей меру наказания – исправительные работы. Естественно, прокурор это опротестовал: мягкое наказание. Областной суд отменил приговор. Другой судья назначил 4 года лишения свободы. Осужденная обжалует новый приговор в областной суд – он отменяет приговор за суровостью и назначает наказание условное. Вот такие, товарищи, парадоксы! В прошлом году из-под стражи судами было освобождено 132 человека. Мы воров, грабителей, бандитов – туда, а они – обратно! В таких условиях вопросы борьбы с преступностью успешно решать невозможно.

Геннадий Отрышко, прокурор Орска

Начальник милиции предложил свой, довольно радикальный, вариант повышения эффективности системы.

 — Рецидивов у нас 31,2%. Не работают, имеют по 5-6 судимостей… Есть страны, я знаю, там попал человек под суд дважды – его судят на общих основаниях. В третий раз – пожизненное заключение. Вот мне кажется, в нашем обществе, когда такая сложнейшая обстановка, может, стоит идти на это. А мы тут нянчимся с ними…

Иван Цыганков, начальник УВД

Это был, конечно, просто крик отчаяния – таких вопросов местные депутаты решать никак не могли. Поэтому им оставалось только единогласно принять отчет начальника УВД...


Тогда в городе еще базировалась легендарная авиачасть «Сокол»

На этом экскурсию в июнь 1992 года мы закончим. Но ровно через неделю, в следующую пятницу, вернемся к теме и узнаем, чем Орск жил в июле… Скажем, 1935 года. А может, 1939. Следите за обновлениями в нашей рубрике «Ретро56»!




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.



Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
29.06.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел