Эпидемия тифа и ожидание паводка: чем жил Орск в апреле 1942 года?

16.04.2018
6261

Наводнение 1942 года. Фото из фондов ОКМ

Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы узнаем, какие вопросы решались местной властью в апреле 1942 года

Чем же было отмечено это время?

Прежде всего, завершилась страшная семимесячная битва за Москву. Немцы не сумели взять столицу, более того, были отброшены контрнаступлением наших войск. А раскисшие по весне дороги сделали дальнейшее их продвижение вглубь страны невозможным – по крайней мере, до лета. Операция «Тайфун», разработанная германскими стратегами, провалилась. Но, заслужив передышку на западе, Красная Армия вскоре получила мощное наступления противника на Юге – в целом ситуация продолжала оставаться критической.

Союзникам СССР тогда тоже приходилось очень тяжко. Американцы сдали японцам Филиппины – вместе со своими многочисленными военными базами. В Египте немецко-итальянские силы опрокинули английскую армию…

Чем (и когда) закончится Вторая Мировая война? Ответа на этот вопрос не мог дать никто.

«Замена мужчин женщинами»

Среди прочих орским городским Советом в апреле 1942 года был принят такой документ: 


В первую очередь - женщины-добровольцы

Каждый из районов города был обязан набрать по 75 молодых (от 19 до 25 лет) женщин для отправки их в армию. В первую очередь, разумеется, следовало набирать тех, которые сами просились на фронт, чтобы бить врага. Ну, или чтобы помогать делать это мужчинам. А если добровольцев окажется слишком мало… Тогда - по законам военного времени. В принудительном порядке.

Не подлежали мобилизации, как мы видим, беременные, а также многодетные матери и те, у которых имелись маленькие, до 8 лет, дети.

Что же этим женщинам предстояло делать в армии? Ответ мы получим, если заглянем в документы ГКО (Государственного комитета обороны). 18 апреля 1942 года его председатель Сталин подписал постановление «О замене в тыловых частях и учреждениях ВВС КА военнослужащих мужчин женщинами». Вот что в нем говорилось:   

 — В целях наиболее целесообразного использования обученных контингентов для усиления ими боевых частей действующей армии, Государственный Комитет Обороны постановляет заменить в частях ВВС как строевых, так и тыловых красноармейцев и младших командиров женщинами для замещения должностей: шоферов (кроме спецтранспорта), трактористов, стрелков вооружения (красноармейцев для чистки оружия и набивки патронов), зав. складов, пом. зав. складов, кладовщиков, зав. делопроизводством, делопроизводителей, писарей, зав. столовых, поваров, зав. библиотекой, бухгалтеров, счетоводов и других специалистов административно-хозяйственной службы и связистов… Мобилизовать в период с 20 апреля по 5 мая 1942 года 40.000 женщин в возрасте от 19 до 25 лет… Мобилизованных женщин… обеспечивать всеми видами довольствия наравне с военнослужащими… Изготовить и выделить не позднее 10 мая с.г. 40.000 комплектов обмундирования для обеспечения призываемых в ВВС женщин.
Председатель Государственного комитета обороны И. Сталин
По всему Союзу (тем его территориям, что не находились под контролем врага, разумеется) нужно было собрать 40 тысяч женщин. Орску пришлось отправить на войну 225

Эпидемия есть, потому что мыла нет

В 1942 году в Орск нагрянул тиф – постоянный спутник войны. В прежние времена эпидемии этой страшной болезни выкашивали куда больше народу, чем вражеские копья и стрелы. И в просвещенном 20 веке ситуация мало изменилась: мужчины гибли на фронте, а их жены и дети – в тылу.


Мыла в городе нет - нужно варить мыло

 

Причины возникновения эпидемии очевидны: большое скопление людей на маленькой территории (в квартиры орчан подселяли и подселяли эвакуированных), нехватка медикаментов, ослабленный голоданием иммунитет… Но главное, конечно, это антисанитария. В волосах, в складках одежды жили вши, которые перепрыгивали от одного человека к другому, распространяя страшную болезнь.

Вот как в своих мемуарах описывает тиф, свирепствовавший в Орске в военные годы, Владилен Николаев:    

 — Осенью и я, и мама попали в больницу, заболев тифом. Заболевание было тяжелое. Мы оба длительное время были без сознания. Я вообще ничего не помню об этой больнице. Не знаю, где она располагалась. Не помню ни одного лица: ни врачей, ни медсестер, ни соседей по палате. Эти недели (или месяцы?), что я пролежал в больнице, напрочь выпали из моей памяти. Нас остригли наголо. Меня, конечно, эта стрижка ничуть не волновала. Но каково было маме, тогда тридцатилетней женщине! Вскоре после выздоровления от тифа у меня обострилась другая болезнь - малярия. Два дня я был относительно здоров, а на третий начинался приступ, во время которого я настолько терял силы, что буквально не мог удержать в руках столовую ложку…

Владилен Николаев: Детство. Война. Школа.

Коммуналка военного времени

Где-то далеко свистели пули и рвались снаряды; а тыловому Орску приходилось не только помогать фронту, но и решать обычные повседневные вопросы. В том числе, конечно, и в коммунальной сфере.

Как это ни удивительно, в те трагичные времена, 76 лет назад, перед городскими властями стояли те же проблемы, что и сейчас. Например, нужно было избавлять город от бродячих животных.


Ловлю организовать немедленно!

Судя по тексту документа, особенно остро эта проблема стояла в районах, которые считались тогда окраинными: в Новом городе (иначе он назывался Соцгородом – это дома, расположенные между стадионом «Авангард», которого тогда еще не было, и школой №8, в которой располагался госпиталь), поселках Никель (где он находился, объяснять не нужно) и Локомотив (названный так по заводу «Локомотивстрой», который начали возводить, но потом бросили, а в цехах разместили нынешний Мехзавод).

Каким образом осуществлялась ловля собак, в постановлении не сообщается. Но приглядывать за тем, чтобы коммунальщики не забывали о своих обязанностях, обязали рабоче-крестьянскую милицию…

Еще одной проблемой была уборка улиц – и от снега, и от «нечистот». Откуда брались нечистоты, понять нетрудно: машин было немного, да и большая их часть была отправлена на фронт, а люди ездили и грузы перевозились на лошадях. 


На скалывание льда с дорог - всего 2 дня. Сроки жесткие!

 

Обратите внимание: скалывать лед и убирать те самые нечистоты полагалось не коммунальщикам, а жителям домов и руководителям всевозможных организаций. То есть это был как бы субботник, только не добровольный. Настолько не добровольный, что контроль за его проведением был возложен опять-таки на милицию.

В ожидании большой воды

Конечно, в том году, как и любой весной вплоть до нынешнего времени, Орск опасался паводка. О том, как город был затоплен в 1942 году, Урал56.Ру совсем недавно рассказывал в отдельном материале. Тогда наводнение оказалось просто небывалым – Урал вышел из берегов, затопив 95% всех городских строений.

Вот какую историю о том стихийном бедствии рассказала читательница Урал56.Ру Светлана Сырова:    

 — Дедушка был на фронте с первого дня, а с бабушкой в Орске остались семеро детей. Старшему той весной было 17 лет, а младшему - 3 года. Жили в «мазанке» на 5-ой улице. Вода пошла ночью стеной, никто не ожидал, не было никаких предупреждений… Проснулись от холода, от воды, от криков и шума на улице. Ночь, холодно, темно, ничего не видно, ничего не понятно – куда бежать, что делать, как спасаться? Бабуля рассказывала, что собрала детей в потемках, взяла, что было под рукой - и на крышу. Всех обняла, как наседка, прикрыла своими руками, прижала к себе... А вокруг стоял стон, вой, ужас, просто не передать словами. В соседях у бабули жил какой-то руководитель. И за ним и его семьей пригнали лодку. Но он приказал забрать женщину с детьми, то есть мою бабулю, и только потом вернуться за ним. Так и спаслись. А после наводнения - ни дома, ни домашнего скарба, ничего не осталось! Но всю оставшуюся жизнь и дед, и бабушка с благодарностью вспоминали соседа…
Но произошло это жуткое наводнение в самом конце апреля, а до того никто не подозревал, что стихия нанесет такой ужасный удар. Город рассчитывал справиться с ней без большого труда, и на свет появился такой вот любопытный документ:


Тогда никто еще не знал, сколько бед принесет паводок 42 года

Хотели отделаться 15-ю парами сапог, чтоб ног не замочить. Но вышло все, увы, иначе…

На этом экскурсию в апрель 1942 года мы закончим, но ровно через неделю, в следующую пятницу, откроем очередную папку с решениями городского Совета и узнаем, чем же жил Орск в другую, но тоже далекую от нас эпоху. Следите за обновлениями в нашем разделе Ретро 56!

 



Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.



Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
16.04.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел