Космонавт Роман Романенко рассказал о секретах МКС, о космической еде и зарплате

06.01.2018
7206

Космонавт Роман Романенко

Корреспондент Урал56.Ру встретился с космонавтом и Героем России, а также депутатом Госдумы от Оренбургской области Романом Романенко. Темой этого интервью стал космос. Роман Романенко рассказал о еде в космосе, зарплате космонавта, о том как выглядит Оренбург с орбиты и о других интересных вопросах, связанных с Международной Космической станцией.


Как стать космонавтом и какой язык главный на орбите?


Дмитрий Медведев вручает Роману Романенко звезду Героя России


Урал56.Ру: — Как стать космонавтом?

Роман Романенко: Для этого нужны несколько условий. Самое главное из них — желание и мечта, без них преодолеть этот длинный и сложный путь нельзя. Помимо этого — здоровье, хорошая физическая подготовка и наличие высшего технического или медицинского образования. Без всех этих компонентов путь в космос, к сожалению, закрыт. Сейчас любой гражданский человек может стать космонавтом. Времена, когда ими были только военные летчики, прошли.

Урал56.Ру: — Сколько лет вы были в космической команде и ждали полета на МКС?

Роман Романенко: — После зачисления в отряд космонавтов, я ждал первого полета почти 11 лет. Он должен был состояться на американском шаттле, но из-за трагедии в 2003 году этот полет был отменен. После этого я ждал еще 6 лет первого полета, который состоялся лишь в 2009 году. На орбиту нас тогда доставил российский корабль «Союз ТМА-15», на Землю я возвратился через 187 дней. Второй раз в космос я полетел в 2012 году.

Урал56.Ру: — На международной космической станции бывают космонавты и астронавты из разных стран. Какой язык в космосе главный?

Роман Романенко: — На МКС главный язык − английский. Для того, чтобы полететь в космос и быть в одной команде, нужно владеть английским языком выше среднего. Перед назначением на полет космонавты сдают экзамен на его знание. Однако на МКС новый экипаж доставляет корабль «Союз», там язык управления русский. Поэтому всем членам экипажа необходимо знать технический русский язык. Получается, что в космосе два обязательных языка — английский и русский.

Урал56.Ру: — Это правда, что многие иностранные астронавты для того, чтобы совершить полет, изучают русский язык?

Роман Романенко: — Да, очень многие иностранцы очень хорошо знают русский язык, свободно владеют им. Мне повезло дважды, у меня во время первого и второго полета были иностранные бортинженеры, которые превосходно знали не только технический, но и русский литературный.


Какого цвета Солнце?


Роман Романенко (в центре) с коллегами и Клепой на МКС


Урал56.Ру: — Это правда, что пока вы были в космосе, про вас писали книгу?

Роман Романенко: — Это правда. Жена моего бельгийского бортинженера Франка де Винне — очень активная женщина. В день нашего старта Елен сразу же начала писать книгу, посвященную полету и нашему экипажу. Также я стал героем детской книги и взял с собой в полет игрушку — маленького Клепу. По легенде, он встретился с моей дочкой и попросил, чтобы я взял его в космос. Но так как мест не было, я уменьшил Клепу, и он полетел в кармане. После приземления, я игрушку вернул. В Москве прошла большая презентация книги. Помимо этого, для детской передачи снимался небольшой фильм про Клепу и космос.

Урал56.Ру: — Какого цвета звезда по имени Солнце в космосе?

Роман Романенко: — Оно намного ярче. Из-за отсутствия атмосферы Солнце видно очень четко. Очень хорошо видны кратеры на Луне, очень красивое зрелище. На МКС установлена хорошая фототехника с метровыми объективами, с помощью которой можно очень хорошо в деталях рассмотреть поверхность естественного спутника Земли.

Урал56.Ру: — Что было самое сложное для вас на орбите?

Роман Романенко: — Для меня — длительная разлука с близкими. Но нас к этому готовили, «дорабатывали наше сознание». Многие вещи происходят на уровне подсознания, это, конечно, сложно. Однако уберечься от таких мыслей можно — работа, работа и еще раз работа. Многие много времени посвящаем спорту, кто-то смотрит фильмы или слушает песни.


Wi-Fi, НЛО и 11 лет тренировок


Роман Романенко на орбите с фотографией своего отца, который тоже был космонавтом




Урал56.Ру: — На МКС есть Wi-Fi?

Роман Романенко: — Да, есть. Я его устанавливал во время второго полета. Делал разводку, устанавливал точки доступа. У всех членов экипажа есть планшет, по которому можно связываться по Интернету с близкими.

Урал56.Ру: — Очень много споров об НЛО инопланетного происхождения. Как вы считаете, есть ли доля правды в них?

Роман Романенко: — Я считаю, что НЛО инопланетного происхождения существуют. Мои коллеги и отец ничего инопланетного не видели. Я видел какие-то летающие элементы, но это все не то. На орбите можно увидеть космический мусор и не разобраться в расстоянии до объекта. В то же время, я видел непонятные вещи. Так в 2009 году я видел, как американская панель была чем-то оторвана, хотя она настолько мощная, что без огромной физической силы это сделать было невозможно. Вот такие чудеса происходили.

Урал56.Ру: — Вы стали космонавтом благодаря отцу? Или это не связано с тем, что он тоже был космонавтом?

Роман Романенко: — В детстве я не мечтал стать космонавтом. Я мечтал стать сначала военным, а потом военным летчиком. Я жил возле военного аэродрома, и это повлияло на детские мечты. К тому же я жил в доме, где жили космонавты со своими семьями. Каждое утро я видел космонавтов, которые ходят на работу и иногда летают в командировку, летают в космос. Тогда я думал, что космонавт − это обычная профессия, не то что летчик.

Я любил военные фильмы про авиацию. После этого я учился в Санкт-Петербурге и Чернигове на летчика, и во время учебы понял, что космонавтов на самом деле очень мало. Все удивлялись, когда узнавали, что мой отец был в космосе. После учебы я 6 лет ходил в патруле, потому что в 90-е годы не было топлива, и летали только начальники. В то время я параллельно учился на юриста. Думал, что стану юристом, перспектив в армии тогда не было. Однажды сослуживцы отца мне посоветовали пойти в отряд космонавтов, тем более его тогда возобновили. Я подумал, что у меня хорошее образование и здоровье. Почему бы и не попробовать? Пришел на собеседование, полгода провел в госпитале на медобследовании. После чего меня зачислили в отряд.

Урал56.Ру: — Что было потом?

Роман Романенко: — Потом была ежедневная учеба, экзамены, тренировки и обследования. Первого полета я ждал почти 11 лет, хотя свой первый полет я должен был совершить еще в 2003 году на американском шаттле, однако за несколько месяцев до старта шаттл взорвался при входе в атмосферу. Напомню, что тогда американский корабль потерпел крушении при возвращении на Землю. В целях безопасности, российская сторона отказалась от участия в программе «спейс шаттл», которая была вовсе прекращена в 2010. Мой первый полет отсрочился еще на 6 лет. Когда же я сел в российский космический корабль «Союз», я был счастлив. Пока я не почувствовал невесомость, я не мог поверить, что моя мечта наконец-то сбылась.

Заплата космонавта, сны на орбите и фильмы о космосе


Вид на Землю с одного из отсеков МКС

Урал56.Ру: — Что снилось вам на орбите?

Роман Романенко: — Говорят, что на орбите у человека меняются вкусы, сны снятся другие. Я этого всего не заметил. Ничего примечательного не было. Траву у дома не видел.

Урал56.Ру: — Смотрите фильмы про космос?

Роман Романенко: — Да, конечно. Мне очень часто задают вопросы по этим фильмам, и я готов на них отвечать. Фильм «Время первых» я смотрел с Владимиром Путиным и Валентиной Терешковой в Кремле.

Урал56.Ру: — Кто больше зарабатывает депутат или космонавт?

Роман Романенко: — У космонавтов зарплата сильно зависит от стажа, класса. У кандидатов самый маленький оклад. У опытных космонавтов соизмеримая зарплата с депутатской. Во время полета можно попутно заработать на коммерческих контрактах, ставить опыты. Что касается оплаты за 6 месячный полет, это около 4-5 миллионов рублей, но это в том случае, если нет штрафных санкций за нарушения и невыполненные опыты и задания. Если провалить много опытов, можно почти ничего не получить.

Космическая еда и ОРЗ на орбите

Роман Романенко


Урал56.Ру: — Еда в тюбиках — это устаревший стереотип о питании на орбите. Чем на самом деле питаются космонавты во время полета?

Роман Романенко: — У нас есть 3 варианта питания. В Подмосковье есть цех по производству космического питания. Все очень вкусное, продукты все натуральные. Первый вид − пресервы, их особенность связующее органическое вещество, которое не позволяет содержимому разлететься по кораблю. Второй вид − сублимирование, это продукты в вакуумной упаковке, в которую их добавляют поcле полного выведения жидкости. Это делается для того, чтобы снизить вес груза. Третий вид питания - продукты, которые космонавты взяли с собой в бонус-контейнере, все продукты, конечно, проходят проверку. Тюбики есть, в них горчица и кетчуп, не более.

Урал56.Ру: — О какой еде мечталось тогда?

Роман Романенко: — Пельмени. Этого хотелось больше всего. Мясо есть, были сублимированные стейки, их поставляют американцы. Перед употреблением в упаковку нужно добавить воды, продукт впитывает ее и становится достаточно вкусным. Борщ есть, тоже надо добавить воды и подождать, и есть длинной ложкой из пакета. Эта ложка является главной «контрабандой» из космоса. На Новый год наши присылали нам икру, японцы привозили мороженное.

Урал56.Ру: — При вас на орбите кто-нибудь болел гриппом или ОРЗ?

Роман Романенко: — Да, так случилось, что американка, которая должна была с нами пролетать 3 месяца, прибыла на корабль зараженная, но ее болезнь была в инкубационном периоде. По прибытию на МКС заболевание у нее начало развиваться. В результате этого весь экипаж заболел, три дня программа не выполнялась. Пили таблетки, были сильнейший головные боли. В космосе болезнь переносится очень тяжело.

Как выглядит Оренбург в космосе?


Вид на Оренбург с МКС



Урал56.Ру: — Над какими городами и странами пролетает МКС?

Роман Романенко: — Над Оренбургом пролетает, прямо над городом. В сравнении с мегаполисами, Оренбург не очень большой и не очень яркий, но очень уютный. Орбита для МКС сейчас выбрана выгодная для двух стран — США и России. Эти страны имеют максимальный охват. Южной точкой является ЮАР.

Урал56.Ру: — Как вы считаете, станцию «Мир» надо было сохранить?

Роман Романенко: — С политической точки зрения нужно было сохранить, но мы могли доиграться и довести до трагедии. Решение затопить станцию «Мир» было правильным по нескольким причинам. Главная из которых — усталость оборудования, бортовые системы на станции были рассчитаны на 5 лет, а на практике они работали более 13 лет. Все сроки вышли, гарантии безопасного полета уже не было, система была не взаимозаменяемой. Пилоты, которые были на станции «Мир», рассказывали о проблемах, с которыми они сталкивались. В частности, речь шла о выходе системы терморегулирования из строя, поменять оборудования модуля было не возможно.

Новый год на МКС


В конце этого разговора космонавт и депутат ГД РФ Роман Романенко поздравил оренбуржцев с Новым годом:
 — В преддверии праздников я хотел бы поздравить всех оренбуржцев с Новым годом и Рождеством, пожелать космических успехов и здоровья, благополучия и удачи. И главное – семейного тепла и гармонии, которые придадут сил и уверенности в самых трудных ситуациях и длительных командировках!


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Андрей Локомотив
Урал56.Ру
06.01.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел