
Река Сакмара в поселке Желтое, фото – соцсети
Обрушение берега реки Сакмара в селе Желтое угрожает целостности участка Южно-Уральской железной дороги. Росприроднадзор готов оказать поддержку в решении этого вопроса. Об этом стало известно по итогам встречи начальника департамента Росприроднадзора по ПФО Олега Кручинина с главным федеральным инспектором региона Сергеем Гаврилиным в Оренбурге.Последний сход грунта произошел в результате прохождения весеннего половодья. На данный момент линия обрушения находится приблизительно в 20 метрах от автомобильной дороги и 35 метрах от подошвы железнодорожного полотна 126-127 км участка Оренбург-Айдырля.
Проблема усугубляется техногенным воздействием, из-за близкого расположения транспортных путей, по которым осуществляется перемещение больших грузов, на участке происходит систематическая вибрация.Сергей Гаврилин отметил, что ситуация признана критичной и требует принятия экстренных мер по проведению берегоукрепительных работ и восстановления старого русла реки Сакмара.
Департамент готов оказать Оренбургской области всестороннюю поддержку. По словам Олега Кручинина, в адрес Центрального аппарата Росприроднадзора направят запрос с просьбой изыскать возможность софинансирования в реализации данного проекта. В то же время необходимо помнить о минимизации вредного воздействия на сам водный объект и прилегающую территорию. Этот вопрос будет находиться на особом контроле департамента и территориального Управления Росприроднадзора, сообщили в пресс-службе ведомства.
Расстояние от железной дороги до обвала, 2015 год. Фото – Артем Абаполов
Напомним, жители поселка Желтое Саракташского района обеспокоены сложившейся ситуацией уже много лет. Сакмара постепенно подмывает берег и все ближе подбирается к железной дороге. В 2014 году река обрушила берег на 8 метров. Спустя некоторое время в Саракташский район приехал министр МЧС Владимир Пучков. Он предлагал выпрямить опасный участок.
Затем ситуация усугубилась. Под угрозой оказались участки автомобильной дороги, железнодорожное полотно, а также газопровод, линии связи и электропередач. К августу 2014 года протяженность берегового обрушения составила более 600 метров, высота обрыва — около 22 метров. В итоге пришлось закрыть
дорогу Саракташ — Желтое, поставить ограждения на опасном участке и перенести коммуникации в более защищенное место. Эта проблема рассматривалась на уровне правительства РФ.
Процессы подмывания продолжаются до сих пор.
Справка Урал56.Ру:
Река Сакмара в нескольких километрах от села Желтое делает большой изгиб, подмывая обрывистый берег.
С 2005 по 2010 годы обрушение составляло ежегодно до 10 метров, в 2011 году — 20 метров, в 2012 году — 8 метров.
В 2013 году протяженность обрушения — 600 метров, высота обрыва — до 22 метров. Расстояние от кромки обрушения до подошвы железной дороги составляет 55 метров, до первого рельса — 65 метров. После последнего обрушения до автомобильной дороги от края оврага осталось чуть больше 10 метров, до железнодорожных путей около 50 метров.
Еще в 2013 году сообщалось, что под угрозой оказались
участок от 126 до 127 километра железнодорожного пути Оренбург — Орск Южно-Уральской железной дороги, а также участок муниципальной автодороги Оренбург — Желтое.