О насущных проблемах жителей Орска в январе 1964 года: Что поменялось, а что осталось прежним с тех далеких времен?

06.06.2022
3154
Орск, площадь Шевченко, 1964 год. Фото: Татьяна Благодарная
Перед нами протокол совещания уличных комитетов и микросоветов, датированный 21 января 1964 года, который хранится в одной из папок фондов Орского филиала Оренбургского государственного архива.

Прежде чем раскрывать еесодержание, надо сказать несколько слов о том, что же из себя представляли так называемые уличные комитеты и микросоветы в Советском Союзе.

В СССР это были своего рода общественные организации жителей домов, которые находились на одной улице. Полномочий, закрепленных законодательно, они не имели, нигде официально не регистрировались. Но среди уличных комитетов были активисты, благодаря которым быстрее решались вопросы ремонта дома, благоустройства улицы, другие насущные проблемы.

Функции общественного самоуправления осуществляли также общие собрания жителей улицы, товарищеские суды, общие собрания жильцов квартала, квартальные комитеты, квартальные товарищеские суды, общие собрания жильцов дома, домовые комитеты, микросоветы и пр.

Законодательное признание всех этих форм, как части системы местного самоуправления, получило только с принятием Закона СССР от 09.04.1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

В настоящее время структура этих организаций несколько иная, нежели в союзном государстве, но не об этом сегодня речь.

  • Совещание уличкомов и микросоветов 21 января 1964 года

Поговорим о том, чем занимались уличные комитеты и микросоветы в далеком 1964 году в городе Орске, а также рассмотрим вопросы, которые решали на совещании представители этих структур в те далекие времена.

На повестке дня тогда, сорок лет назад, стояли следующие вопросы:

1.    Можно ли перенести общественную остановку на поселке Октябрьском?

2.    Просьба поставить водоразборную колонку по ул. Кооперативной.

3.    На пос. Победа дети занимаются в школе по 3,5 смены. Какие будут приняты по этому меры?

4.    Будет ли в этом году отремонтирован проезд Металлургов?

5.    Можно ли организовать машины для вывозки мусора из частного сектора?

6.    Будут ли отремонтированы тротуары по ул. Энергетиков?

7.    Строители по окончании строительных работ не убирают за собой строительный мусор. Пора к ним предъявлять требования.

8.    Будут ли строить школу на Мясокомбинате. Детям очень далеко ходить с поселка Нагорного.

9.    Пора привести в порядок или строить новый мост через реку Орь.

10. Очень много в городе стало собак. Какие принимаются по этому меры?

11. Будут ли строить трамвай на пос. Первомайский и Вокзал?

12. Остановку «Водоканал» сделали возле колонки. При очень большом движении машин опасно брать воду. Необходимо шоферам запретить заправлять машины водой из этой колонки.

13. На поселке Елшанка санврачи не оказывают помощи уличному комитету в наведении чистоты. Милиция не ведет работу и не принимает мер к лицам, живущим без прописки».

Фото архивного документа 1964  года

С того года прошло немало времени, много воды утекло с тех пор. Некоторые названия, что встречаются в тексте протокола, давно уже не упоминаются. Среди них поселок Октябрьский. Находился этот поселок между пос. Крекингом   (Победа) и пос. Никель в районе ул. Тобольской. Существовал в 30-90-е годы.

На его территории имелись такие улицы и переулки как Амангельды, Лебедева. Курганская, Челюскинцев, Серафимовича, Норильская, Грибоедова, Гайская, Каспийская и др.

Октябрьский расселен в 90-е годы 20 века из-за плохой экологической обстановки в данной местности. Вода в колодцах была с нефтяными примесями, да и вся почва вокруг стала всем этим пропитана.

 Схема бывшего поселка. Материал из архива Сергея Хилинского

Бывший пос. Октябрьский. Пересечение пер. Челюскинцев и ул. Курганской. Дом Тишиных. Фото В. Тишиной.

Бывший пос. Октябрьский. Вышинского , 13. Фото из открытых источников

  • Мост в районе Биофабрики

Сообщение нашего города с Тургайской степью через реку Орь существовало  давно. В 1964 году, о котором мы ведем речь, мостовое сооружение, давно пришедшее в негодность, соединявшее до этого Орский конный завод и город, требовало как минимум починки либо как максимум строительства нового гидросооружения. Этот вопрос стоял на повестке дня совещания уличных комитетов в январе того года. Прошло некоторое время  после описываемых событий.

В Орском архиве мы нашли еще один документ, датированный 1966 годом.

По сути, в нем описывается история создания того самого моста, который сейчас соединяет поселки Старая и Новая Биофабрика с  остальной частью города.

Представитель Министерства сельского хозяйства СССР А. Дубровин направляет в два адреса: 1) первому секретарю Оренбургского областного комитета КПСС тов. Коваленко А.В. и 2) председателю Оренбургского  областного исполнительного комитета тов. Баландину А.Н. ответ 10 декабря 1966 года  на запрос, датированный 11 ноября 1966 года (№ 0288С).

В свою очередь Оренбург переадресовал это письмо в Орск председателю исполкома Горсовета тов. Ф. Хохлову.

Суть ответа Министерства сельского хозяйства заключалась в следующем: по сметно-финансовому отчету, утвержденному Министерством 21 августа 1964 года, оно (Министерство) выделяло на строительство моста через Орь 800 тысяч рублей. Строительство же сооружения  должен был осуществлять Орский городской Совет при  долевом участии  Орской биофабрики.

Почему в возведении  моста городского масштаба принимало участие аж целое Министерство да еще и сельского хозяйства? По той причине, что в городе велось строительство новой биофабрики, которое находилось в ведении этого самого Министерства.

«Строительство новой биофабрики начато в 1965 году и предусмотрен ввод мощностей в эксплуатацию в 1970 году…

В связи с тем, что строительство моста через Орь с подходами к нему является мостом города и будет эксплуатироваться многими организациями города, Министерство сельского хозяйства СССР считает возможным участвовать в строительстве моста в порядке долевого участия с выделением для этой цели 800 тысяч рублей.

Министерство сельского хозяйства СССР просит вас дать задание Орскому городскому Совету осуществить строительство моста через реку Орь с долевым участием Орской биофабрики.

О вашем решении прошу сообщить».

Фото из фондов Орского городского архива

Фрагмент письма, адресованного Оренбургскому областному комитету КПСС о необходимости строительства моста через реку Орь. 1966 год

И, будьте уверены, ответили. И начали строительство, в нем принимали участие работники той самой Биофабрики, от которой сейчас сохранилось только  лишь название местности.

Прошло уже больше шестидесяти лет... Мост, требующий замены или реконструкции в 60-е годы, опять пришел в негодность и перекрыт из-за необходимости проведения срочных ремонтных работ.

  • Собаки, свалки, дороги и работа за «пузырек»

Многие вопросы, актуальные в шестидесятые годы, злободневны и в настоящем времени. А еще собаки, грязь, дороги… Вечные проблемы нашего города, не зависящие ни от режимов, ни времен, ни обстоятельств, ни  деятельности власть имущих.

В шестидесятые годы также остро стоял вопрос о сносе времянок, землянок и бараков, портящих общий облик города.

Так, житель поселка Железнодорожников тов. Уваров сетовал на то, что архитектор не заботится о своевременном сносе всех этих временных сооружений после строительства новых домов.

«… Эти землянки безобразят улицы, в них содержат квартирантов».

Соседство бараков и новостроек, правда, уже в Новом городе. Орск. 1968 год. Фото ОКМ

В веке двадцать первом дома строятся в небольшом количестве, а проблема сейчас совершенно другая: снос ветхих и аварийных строений, которые тогда, в веке двадцатом, были  мечтой многих горожан, вышедших из бараков и таких вот наспех сотворенных мазанок-землянок.

А жители многострадальной улицы Каменной все в том же поселке Железнодорожников тогда страдали не от плохого асфальта, проблема состояния которого волнует сейчас проживающих на ней граждан, а от его полного отсутствия.

Уваров вопрошал:

«Чтобы дорога была всегда проезжей, там работы сделать очень мало, а ее не делают. И вот как только начинается оттепель, автобусы ходить не будут. Сколько можно обещать?»

Трудно себе представить, что в поселке Железнодорожников когда-то на уже отстроенных улицах было болото.

Один из выступающих тов. Крысько говорил:

«… улицы Кадровая, Электриков сидят в болоте. Просьба весь строительный мусор свозился туда, чтобы забутить их…».

Улица Кадровая, которая упоминается в документе, сейчас носит имя одного из Героев Советского Союза Шелухина Н. П. На минуточку!  Сейчас на этой улице находится здание администрации Советского района города Орска, а когда-то здесь стояло  болото, квакали лягушки, летало полчище комаров…

Вот и использовали строительный мусор для укрепления и засыпки болотистой местности: свозили его сюда отовсюду, со всех новостроек, коих в городе было предостаточно в шестидесятые. Чего стоила только гора им. Сучкова, о которой мы не так давно писали.

Выступали и другие уличные комитеты.

Например, представитель уличкома пос. Первомайского тов. Старченко поднимал злободневные вопросы того времени, что накопились среди жителей отдаленного городского района. Это отсутствие поликлиники, связи в так называемой Старой Майке и др.

Цитируем, сохраняя колоритно набранный текст на печатной машинке:

«Более 13 тыс. человек населения. Поликлиник по существу нет, а в том помещении обслуживать больных нельзя. Больному приходится занимать очередь с 6 часов утра. Строительство идет плохо. С аптекой пока теПИмо. Нет телефона в старой майке. Чтобы вызвать скорую помощь, идут в магазин или школу, а ночью все, ниоткуда не позвонишь…

По улицам 18 лет Октября, МОТРОСКОЙ  идут все стоки вод… Как бы ни просили руководство принять меры, ничего не получилось. Люди решили самовольно заваливать каждый возле своего дома…»

В конце концов,  руководство все же выделило на несколько часов трактор и бульдозер. Не обошлось и без пресловутого «пузырька».

То есть, тогда, чтобы хоть чего-то добиться, сдвинуть дело с мертвой точки, прибегали к действенному методу. Взамен на какую-либо услугу проставляли «пузырь» водки в качестве благодарности за оказанную услугу.

Если работы было много, то просили и две бутылки. Денег не брали. Деньги могла отнять, например, жена, чтоб не пропил работяга, а тут сразу вожделенный магарыч в кармане.

И еще, граждане, которым всегда можно было все, существовали в разные времена.

Старченко нам об этом рассказывает из далеких шестидесятых:

«На улице 18 Лет Октября поставлена усадьба одного гражданина, перегородил улицы. 2 год мы просим сделать там проезд и не можем добиться…».

Помимо вышеназванных проблем также нехватка медикаментов в городе:

«… с медикаментами в городе плохо. Нигде не найдешь, месяцами ездишь по аптекам…»

Волновали жителей и несанкционированные свалки:

«… Жителей нашего поселка (пос. Железнодорожников – прим. авт.) не заставишь везти мусор за 10 км, так или иначе свалка существует на балластном карьере. Видимо, там нужно сделать планировку…».
  • Балластный карьер. Подзабытый топоним

Итак, в нашем городе был когда-то балластный карьер? Где он находился? Почему так назывался?

Статья Рединина в «Орском рабочем» 1954 года.

Ответ на этот вопрос мы нашли в газете «Орский рабочий» 1954 года.

Краевед П. Рединин в статье «Использовать местные материалы» в номере от 10 сентября 1954 года писал:

«Вообще, разработки местных материалов там, где они ведутся, построены крайне неудовлетворительно. Возьмем, к примеру, балластный карьер на станции Гудрон. Здесь имеются большие запасы гравийных пород, пригодных для балластировки железнодорожных путей, а кроме того песков, нужных для строительных работ. Разработки нужно вести по единому плану, строго организовано, однако и здесь берут верх узковедомственные интересы. В результате карьер оказался в крайне запущенном состоянии. А ведь он мог бы при соответствующей механизации снабжать формовочными песками, скажем, все нуждающиеся в них предприятия города. Не приходилось бы завозить такие пески из Свердловской области».
И хотя Старченко и Рединин говорят о разных поселках, в которых находился карьер, они имеют ввиду одно и то же место: это территории севернее улицы Балластной в пос.  Железнодорожный и западнее самой станции Гудрон.

Итак,  карьер в данной части города появился при разработке так называемого балласта – гравия для использования его при отсыпке насыпей железнодорожных путей. Потом карьер постепенно утратил свое прямое назначение. Здесь появилась свалка. Стихийная.  Конечно, позже  ее ликвидировали.  Сейчас о бывших разработках напоминает разве только название одной из улиц Орска – ул. Балластная. Данная застройка появилась еще тогда, когда карьер эксплуатировался. Отсюда и название улицы.

Впрочем, как мусорили возле своих домов, так и продолжаем это делать и поныне. Эта проблема и до сих пор неразрешима. Сколько таких несанкционированных свалок у нас сейчас в Орске!

Но вот такие уличные комитеты и микросоветы, как могли, боролись с существующей действительностью. Выявляли, бичевали, помогали даже решать проблемы, сдвигали дело с мертвой точки, принимали активное участие в жизни отдельной улицы, жили на благо города.

Но несмотря на это, с тех пор до настоящего времени мало что изменилось.

Цитируя эти строки, понимаешь, что проблемы каковыми были, такими и остаются. Меняются времена, нравы, но коммунально-бытовая составляющая – одна на все времена с небольшими лишь изменениями.

А со страниц пыльных архивных документов и из газетных заметок мы извлекаем  порой то, что мы уже и не знаем, но еще помнили, наверняка,  наши деды, бабушки, родители, теперь уже многие  безвозвратно ушедшие, которых теперь и не спросишь ни о чем, не разведаешь. А  бумага – она стерпит все. Расскажет то, что уже давно в прошлом.

На этом мы статью завершаем, а в следующий раз еще  о чем-нибудь вам  напишем. Следите за обновлениями.

Использованные источники:

1.    Номер газеты «Орский рабочий» от 10 сентября 1954 года.

2.    Фонд Р-1, опись 8, дело 300 Орского филиала ГАОО.

3.    Фонд Р-1, опись 8, дело 209 Орского филиала ГАОО.

За помощь в подготовке материала благодарим директора МАУК «ЦБС г. Орска» Валерию Леонидовну Карижскую, а также директора филиала ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске Инну Евгеньевну Ершову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Юлия Сурская
Урал56.Ру
06.06.2022 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел