Академик РАН Александр Чибилев: «Сама застройка поймы говорит нам о том, что мы не рассчитываем на то, что Урал будет жить»

21.01.2022
7648
Река Урал в городе Оренбурге в районе Красной площади в мае 2021. Фото из личного архива автора

В городе Оренбурге все чаще застраиваются пойменные участки реки Урал. Осенью прошлого года объявление о начале архитектурного конкурса на проект жилой застройки очередного пойменного участка вызвал возмущение как у простых горожан, так и у представителей научного сообщества.

Наша редакция решила узнать мнение одного из исследователей экосистемы реки Урал, академика Российской академии наук, вице-президента Русского географического общества доктора географических наук Александра Чибилева о застройке речной поймы, о будущем нашей главной речной артерии и о развитии города Оренбурга.

Александр Чибилев (в центре) на заседании международного круглого стола «Трансграничный бассейн реки Урал: проблемы устойчивого развития и сохранения экосистемы» в городе Оренбурге в январе 2022 года. Фото из личного архива автора

Урал56.Ру: Как скажется застройка участка между улицей Мира, Загородным шоссе и проектируемыми магистралями общей площадью 134 га в пойме Урала на всем остальном городе? Не станет ли это причиной для ухудшения экологической обстановки?

Александр Чибилев: Пойма испокон веков — это территория, которая не застраивается, не распахивается, это зона благополучия главной реки. Поэтому всегда в пойме запрещалось сельское хозяйство и иная деятельность. Но, к сожалению, в городской среде и не только эти принципы нарушаются, потому что даже сама городская застройка говорит нам о том, что мы не рассчитываем на то, что Урал будет жить. Без пойменного ландшафта, без пойменных лесов, без пойменных озер Урал обречен на деградацию. У всех народов, которые жили на берегах Урала, именно вся пойма считалась водоохранной зоной, а не те считанные метры, что определены сейчас. Это природоохранная зона, в которой река должна жить, ведь это основное условие существования реки.

Урал56.Ру: Что вы думаете о самой жилой застройке в пойме Урала, еще недавно он заливал свою пойму в периоды весеннего половодья? Безопасно ли жить, например, в жилом комплексе «Дубки»?

Александр Чибилев: Дубки 20 лет назад затапливались. Я помню, когда пришлось эвакуировать детей даже (из детских лагерей неподалеку от места, где сейчас стоит ЖК «Дубки» - прим. ред.), периоды такие обязательно вернутся, половодье будет на Урале. Климат меняется и в одну, и в другую сторону. А значит проблемы с безопасностью этих домов будут, и тогда будет компания по строительству дамб, как это было в Орске. Мы защищали от ежегодного затопления уже имеющиеся застройки. Эти проблемы обязательно возникнут, но мы не знаем когда это произойдет.

Урал56.Ру: Какое будущее ожидает реку Урал, если «освоение» ее поймы продолжится подобным образом? Какие последствия у этого будут для города, для региона, для всей территории, зависимой от Урала?

Александр Чибилев: Если пойма не будет затапливаться регулярно, ежегодно, как мы уже видим, она не затапливается, то Урал превратится в другую реку, новую. Тогда настанет время, когда он не будет доходить до Каспийского моря, как это произошло с другой рекой – Эмбой. Она меньше Урала, но она до 1939 года впадала в Каспийское море, на ней были осетровые. Теперь более 80 лет она не доходит до Каспийского моря. Это было связано как раз с гидротехническими сооружениями на реке Эмбе в Актюбинской области, но это более мелкая река и поэтому она пострадала больше, а последствия проявились раньше.

Урал56.Ру: Какие последствия для Оренбургской области будут, если Урал повторит судьбу Эмбы?

Александр Чибилев: Ну, катастрофы не будет, экологической катастрофы, но жизненные условия значительно ухудшатся. Это будет связано с тем, что мы потеряем зеленые зоны реки Урал, мы уже потеряли пойменные сенокосы, ну и конечно - пойменные озера, которые питают реку Урал в зимние и летние межени (периоды, в которые уровень воды самый низкий – прим. ред.). В зимние и летние межени Урал питается грунтовыми водами из пойм. Если не будет затопления и пополнения грунтовых вод, то межени будут еще более низкие.

Река Урал в Оренбурге в районе пешеходного моста в апреле 2021 года, завершение ледохода. Фото из личного архива автора

Урал56.Ру: Оренбург растет, с эти ничего не сделать. Каким вы считаете будет правильным расширение Оренбурга, если не затрагивать пойму? Как, по вашему мнению, разумнее развивать и застраивать город?

Александр Чибилев: У города есть водораздельные земли в восточном направлении: в сторону Орска по трассе, в сторону Неженки есть прекрасные места для жилой застройки города Оренбурга. И, конечно, нужно Южный поселок развивать, хотя там нужно больше благоустраивать, чем разрастаться. Пространство для роста Оренбурга есть – это южное и восточное направления, за Уралом и в сторону Нежинского шоссе, где сейчас дачные поселки. Ведется малоэтажная жилая застройка Оренбурга в сторону Беляевки по трассе — это пример расширения города.

Урал56.Ру: Когда вы говорите о том, что Оренбург нуждается в благоустройстве, что под этим имеется ввиду?

Александр Чибилев: Я имею ввиду, в первую, очередь зеленый каркас. У нас никудышние зеленые насаждения в Оренбурге: используются интродуценты, используются клены, используется карагач. В первую очередь у нас слабо идет озеленение, парковое хозяйство никудышнее, ну и, конечно, отсутствие зеленых зон в мощной застройке новостроек, особенно в Степном поселке. Это создает очень неблагоприятные условия для жизни населения. Нужно строить более рассредоточенные микрорайоны, в которых обязательно использовать качественные зеленые насаждения.

Урал56.Ру: О каких именно видах мы говорим?

Александр Чибилев: Нужно использовать местные породы, все что растет у нас в естественных лесах, то и должно быть в Оренбурге: дуб, местные виды кленов, липа, хвойные конечно проблематично, но кроме сосны есть лиственницы, и так далее - все эти породы известны. Они к нашему климату приспособлены. И, конечно, насаждения должны быть грамотно с точки зрения ландшафтной архитектуры продуманы. Например, когда, ухаживая за деревьями, мы обрезаем их до состояния обрубленного ствола, то с одной стороны мы нарушаем эстетику, а с другой — это просто живой организм, как и мы с вами, а мы его вот это… Гнетущее впечатление производит … У нас есть примеры степных городов, которые более успешны в этом вопросе. Например, город Уральск, который находится в Казахстане в этих же климатических условиях, даже более суровых. Там используются местные породы, более подходящие с точки зрения зеленого благоустройства, и они от этого выигрывают. Есть и другие города: Краснодар, Ставрополь, Волгоград. Все это степные города, в которых зеленые строительство ведется по генеральному плану и используются более качественные зеленые насаждения.



Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Дмитрий Гнедаш
Урал56.Ру
21.01.2022 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел