Большое интервью авторов Telegram-канала «Грубнеро»: – Наша миссия – возвращение политики в жизнь Оренбуржья

17.11.2021
5287
Редакция Урал56.Ру запускает новый проект — серию интервью с авторами Telegram-каналов Оренбургской области. Первыми с нашим корреспондентом пообщались представители одного из самых популярных оренбургских Telegram-каналов «Грубнеро». Они рассказали о своей миссии, о доходах, о политических взглядах, а также о том, кто входит в команду, но при этом сохранили анонимность.  

Что такое Грубнеро?


Канал был создан 1 июня 2018 года, а первое сообщение опубликовано 15 апреля 2019 года



Урал56.Ру: — Что такое Грубнеро, как вы определяете себя: Telegram-канал, СМИ, медиапроект?


Грубнеро: — Нам нравится определять себя как инфо-буй или маяк (не зря маяк – на обложке нашего аккаунта в ФБ). Популярность авторских каналов, «журналистики мнений» растет по причине критической информационной нагрузки, которой подвергает человека современный мир. Возникает серьезная проблема: человек не просто не успевает сориентироваться в происходящем, но и составить собственное мнение, дать эмоциональную, морально-нравственную оценку событиям. Это необходимо еще и потому, что в инфопотоке много манипуляций, фейков, пропаганды, которых хотелось бы избежать. Поэтому люди начинают инстинктивно искать ценностные ориентиры – авторов, экспертов, источники, которые близки им по убеждениям, по духу, чьи ценности и взгляды они разделяют. Читатель делегирует им право на оценку и интерпретацию событий, сверяется с этими ориентирами. Такой источник часто становится для своей аудитории чем-то вроде опоры, индикатора, показывающего, что люди не одиноки в своих оценках. Это уже социально-психологический аспект. Чтобы не сойти с ума, человеку важно знать, что не он один отказывается «зиговать», когда вокруг все «зигуют». На самом деле это – пропагандистская иллюзия, он не одинок в своем гуманизме или пацифизме, и мы – тот буй или маяк, который помогает ему это понять. Вокруг все голосовали за Конституцию? Нет, мы были против, и нас много – двигайся сюда.

Урал56.Ру: — Канал ведет один человек или команда? Команда постоянная или авторы меняются?

Грубнеро:  Нетрудно понять, что весь объем работы, который необходим для ведения канала (текущий мониторинг инфополя, СМИ, соцсетей и того же Telegram, плюс подготовка собственных текстов и аналитики) очень сложно вести одному человеку. Так что речь идет, конечно, о небольшой команде авторов. Есть человек, осуществляющий почти постоянное ведение канала - в режиме агрегатора. Он мониторит основные источники, на нем же - почта, посильная проверка информации и т.п. Есть пара авторов, создающих основные тексты и аналитику по интересным поводам. Некоторые темы рождаются в обсуждениях, спонтанно. И есть человек, который периодически снабжает нас смешными медиа – мемами, картинками, видео. В значительной степени соавторами канала являются наши читатели, присылающие информацию, темы, вопросы, медиа-материалы.

Урал56.Ру: — В команде есть известные в Оренбургской области журналисты?

Грубнеро: —Смотря что считать критерием известности. Есть связь некоторых авторов с журналистикой, медиа-бизнесом, но о какой-то широкой известности авторов говорить не приходится. Анонимность канала этому также способствует.

Урал56.Ру: — Есть ли у авторов канала опыт работы в государственных, муниципальных органах, в правоохранительных?

Грубнеро: — Да, есть, позвольте без уточнений, в каких именно.

«Конечно, мы оппозиция...»


Фото, опубликованное в Грубнеро. 23 января 2021 года.


Урал56.Ру: — Многие вас воспринимают как оппозиционный канал. Это так? Как вы относитесь к власти?

Грубнеро: — Конечно, мы оппозиция. Оппозиция той власти, которая есть сейчас. Оппозиция ее лицемерию, некомпетентности, коррумпированности, лживости, беспринципности. Там, где власть показывает себя с лучшей стороны, без оговорок, – мы всегда готовы поддержать. И нередко это делали, как, например, с кадровой инициативой губернатора Паслера «команда Оренбуржья». Мы всячески продвигали этот проект, пока он не вылился в очередной пиар-пшик.

Урал56.Ру: — Приносит ли канал доход? Есть ли в нем платные (заказные) посты?

Грубнеро: — За все время существования канала «Грубнеро» нам поступили десятки предложений о покупке постов или рекламы. На все предложения мы давали согласие – при условии, что оплаченные посты будут обозначены как оплаченные, для наших читателей. Ни один из потенциальных заказчиков не согласился на эти условия. Единственной состоявшейся сделкой была покупка «молчания» на определенный период по одной из актуальных политических тем, но не слишком принципиальной с нашей точки зрения. Всю полученную за это молчание сумму – около миллиона рублей – мы направили на благотворительность в фонд Дмитрия Юдаева. На эти средства закупаются препараты для детского онкодиспансера, теплые вещи и игрушки для оренбургских детских приютов. Из этих средств была оплачена гастростома для тяжелобольной девочки, которая, к сожалению, умерла до того, как она пришла в Оренбург. Сейчас гастростома передана другому нуждающемуся ребенку. Когда в Telegram коллеги пишут с умным видом, что кому-то платят, кто-то зарабатывает и вообще в Telegram без монетизации ничего не происходит, мы чувствуем себя идиотами. Мы не заработали ничего, кроме кайфа и некоторых геморроев.

Урал56.Ру: — Откуда инсайды?

Грубнеро: — Есть связи авторов. Есть свои источники. Есть почта. Наши соавторы - наши читатели. Нам приходит большое количество писем, многие из которых содержат полезную информацию и инсайды. Есть попытки «вбросов» и манипуляции, но в большинстве случаев нам удавалось избегать публикации откровенной «клюквы», мы внимательно фильтруем поступающие сведения.


Урал56.Ру: — Часто ли бывает так, что источник ошибается? Как проверяете информацию?

Грубнеро: — Связи, коллеги по Telegram, наши источники – вот все наши ресурсы для проверки информации. Обычно этого достаточно. Если есть сомнения, мы указываем, что это – некая сторонняя информация, с хештегом #нампишут, как аналог «за что купили». Но обычно это информация, которой мы все же доверяем в значительной степени, не имея возможности проверить детали. Часто случается, что информацию, которую мы еще пытаемся проверить, публикуют другие Telegram-каналы. В этом случае из чисто этических соображений мы репостим ее от «первопроходца», отдавая ему пальму первенства, а вместе с ней и ответственность за достоверность публикации.

Урал56.Ру: — Что вы делаете, когда понимаете, что опубликовали ложную информацию?



Грубнеро: — Такого практически никогда не было. Были неисполнившиеся прогнозы, некоторые (несущественные) неточности. Если все же есть какая-то ошибка, мы всегда стараемся опубликовать вторую сторону, альтернативное мнение, опровержение, если оно где-то озвучивается или присылается непосредственно нам. Бывали случаи, когда ложная информация исходила из официальных источников, мы впоследствии указывали на это.

«Наша тенденциозность в критике власти станет всего лишь частью общего баланса»


«Утрата». Граффити в Оренбурге. Автор: Никита Nomerz

Урал56.Ру: — Кто на сегодня диктует повестку: СМИ или Telegram-каналы? Кто больше влияет на общество, на политику?

Грубнеро: — Мы уверены, что сегодня Telegram + соцсети определяют повестку. СМИ идут, преимущественно, в ее фарватере.

Урал56.Ру: — Оренбургская журналистика мертва: да, нет, другое?

Грубнеро: — Не мертва, что весьма отрадно. Однако зажата в довольно строгих рамках и говорит на безопасном для нее языке.  Здесь важно понять, что не существует неманипулятивной информации. Любая информация с момента возникновения своего первого же бита сразу становится предметом и инструментом управления. Даже крик беспомощного ребенка – это управление родителем. Манипулятивно буквально все – ракурс, своевременность, подача, интонация, полнота. Важно другое – цели и ценности, на которые ориентирует вас информация. С этой точки зрения дополняющим и необходимым искусству написания текстов является искусство их чтения и интерпретации, герменевтика. Вся жизнь человека в информационном обществе – это постоянное считывание и генерация текстов. В один сплошной гипертекст слилось все – новости, граффити, сообщения в соцсетях и литература. В этом потоке важен уже не текст, а читатель. Он приобретает субъектность. Его оценка текстов важнее позиции авторов. Без читателя ваш текст не существует и не имеет значимости. В эпоху «телека» повестка детерминировалась ТВ (если этого не было по ящику – этого вовсе не было). Сейчас повестка детерминирована читателем. Вы можете быть во всех ящиках, но без нужного читателя вас не существует.

Нашим основным мотивом создания канала была именно гражданская позиция и желание вернуть в инфополе элемент независимого общественного контроля – пожалуй, главный для современного российского общества атрибут и функционал журналистики как социального института. Манипулятивность здесь – мера противодействия госконтролю. Нас упрекают в пристрастности и тенденциозности, но нас нельзя рассматривать в отрыве от остального медиа-поля. Если посмотреть на нас в контексте всей зацензурированной, накачанной пропаганды и ложью медиа-сферы, наша тенденциозность в критике власти станет всего лишь частью общего баланса. Вот ключевое слово – мы просто возвращаем аудитории баланс. В качестве подспорья окороченной властью и колченогой традиционной журналистике.

Урал56.Ру: — Как вы охарактеризуете обстановку в оренбургском Telegram на данный момент?

Грубнеро: – Мы мониторим практически все региональные каналы и наблюдаем около 70 заметных или интересных. Из них около 45 более или менее активных, около 30 постоянно активных. Есть каналы, не получившие развития после нескольких постов, есть «спящие каналы», молчащие каналы. Был даже клон «Грубнеро», который долгое время говорил сам с собой, но потом «самовыпилился». Видно, что оренбургский Telegram ищет себя, пробует ниши. Думаем, сейчас он почти на определенном пике развития, есть ощущение перенасыщенности. Рост числа новых каналов компенсируется отмиранием старых и в обозримом будущем мы увидим 20-30 ТГК, но с «устаканенной» и референтной аудиторией. Будут ситуативные всплески – выборы, политические события, общественные проекты. Видим запоздалый наплыв провластных и корпоративных каналов пока весьма неуспешных. Голоса, что «Telegram уже не торт» будут звучать с определенной периодичностью всегда. Хотя это когнитивная ловушка – мы оцениваем не прошлое, а свои впечатления от этого прошлого. Если сейчас перечитать наши материалы годовой давности, видно, что они в целом уступают нынешним. Telegram-каналы становятся лучше, просто раньше это было в новинку, свежо, многое заходило на «ура», а сейчас читатель стал требовательнее. Появилось много нового, не всегда понятного и принимаемого, поэтому читателю иногда кажется, будто стало хуже. Сейчас, наверное, пиковый период с точки зрения числа и интереса к каналам политической тематики. Но со временем можно ожидать появления авторских, экспертных и тематических узкоспециализированных каналов, так что настоящий пик еще впереди.

Про оренбургских политиков


Спикер Заксоба Сергей Грачев возглавил список самых харизматичных политиков региона. Фото: пресс-служба Законодательного Собрания


Урал56.Ру: — Можете назвать трех самых харизматичных политиков Оренбургской области?
Грубнеро: — Сергей Грачев, Сергей Балыкин и Юрий Мищеряков.

Урал56.Ру: — Вы много критикуете губернатора Дениса Паслера. Поэтому интересно ваше мнение, как вы думаете, он надолго в Оренбургской области?

Грубнеро: — До окончания срока полномочий.

Урал56.Ру: —Летом этого года в работе вашего канала была большая пауза. С чем она была связана? Были слухи, что идет процесс купли-продажи канала, так ли это?

Грубнеро: — Нет, канал не продавался. Поступали предложения, однако цена отпугнула потенциальных покупателей. Она очень высокая. В несколько «умных остановок». Из-за такой цены можно сказать и так – канал не продается. Пауза была связана, уж извините за банальность, с отпусками и другими проектами, в которых были заняты авторы.

Урал56.Ру: — Депутатство Владимира Ильиных – это...?

Грубнеро: — Изощренное издевательство, насмешка над населением области. Впрочем, привычно им проглоченное.


«Когда-нибудь жизнь так же измельчит и наш канал. Но прежде за это измельчение кто-то крупно заплатит»


Рисунок Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», который был уничтожен шредером в раме сразу после продажи. Фото: Getty images


Урал56.Ру: — В чем миссия «Грубнеро»?

Грубнеро: — Наша миссия – возвращение политики в жизнь Оренбуржья. Не как темы, а как процесса генерации и артикуляции общественных смыслов, как генезиса социальных и даже цивилизационных нарративов. Аристотель определял политику как инстинкт человека, а самого человека – как «политическое животное». Существует гипотеза, что избыточная масса и производительность человеческого мозга обусловлена не познанием мира или интеллектуальным развитием, а его заточенностью на оценку и анализ сложнейших социальных отношений, в которых мы пребываем всю свою жизнь с первой до последней минуты. Больше всего интеллектуальных и нервных затрат мы несем на коммуникацию и обыгрывание социальных ролей. Гении склонны к затворничеству, поскольку для своих трудов им необходимо высвобождение ресурсов, задействованных, обычно, в общении и взаимоотношениях. Политика – это сложнейшая сеть социальных связей и отношений, некий социальный эфир, в который мы погружены с рождения. Благодаря политике люди объединяются, строят нации, страны, совершают подвиги и прорывы. Это возможно и на региональном уровне, но политика на нем практически убита. Она деградировала в покупку голосов в разной форме и лживо-успокоительную пропаганду. А по сути превратилась в дележку элитами бюджетных и прочих ресурсов. Еще один эффект, который удалось создать «Грубнеро» в Оренбургском медиа-пространстве: взломать лед страха и инертности. Если первое время мы пользовались только собственной информацией, то позже в какой-то момент нам посыпались письма от читателей с инсайдами, фотографиями, документами, сюжетами. А еще через какое-то время стали появляться многочисленные анонимные ТГК: люди поняли на нашем примере, что Telegram как анонимайзер реально работает: «если Грубнеро до сих пор не «вскрыт», значит, и мы можем!». Наш пример прорвал плотину и теперь нам даже не надо особо искать информацию; оренбургский Telegram сам выдает «на гора» все, что гуляет в коридорах власти и «за кулисами». Нужно только это интересно подать и разложить для читателя. Мы стали триггером активизации инфоподполья.

Урал56.Ру: — Какую роль играет анонимность в вашей работе?


Грубнеро: — Конечно, огромную роль играет анонимность. Она в целом возможна и на других платформах, но для Telegram анонимность стала частью первоначального позиционирования. Что бы там не говорили вам на уроках биологии, самый сильный инстинкт человека – любопытство (и, на пике, – осознанная страсть к познанию). В сериале «Молодой Папа» герой Джуда Лоу в одной сцене перечисляет самых значительных артистов современности: «Писатель – Селлинджер. Режиссер – Кубрик. Художник – Бэнкси». Их всех отличает одна черта – анонимность, отчуждение, приватность. На нашей аватарке – рисунок Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», который был уничтожен шредером в раме сразу после продажи на аукционе Sotheby's за 860 тысяч фунтов стерлингов. Это дань анонимности как идее, равно как и бренности притязаний. Когда-нибудь жизнь так же измельчит и наш канал. Но прежде за это измельчение кто-то крупно заплатит.



Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Андрей Локомотив
Урал56.Ру
17.11.2021 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел