
Сейчас самозанятым в России, согласно закону «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» можно заниматься всеми видами деятельности, кроме нескольких:
- продавать товары, подлежащие обязательной маркировке
- перепродавать товары, кроме бывших в употреблении
- заниматься медицинской деятельностью и перевозкой пассажиров и багажа легковым такси
Общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей на специальных налоговых режимах Марина Блудян считает, что для самозанятых и так много ограничений, в том числе отсутствие наемных работников и доход не выше 2,4 млн руб. в год. Самозанятые также заметно ущемлены в социальном плане, отмечает она. В частности, у них нет возможности добровольно платить взносы в ФСС и Фонд обязательного медицинского страхования. То есть, они оказываются незащищенными в случае временной нетрудоспособности, получения производственной травмы и декретного отпуска.
Самозанятые — это социальный эксперимент, так и не надо искусственно урезать его возможности. ФНС придумала для самозанятых фантастический сервис. Очень удобный, легкий и комфортный. Чтобы вывести из тени еще несколько миллионов человек, надо всего лишь не перегибать палку с контролем и ограничениями.
Бюджетным кодексом РФ установлено, что налоговые доходы, поступившие в счет уплаты НПД, подлежат зачислению по нормативу 63% в бюджеты субъектов РФ и 37% в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, налогоплательщики НПД вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в порядке, определенном Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Существующий закон не позволяет самозанятым перевозить грузы и пассажиров, продавать или перепродавать новые товары или осуществлять медицинскую деятельность —этот запрет установлен не просто так, привлечь к ответственности самозанятого за причинение вреда здоровью в случае, если проданные товары или оказанные услуги реализовывались не должным образом, гораздо сложнее, чем ИП или бизнес-структуру, и в данной ситуации запрет скорее защищает права потребителя. С другой стороны, все эти услуги могут быть оказаны нелегально с целью обойти уплату налогов и экономии с точки зрения самого потребителя, поэтому риски для последних сохраняются высокие.
С другой стороны автор инициативы указывает на то, что есть большой пласт представителей сетевого бизнеса, которые никак не оформляют свою деятельность поскольку занимаются перепродажей или реализацией различной продукции (в основном это БАДы, косметические средства и т.п.), если устранить запрет в законе на профдоход для этой деятельности, то самозанятых станет больше — но тут также есть сомнения, поскольку такие ограничения в законе не могут являться для продавцов-сетевиков первопричиной отказа от обеления своего бизнеса. Они, по большей части, зарабатывают на процентах от продаж и наценки за товар, и уплата налога может сказаться на их заработке, поэтому они будут вынуждены делать наценки еще выше, а это отпугнет и без того обедневших за два последних года покупателей.
Несмотря на то, что процент тех, кому потребовались выплаты из фонда действительно может варьироваться, осуществление выплат в пользу самозанятых из взносов тех, кто долгие годы работает и платит налоги, может вызвать общественный резонанс и противоречивую оценку. Если такие поправки и вносить, то они должны давать четкие разграничения по выплатам именно в адрес самозанятых — например, выплата какой-то части от полагающейся по закону и с учетом уже привнесенных взносов конкретного самозанятого.
Проблема квалификации налоговыми органами отношений в виде трудовых действительно может создавать трудности для заказчиков и приводить к ситуациям чрезмерного начисления налогов, а также наносить вред самозанятому, который, оформляя отношения с заказчиком, мог и не догадываться о разного рода подводных камнях.