104.1
24 ноября 2020 • Вт • 00:31
$ 75.76 € 89.93
Сейчас:
-11°C
Утром
-10°C

Очередь, растянувшаяся на многие годы. Как в Орске «застойных» времен распределялись «Жигули» и «Запорожцы»

Павел Лещенко, Урал56.Ру
15.07.2020
2745
1973 год. Фото ОКМ

«Очередь на машину». Сейчас это выражение потеряло смысл. Какая еще очередь?! Разве только та, что к столику оформления кредита ведет – и то вряд ли в ней очень уж много народу. То ли дело лет 40 назад! Советские граждане эпохи застоя стояли в этой очереди годами и в счастливых снах видели тот счастливый миг, когда сядут за руль собственного «Запорожца»… О том, как жители Орска становились обладателями собственных «средств передвижения», нам, как и обычно, расскажут архивные документы.

Советский автопром всегда был ориентирован на выпуск прежде всего грузовых автомобилей. Грузовик – он полезен, грузовик тяжести с места на место перемещает. Хоть на стройке, хоть на производстве без него никуда! А что легковушка? Так, баловство… Ну, ладно, ответственным работникам требуется мобильность, чтоб всюду поспеть, ни одного совещания не пропустить. А остальным-то зачем личная машина? На автобусе доедут до своего завода, ну, или на трамвае…


1960-е годы, фото ОКМ

В 1940 году в СССР было выпушено 145 тысяч грузовиков – и всего 5 тысяч легковых автомобилей. В 1950, соответственно, 362 и 64 тысячи. В 1960 – 523 и 138… Но в брежневские «застойные» времена это соотношение было пересмотрено. Страна выкарабкалась из военной разрухи, жизнь стала сытной и спокойной. Народ потянулся к мелкобуржуазным радостям, а партия и правительство взирали на это благосклонно. Желание советского трудящегося иметь собственное авто стало восприниматься как должное. В 1966 году в Тольятти был запущен громадный Волжский автозавод, производящий легковые автомобили для широких слоев населения. «Москвич» так нарастил выпуск самой ходовой модели 412, что часть производственных мощностей, не уместившихся в столице, пришлось перенести в Уфу. На Украине клепались смешные «горбатые» микролитражные машинки – «Запорожцы» модели 965…


1965 год, фото ОКМ

К 1975 году выпуск легковушек в СССР 1 млн 200 тысяч в год! Но и этого было явно недостаточно. На всех автомобилей ну никак не хватало! И не то чтобы эти машины были дешевыми: «Волга» стоила около 9 тысяч рублей, ВАЗ-«шестерка» – 7,2 тысячи, «копейка» – 5,5 тысяч, «Москвич» – 5 тысяч, «Запорожец-ушастик» - 4 тысячи. Очень приличные по тем временам деньги – средняя зарплата в РСФСР тогда составляла 150 рублей в месяц. Чтобы купить «шестерку», среднему работяге следовало не есть, не одеваться, не тратить ни копейки, откладывая всю получку в копилку в течение 4 лет! Впрочем, многие в СССР получали зарплату куда выше средней (и это были не начальники, как сейчас, а рабочие), да и очередь за машиной приходилось выстаивать лет по 7-8.


1970-е годы, фото ОКМ

Как был организован этот процесс. Человек вставал в очередь вовсе не в магазине, а на своем предприятии. Кого попало в нее не ставили – список утверждался профсоюзной организации, и пьяницы-дебоширы-хулиганы попасть туда не могли в принципе. Как не могли и люди, не считающиеся с нуждами коллектива: если городские рабочие в порядке шефской помощи ехали в колхоз копать картошку, то очередник должен был мчаться туда в первых рядах; если организация формировала добровольную дружину, то претендент на машину должен был цеплять на рукав повязку и идти охранять порядок на танцах – ну, и так далее.

Когда в город прибывала партия автомобилей (впрочем, «прибывала» она только на бумаге – сами машины были на заводе, но уже отписывались Орску), работники исполкома садились их распределять. ЮУМЗу – столько; Строймашу – столько… В зависимости от численности коллектива и, конечно, производственных показателей. Вот, например, такой протокол, составленный в мае 1978 года: железнодорожникам доставалось 11 машин (6 «Жигулей», 4 «Москвича» и «Запорожец»); мебельной фабрике – 2 («Жигули» и «Запорожец»), а кирпичному заводу – только 1 («Жигули»).


Счастливчики-1978

Далее начиналось распределение персональное. Именные списки составлялись на предприятиях, но утверждались опять-таки исполкомом. Интересно, что качество машины зависело не от должности, а от послужного списка. Вот, например, посмотрите на документ, составленный в том же 1978 году:


Именной список 1978 года. Персональные данные мы «спрятали»

Обратите внимание: простой столяр мебельной фабрики получил «Жигули», а целый директор – всего-то «Запорожец»! Почему? Видимо, потому, что столяр проработал на предприятии 11 лет, а директор – только 3.

Когда этот список был сформирован и утвержден, счастливчик получал «письмо счастья» – извещение о том, что его очередь пришла, цель, достижению которой он посвятил несколько лет, достигнута. Вот оно, это письмо, его прислал один из наших постоянных читателей:


«Письмо счастья» из коллекции В. Сороколетова

Получив заветную бумажку, советский гражданин мчался в магазин… где получал не авто, а счет на оплату. С ним он бежал в сберкассу. Оплатив счет, снова возвращался в магазин. И забирал машину, спросите вы? Да ничего подобного. Он забирал чек. И снова ждал, когда в город прибудет очередная партия автомобилей. Наконец, летел на склад и забирал свою «ласточку»! И только в этот момент он окончательно становился счастливым автовладельцем…

Впрочем, помимо этого длинного пути были и короткие. Например, машину можно было купить с рук, безо всякой очереди. Но авторынков тогда не существовало, спекулировать автомобилями фарцовщики не решались (это ведь не джинсы «Ранглер» и не туфли «Саламандер», тайно такую операцию не провернешь), и машины продавались исключительно через комиссионные магазины. При этом подержанная техника стоила почти столько же, сколько и новая, но и за ней выстраивались очереди, хоть и не такие длинные…

Был и такой удивительный вариант, возможный лишь в Советском Союзе: машину можно было собрать самому. Да-да, собрать из всякого хлама – талантливых людей со светлыми головами и золотыми руками было предостаточно. Правда, поставить на учет такое транспортное средство было проблематично. 


Решение 1977 года

Вот, в 1977 году горсовет «в порядке исключения» позволил местному кулибину зарегистрировать самодельный «Москвич» – на том основании, что он воспитывал ребенка-инвалида, которого нужно было возить по больницам, и трамвай тут оказывался не самым удобным видом транспорта…




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову. 

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
15.07.2020 Область

Календарь материалов

Ноябрь
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24
25
26
27
28
29
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел