Загадки Орского мясокомбината: кого гоняли по Перегонной и откуда лед на Ледниковой?

05.07.2019
6501
Работницы мясокомбината. Фото ОКМ

Три последних выпуска «старостей» мы посвятили Орскому мясокомбинату: как возникла мысль возвести эту громадину в крошечном тогда Орске; как к делу были привлечены передовые американские технологии и лучшие инженеры мира; как строители – колхозники Средне-Волжского края и сосланные сюда кулаки – в тяжелейших условиях возводили цеха и здания; как спонтанно был изобретен рецепт старогородского пирожка, ставшего символом Орска… Сегодня мы продолжим эту тему и расскажем, как раньше выглядел сам комбинат и прилегающий к нему поселок и что до сих пор напоминает нам о давно минувших временах.

 

От Саранска до Орска – на своих четырех

Вам наверняка хорошо известно это называние – улица Перегонная. Настолько, что вы и не задумываетесь: откуда оно взялось? Что означает?


Панорама мясокомбината. Фото с официального сайта предприятия

На самом деле, все довольно просто. Скот в Орск прибывал двумя путями: либо его привозили железной дорогой, либо пригоняли своим ходом. «Железка», по которой в Орск поступали в основном свиньи, заходила прямо на заводскую территорию (кстати, интересный факт: после войны, рассказывают орские старожилы, сюда на паровозах завозились животные аж из Китая: там свирепствовала свиная чума, и есть зараженное мясо, приготовленное обычным образом, было нельзя, а технологий для безопасной переработки у китайцев не было; а вот на нашем сверхсовременном заводе его благополучно консервировали при высоких температурах, вот и приобрели у заграничных товарищей живой товар по дешевке).

А другой скот – коровы, лошади и овцы с козами – как правило, добирался до Орска на своих четырех.

 — Колхозы и совхозы, находящиеся очень далеко – в Казахстане, Башкирии, даже в Мордовии – по весне собирали огромные стада и выгоняли их в Орск. Они шли по специально выделенным скотопрогонным трассам. Иногда целые месяцы шли, и, когда добирались до Орска, на пастухов и охрану было жутковато смотреть: настолько они дичали за время пути, - вспоминает Вячеслав Пау, который провел свое детство в поселке мясокомбината.

Эти трассы сходились к Орску, а на подходе к комбинату сплетались в одну, по которой скот попадал на территорию. И эта объединяющая дорога совпадает с юго-восточным концом нынешней улицы Перегонной.

 — Стадо пригоняли к воротам «лайстага». Так у нас в поселке называли огороженный забором двор, где уже осмотренный ветеринаром, принятый у перегонщиков скот одни сутки выдерживали перед убоем. Откуда такое название, сейчас наверняка не скажу, но оно точно от американцев осталось, так наши люди на свой манер переиначили какой-то англоязычный термин. Может, он имел в корне слово «last», то есть «последний», может, «life» – «жизнь». Мы как-то и не задумывались об этом: трасса приходила в поселок и упиралась в «лайстаг», и в нем мычали коровы, - рассказывает Вячеслав Михайлович.


Кружком обозначена территория бывшего «лайстага». Теперь там обычный пустырь. Фото google.maps

Итак, перегонная трасса дала нынешнее имя улице Перегонной – по которой, конечно, давным-давно никакого скота не гоняют…

 

Вагон-морозильник образца 35 года

Еще одно странное на первый взгляд название – улица Ледниковая. Ледники, мы знаем, бывают на севере, ну, или высоко в горах… Но в Орске?!

Да-да, в Орске тоже имелся ледник. На большой площади, под открытым небом, даже летом лежали огромные глыбы льда, присыпанные сверху для лучшей сохранности соломой и опилками…


Колбасный цех в 1938 году. Фото ОКМ

Ледник был необходим комбинату, чтобы отправлять продукцию за пределы Орска. Дело в том, что современных машин-рефрижераторов еще не существовало, и как можно было довезти, скажем, говяжью тушу, или даже обычную колбасу, по летней жаре километров за тысячу? Тут все решалось достаточно просто.

 — Обычные утепленные вагоны (в народе их так и называли – «теплушки») обивали металлом, чтобы получились жестяные «карманы», - объясняет Вячеслав Пау. - Их набивали льдом, а сверху, чтобы он таял не так быстро, присыпали соломой. Внутрь вагона загружали замороженные в цехе-холодильнике продукты. Вагон запирали максимально герметично – и на несколько дней пути по летней жаре этого хватало.

А где же брали лед летом, спросите вы? Да вот в леднике и брали. Лед заготавливали с зимы, привозили с рек, и складывали на специальной площадке неподалеку от комбината. Эту ледяную массу сверху присыпали той же соломой или опилками – чтобы на жаре помедленнее таяла. Потом по мере надобности отбивали от глыб ломами куски – и наполняли ими эти «карманы».


Ледника здесь давно нет, есть только заросшее камышом пространство... И улица Ледниковая. Фото google.maps

Сейчас на месте ледника – пустырь, заросший камышом. Но о прежних временах напоминает название соседней улицы – Ледниковая.

 

В тесноте, да не в обиде

Ну, и напоследок еще один интересный факт. Все мы привыкли, что «лицом» комбината является вот эта панельная четырехэтажка.


Нынешнее заводоуправление

На самом деле, она возведена относительно недавно – в конце советской эпохи. А изначально руководство гигантского предприятия умещалось вот в этом скромном здании.


Скромное здание, которое руководство во время войны делило со школьниками

И не просто умещалось – оно занимало всего один этаж, первый. На втором располагалось фабрично-заводское училище, где готовили рабочих для нужд предприятия, а на третьем и вовсе учились дети со всего поселка – там действовала школа-десятилетка…


 

За помощь в подготовке материала Урал56.Ру благодарит Вячеслава Пау, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
05.07.2019 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел