11 июля 2020 • Сб • 13:54
$ 71.23 € 80.27
Сейчас:
+21°C
Утром
+27°C

Загадки Орского мясокомбината: кого гоняли по Перегонной и откуда лед на Ледниковой?

Павел Лещенко, Урал56.Ру
05.07.2019
4414
Работницы мясокомбината. Фото ОКМ

Три последних выпуска «старостей» мы посвятили Орскому мясокомбинату: как возникла мысль возвести эту громадину в крошечном тогда Орске; как к делу были привлечены передовые американские технологии и лучшие инженеры мира; как строители – колхозники Средне-Волжского края и сосланные сюда кулаки – в тяжелейших условиях возводили цеха и здания; как спонтанно был изобретен рецепт старогородского пирожка, ставшего символом Орска… Сегодня мы продолжим эту тему и расскажем, как раньше выглядел сам комбинат и прилегающий к нему поселок и что до сих пор напоминает нам о давно минувших временах.

 

От Саранска до Орска – на своих четырех

Вам наверняка хорошо известно это называние – улица Перегонная. Настолько, что вы и не задумываетесь: откуда оно взялось? Что означает?


Панорама мясокомбината. Фото с официального сайта предприятия

На самом деле, все довольно просто. Скот в Орск прибывал двумя путями: либо его привозили железной дорогой, либо пригоняли своим ходом. «Железка», по которой в Орск поступали в основном свиньи, заходила прямо на заводскую территорию (кстати, интересный факт: после войны, рассказывают орские старожилы, сюда на паровозах завозились животные аж из Китая: там свирепствовала свиная чума, и есть зараженное мясо, приготовленное обычным образом, было нельзя, а технологий для безопасной переработки у китайцев не было; а вот на нашем сверхсовременном заводе его благополучно консервировали при высоких температурах, вот и приобрели у заграничных товарищей живой товар по дешевке).

А другой скот – коровы, лошади и овцы с козами – как правило, добирался до Орска на своих четырех.

 — Колхозы и совхозы, находящиеся очень далеко – в Казахстане, Башкирии, даже в Мордовии – по весне собирали огромные стада и выгоняли их в Орск. Они шли по специально выделенным скотопрогонным трассам. Иногда целые месяцы шли, и, когда добирались до Орска, на пастухов и охрану было жутковато смотреть: настолько они дичали за время пути, - вспоминает Вячеслав Пау, который провел свое детство в поселке мясокомбината.

Эти трассы сходились к Орску, а на подходе к комбинату сплетались в одну, по которой скот попадал на территорию. И эта объединяющая дорога совпадает с юго-восточным концом нынешней улицы Перегонной.

 — Стадо пригоняли к воротам «лайстага». Так у нас в поселке называли огороженный забором двор, где уже осмотренный ветеринаром, принятый у перегонщиков скот одни сутки выдерживали перед убоем. Откуда такое название, сейчас наверняка не скажу, но оно точно от американцев осталось, так наши люди на свой манер переиначили какой-то англоязычный термин. Может, он имел в корне слово «last», то есть «последний», может, «life» – «жизнь». Мы как-то и не задумывались об этом: трасса приходила в поселок и упиралась в «лайстаг», и в нем мычали коровы, - рассказывает Вячеслав Михайлович.


Кружком обозначена территория бывшего «лайстага». Теперь там обычный пустырь. Фото google.maps

Итак, перегонная трасса дала нынешнее имя улице Перегонной – по которой, конечно, давным-давно никакого скота не гоняют…

 

Вагон-морозильник образца 35 года

Еще одно странное на первый взгляд название – улица Ледниковая. Ледники, мы знаем, бывают на севере, ну, или высоко в горах… Но в Орске?!

Да-да, в Орске тоже имелся ледник. На большой площади, под открытым небом, даже летом лежали огромные глыбы льда, присыпанные сверху для лучшей сохранности соломой и опилками…


Колбасный цех в 1938 году. Фото ОКМ

Ледник был необходим комбинату, чтобы отправлять продукцию за пределы Орска. Дело в том, что современных машин-рефрижераторов еще не существовало, и как можно было довезти, скажем, говяжью тушу, или даже обычную колбасу, по летней жаре километров за тысячу? Тут все решалось достаточно просто.

 — Обычные утепленные вагоны (в народе их так и называли – «теплушки») обивали металлом, чтобы получились жестяные «карманы», - объясняет Вячеслав Пау. - Их набивали льдом, а сверху, чтобы он таял не так быстро, присыпали соломой. Внутрь вагона загружали замороженные в цехе-холодильнике продукты. Вагон запирали максимально герметично – и на несколько дней пути по летней жаре этого хватало.

А где же брали лед летом, спросите вы? Да вот в леднике и брали. Лед заготавливали с зимы, привозили с рек, и складывали на специальной площадке неподалеку от комбината. Эту ледяную массу сверху присыпали той же соломой или опилками – чтобы на жаре помедленнее таяла. Потом по мере надобности отбивали от глыб ломами куски – и наполняли ими эти «карманы».


Ледника здесь давно нет, есть только заросшее камышом пространство... И улица Ледниковая. Фото google.maps

Сейчас на месте ледника – пустырь, заросший камышом. Но о прежних временах напоминает название соседней улицы – Ледниковая.

 

В тесноте, да не в обиде

Ну, и напоследок еще один интересный факт. Все мы привыкли, что «лицом» комбината является вот эта панельная четырехэтажка.


Нынешнее заводоуправление

На самом деле, она возведена относительно недавно – в конце советской эпохи. А изначально руководство гигантского предприятия умещалось вот в этом скромном здании.


Скромное здание, которое руководство во время войны делило со школьниками

И не просто умещалось – оно занимало всего один этаж, первый. На втором располагалось фабрично-заводское училище, где готовили рабочих для нужд предприятия, а на третьем и вовсе учились дети со всего поселка – там действовала школа-десятилетка…


 

За помощь в подготовке материала Урал56.Ру благодарит Вячеслава Пау, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
05.07.2019 Область

Календарь материалов

Июль
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел