«Говорим по делу»: Учет, контроль и контрафактный алкоголь

02.07.2016
2418


Олег Кривенко

Если у школьников и их родителей неприятные ассоциации вызывает аббревиатура ЕГЭ, то для торговцев алкогольной продукцией схожий эффект имеют уже пять букв – ЕГАИС.

Единая государственная автоматизированная информационная система предназначена для контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ее главная цель – защита экономических интересов государства, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, повышение ее качества и т.д. и т.п.

С 1 июля 2016 года сообщать в ЕГАИС сведения о розничных продажах крепкого алкоголя должны все организации, торгующие им на территории городских поселений. Для тех, кто занимается этим в сельской местности, есть отсрочка до 1 июля 2017 года.

С одной стороны задачи ЕГАИС благие, с другой это начинание вызвало довольно много критики. Почему? Вот об этом говорим по делу с исполнительным директором Ассоциации операторов алкогольного рынка Оренбуржья Вячеславом Щенятским.


Вячеслав Щенятский в программе «Говорим по делу»

Олег Кривенко: — Вячеслав Дмитриевич, оптовики в ЕГАИС начали включаться еще с июля 2015-го. Прошел год, какие итоги можно подвести, с какими проблемами столкнулись?

Вячеслав Щенятский: — В первую очередь были проблемы с программным обеспечением. Его представляли специализированные организации, причем, коммерческие. И когда мы начали задавать вопросы, чем вызвана разница в цене того или иного программного продукта или комплекса необходимого для внедрения ЕГАИС, мы не получили внятного ответа. Нам порекомендовали самостоятельно проводить мониторинг всех организаций, предоставляющих подобные услуги, отслеживать цены и выбирать продукт под себя.

Помимо этого столкнулись с несовместимостью программного продукта с оборудованием, которое находилось у того или иного оптовика. Добавьте к этому обучение персонала и дальнейшее сопровождение всей системы, все это заставило участников рынка нести дополнительные расходы. Кроме этого у оптовиков возникали и другие проблемы. Например, когда они проводили партию алкоголя через ЕГАИС, проходила считка штрих-кода, выдавалась накладная, осуществлялась поставка в розницу, а розница от этой партии отказывалась. А возврат оптовик не мог осуществить, поскольку отправленный алкоголь не прошел в рознице считку штрих-кода и программа этого не понимает. В данном случае то, что было создано руками человека, пользу человеку не принесло.


Вячеслав Щенятский

А самое главное, на первоначальном этапе вся работа делалась вручную. Не было автоматизации системы. Сами представьте, сколько продукции на оптовом складе. И с каждой бутылки, а не с коробки, необходимо было считывать штрих-код, заводить данные в систему, заново упаковывать. Представляете, как возросли трудозатраты. А это дополнительные расходы, зарплата, которые ложилась на плечи предпринимателя.

Олег Кривенко: — Если уж крупные оптовики сталкиваются с такими проблемами, то что говорить про мелкую розницу, которой с 1 июля предстоит включиться в ЕГАИС. Как реагируют на это предприниматели?

Вячеслав Щенятский: — Есть тенденция ухода розничных торговцев в «тень». Они продолжают торговать алкоголем, но при этом они сначала закрывают свое ООО либо ИП. В итоге государство не получает налогов. Правоохранительные органы даже зная, где ведется подобная торговля, искоренить ее не могут. Приведу пример, озвученный на окружном совещании ПФО. В Нижнем Новгороде полиции известны порядка 150-160 подобных точек, но элементарно не хватает сотрудников, чтобы проводить массовые проверки. А как говорят сами «серые продавцы» – «Если вы проверите меня один раз в месяц, я буду в плюсе. Если проверите два раза в месяц, у меня будет нулевой баланс. Только когда придете три раза в месяц, я уйду в минус». Но сегодня, как видим, нет реальной возможности столь часто проверять каждого «серого продавца».


Олег Кривенко и Вячеслав Щенятский

Олег Кривенко: — И все же, несмотря на существующие проблемы, на ваш взгляд, у ЕГАИС больше плюсов или минусов?

Вячеслав Щенятский: — Если быть идеалистами, то можно уверенно говорить, что ЕГАИС даст возможность контролировать оборот алкоголя на территории России, а это, как понимаете, акцизные поступления в бюджет. И это хорошо. Но пока нет гарантии качества той или иной продукции, которая будет проходить через ЕГАИС. Многие, наверное, слышали о том, что в Северо-Кавказском федеральном округе, в Центральном федеральном округе выявляли «подпольные цеха». Там имелись федеральные акцизные марки, соответствующая тара с необходимыми штрих-кодами, словом, все атрибуты легального алкоголя. И система может его принять. Конечно, повторно единицу алкоголя она уже не пробьет. Но, обычный человек, придя в магазин, сможет его купить. Поэтому, чтобы определенно говорить, что ЕГАИС — это хорошо, надо быть идеалистом. Но давайте будем реалистами и посмотрим, время покажет.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Маргарита Шкаробурова
Урал56.Ру
02.07.2016 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел