Стела на въезде в Орск
Продолжение темы: Что может спасти Орск? (Лилия Грачева)
В последнее время активизировались дискуссии о будущем Орска. Высказываются верные мысли о роли «госзаказа» в развитии нашего города в различные периоды, об особой экономической зоне (ОЭЗ) и территориях опережающего развития (ТОРы)... Конечно, прекрасно мечтать о сказочной волшебной палочке в виде льгот и привилегий по отношению к другим территориям, но необходимо исходить из реальности. А реальность такова, что мы далеко отстали от регионов, вставших на пусть инвестиционной привлекательности 10-15 лет назад. К тому же практически у каждого города в стратегии прописано: «Привлечение инвесторов путем создания комфортных и привлекательных условий». Только время сейчас такое, что не стоят инвесторы в очередь, да и раньше не очень-то и стояли.
Вид на Орск с телевышки
Вид на Орск с телевышки
Конечно, все хотят видеть Орск городом на пике его промышленного могущества, поэтому очень греют душу и сердце слова «реиндустриализация», «техническое перевооружение» и тому подобные. Все, с кем мне приходилось говорить о стратегии развития города, как один говорят, что видят Орск промышленным центром и нужна новая волна производственного бума.
Конечно, в нас с молоком матери сидит картина труб промышленных гигантов над родным городом, но чтобы спрогнозировать будущее города в 21-ом веке, надо быть холодным наблюдателем и адекватно оценивать сегодняшнюю макроэкономическую картину мира, страны в мире и попытаться обрисовать видение места нашего города в экономике страны. А реальность такова: в сегодняшнем ВВП страны роль отраслей по вкладам распределяется следующим образом:
Как видите, промышленность в ВВП 2012-го года (не самый плохой год) занимала только 15%.
Может, в других странах по-другому? Возьмем США, там тоже доля тяжелой промышленности в структуре ВВП уменьшается и составляет по разным оценкам не более 10% ВВП.
Вы, наверняка, обращали внимание, что немногие приглядывающиеся к Орску инвесторы как один из рисков SWOT в анализе называют отсутствие, а, вернее, старение трудовых ресурсов. Многие комментаторы тут же начинают выть, что, мол, надо возрождать престижность рабочей профессии, навыпускали юристов-экономистов, понастроили торговых центров, не вдаваясь особо в причины происходящих процессов.
Николай Кондратьев
Николай Кондратьев
А причины таковы: мировая экономика развивается циклично. Наш соотечественник Николай Кондратьев (расстрелянный, кстати, в 1938-ом году НКВД по ложному доносу) вывел теорию циклических волн, названую по его имени, включающую так называемые технологические уклады. Согласно этой теории волны влияют на изменение техукладов. Так, создание парового двигателя прекратило уклад силы воды и ветра, а создание электрогенератора характеризовало следующий техуклад в промышленности (это, конечно, весьма утрированно).
Так вот, согласно Кондратьеву человечество как раз сейчас вступает в следующий технологический уклад, основными характеристиками которого будут робототехника, развитие коммуникаций, инновационные технологии во всех отраслях будь то строительство или металлургия.
Иными словами, в пятом технологическом укладе, по Кондратьеву, важно будет иметь технологии, вернее, создавать технологии. Требования к размещению производства в продуктах с высокой степенью передела уходят на второй план, именно поэтому Китай и другие азиатские страны стали мировой промышленной кузницей: облегченные требования к экологическим нормам, дешевая и производительная рабочая сила, облегченное давление государства для инвесторов.
Именно поэтому любой инвестор, принимая решение об инвестировании в производство, берет во внимание все эти факторы наряду с самым главным — политической стабильностью на территории инвестирования. Абсолютно неважно, какой политический строй, важно, чтобы он был стабильным и прогнозируемым. К сожалению, Россия к таковым не относится.
Алишер Усманов
Алишер Усманов
На территории бывшего СССР все еще идет процесс полураспада бывшей империи со всеми вытекающими из этого процессами. Да и в целом мир очень сильно изменился. Люди и привычки изменились. Взять хотя бы предпринимателя Алишера Усманова, с чьим именем связывают несколько крупных производственных гигантов в нашей области. На недавней встрече с президентом России он открыто сообщил, что большую часть прибыли его холдингу дали не производственные активы, а обычные социальные сети и другие интернет сервисы!
Мир вступает в другой технологический уклад. Те же китайцы в свое время не сразу это поняли. Результат этого промедления — множество городов призраков, воздвигнутых в пустыне, закрытые заводы, принудительно выстроенные для той или иной отрасли. Но сейчас наши азиатские партнеры (а я их склонен считать будущими реальными противниками за наши ресурсы, не ИГИЛ и не «страшилки-американцы», а именно мыслящие столетиями китайцы), поняли всю важность научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и обладание технологиями.
Именно Китай сейчас промышленный шпион номер один на мировом рынке технологий. Чего только стоит история с компанией «Сименс», которую после того, как совместно с китайскими специалистами была построена высокоскоростная железная дорога, выкинули из страны. И все остальные дороги китайцы строили сами, ни копейки не отчисляя «Сименс».
Площадь Комсомольская в Орске
Площадь Комсомольская в Орске
Однако вернемся к нашему городу. Этой статьей я хочу призвать будущих разработчиков новой стратегии развития города: не идите на поводу у популистских стереотипов. Да, сегодняшние горожане на 89% не поймут вас, если вы начнете говорить о влиянии технологических укладов. Да, вы рискуете быть непопулярными и критикуемыми. Но на вас лежит огромная ответственность заглянуть в будущее, спрогнозировать завтрашний мир и место Орска в нем.
Только стратегия развития человека (а город — это прежде всего люди) позволить сохранить Орск и сделать его привлекательным для жизни. Кто он, горожанин 21 века? Каковы его привычки, быт, семья, его место в российской экономике? Это основные вопросы разработчиков.
Мне не очень нравится точка зрения тех политиков, которые выбирают пассивный сценарий будущего города. Рисуя идеалистическую картинку некоего Твин-Пикс, маленького, постепенно ужимающего до уровня станции городка. А лозунг «Обеспечить комфортное проживание тем, кто останется в городе» вообще не выдерживает никакой критики.
В мире, где все соседние территории жестко конкурируют прежде всего за человеческие ресурсы, Орск, проводя пассивную политику развития, рискует стать заложником отрицательной селекции. То есть, проще говоря, все человеческие ресурсы, способные возглавить изменения во всех отраслях, будь то медицина, полиция, бизнес и так далее, будут попросту высосаны другими, более активными регионами, а Орск останется со средними врачами, со средними инженерами — и это в лучшем случае.
Отчасти мы это наблюдаем уже сейчас. Так что альтернативы стратегии активного развития НЕТ! Вопрос лишь в том, стоит ли приложить вектор в одном направлении, или же пытаться развиваться в каждом.
Руслан Исмагилов
Руслан Исмагилов
От себя хочу предположить, что решение лежит как раз не в экономике, а в политике. Мы должны предложить горожанам новую социальную систему, принципы которой лежать на границе двух идеологических парадигм, я имею в виду социализм-капитализм.
Примеры таких систем в мире есть, и они успешны, я их неоднократно называл. В россиянах очень сильно коллективное начало, и это надо использовать. Я бы назвал этот проект «Комбинат» по аналогии с НОСТОЙ времен Павла Гуркалова. Ведь по сути комбинат взял на себя как и социальные функции, так и рыночные, позволив выжить тогдашнему Новотроицку.
Род деятельности этого «Комбината» определять специалистам, я же просто хочу внести в общественную дискуссию о будущем Орска один из вариантов. Никто ни из какой Москвы не решит за нас наших проблем и не прилетит, решать все самим, как это ни трудно. Если не решим — города в перспективе 50 лет в том понятии, как мы привыкли думать об Орске, просто не будет. И тогда — здравствуй, станция «Орск».