Как Орск из «очага национального угнетения» делали городом дружбы народов

04.02.2019
7366
Дореволюционная открытка: Меновой двор в Оренбурге

В 1936 году из Орска в Москву, в самый Кремль, отправилось письмо-отчет за подписью председателя городского Совета Ивана Бондовского. В нем содержался доклад о состоянии работы с «нацменами» – то есть представителями национальных меньшинств. Копия этого письма до сих пор хранится в орском филиале Оренбургского государственного архива.


За 80 с лишним лет чернила, нанесенные на рыхлую бумагу, сильно расплылись и выцвели, но разобрать написанное все-таки можно  

 

Проблемы «нацменьшинств» были коньком Сталина

Национальный вопрос изначально считался большевиками одним из ключевых. За 5 лет до революции молодой, но уже очень заметный партиец Иосиф Джугашвили, более известный под кличкой Коба, опубликовал статью «Марксизм и национальный вопрос». Именно эту статью он впервые подписал псевдонимом «Сталин»… А на следующий день после свержения Временного Правительства, 8 ноября 1917 года, Сталин-Джугашвили вошел в Совет народных комиссаров в должности наркома по делам национальностей. В общем, к идее объединения всех народов страны в одну дружную семью новые власти относились весьма серьезно.



Дореволюционный Орск. Фото сделано со ступеней православного храма на Преображенской горе. На заднем плане видна мечеть, которая позже была разрушена. Храм тоже разобрали...


Были в СССР районы, где национального вопроса не существовало вовсе – состав населения был однородным, и проблем не возникало. Но Орск издавна был местом столкновения и смешения разных культур, и поэтому из Кремля за ним пристально наблюдали. Считалось, что при царской власти национальные меньшинства угнетались:

 — В прошлом город Орск – уездный городишко… Царское самодержавие сделало его... крайним пунктом великорусской колонизации, очагом национального угнетения и подавления многонациональных масс трудящихся… Царская Россия захватывала природные богатства, искусственно тормозила развитие производительных сил национальных районов, оставляя коренное население в лапах местных феодалов, подкрепленных купцом, ростовщиком и заводчиком.

Докладная записка в СНК СССР, посвященная юбилею Орска, 1936 год

После того, как власть сменилась, и отношение к национальным меньшинствам должно было тоже поменяться. Но проходил этот процесс непросто…

 

Переписка будущих врагов народа

Докладная записка, отправленная в Москву, была адресована товарищу Хацкевичу – секретарю Совета национальностей ВЦИК СССР. 


Александр Хацкевич - белорус, который в сталинском правительстве отвечал за вопросы национальностей

Он, как и Сталин, был «нацменом» (термин этот широко применялся в официальных документах) – родился в Белоруссии, неподалеку от Минска, воевал на фронтах Первой мировой, вернулся из армии большевиком и активно устанавливал Советскую власть в своем родном районе. Какое-то время он даже руководил силовым ведомством – был комиссаром внутренних дел республики. 

Позже Александра Хацкевича перевели в Москву, решать национальные вопросы на уровне всего Союза. Он решал эти вопросы до ноября 1937 года – до тех пор, пока его собственный вопрос не был решен коллегией Верховного суда СССР. Хацкевич был объявлен врагом народа и приговорен к расстрелу

Здесь нельзя не отметить горькую иронию: то самое письмо, которое мы сегодня рассмотрим, писал один изменник (орчанин Иван Бондовский тоже был расстрелян в 1937) другому изменнику. Но вредительская их деятельность была «раскрыта» лишь год спустя, а пока они занимались каждый своим делом…

 

Депутаты, стахановцы и орденоносцы

Но вернемся к докладу 1936 года. В нем сообщалось:

 — В городе Орске, а также Орском районе проживает значительное количество национальных меньшинств – татары, казахи, башкиры и мордвины. Это обстоятельство объясняется географическим положением района, который граничит Казахстаном и Башкирией. Эти национальности… прибыли в 1930-31 годах в период начала крупного промышленного строительства в г. Орске. В районе имеется 2 аула, «Жана-Тан» и «Чапаев», первый с казахским населением в 420 человек, второй – с татарским населением в 230 человек. Население нацменьшинств в Орском районе определено в 3063 человека, что составляет к общему населению 3,1%.

Докладная записка «О состоянии работы Орского горсовета среди национальных меньшинств», 1936 год

По словам Бондовского, Орск в целом неплохо справлялся с поставленной задачей: представители национальных меньшинств играли существенную роль в жизни города и района. Например, из 256 депутатов горсовета 28 относились к этой категории:

 — .Среди нацмен имеются депутаты, активно участвующие на заседаниях секций и депутатских групп, как например: товарищи Чжао-Фин-Мин, руководитель финсекции, Таженов – рабочий хлебозавода, Гильмутдинова – учительница НСШ №4, Абдулов, Хуснутдинов и др. Из числа рабочих нацмен, занятых на производстве, имеется 94 человека стахановцев, из них выдающиеся стахановцы: орденоносцы 28 конезавода бригадиры Султанов и Бикбаев, знатный чабан совхоза «Красный Чабан» Биктибаев. На Никельстрое стахановец Халитов перевыполняет норму по штукатурным работам на 240%, комбайнер Орской МТС Усманов перевыполняет нормы на саратовском комбайне на 23-25 га…

То есть похвалиться орским властям было чем, но и на что пожаловаться, было тоже. Упиралось все – как и сейчас, тут время ничего не меняет – в финансы. Нужно было строить жилье, школы, клубы, нужно было оснащать их – а на какие деньги?

 

Барьеры языковые и бюрократические

Деньги орские власти (опять-таки, как и сейчас) просили из центра. В частности, Бондовский предлагал выделять бывшим кочевникам ссуды на строительство частных домов. Это было что-то вроде нынешней ипотеки:

 — Ввиду того, что ранее нацмены принадлежали к кочующим народам, многие из них не обеспечены жильем, перебрасываются с одной стройки на другую. Горсовет считает необходимым развить среди них индивидуальное строительство, для чего необходимы краткосрочные ссуды на 10-15 лет в сумме 100 тысяч рублей.

Чтобы граждане Союза, не владеющие русским языком, могли вместе со всеми шагать в светлое будущее, им требовалось, конечно, учиться. А как учиться, если языка не знаешь? Выход один: создавать национальные школы. А для этого опять-таки нужны были деньги: 

 — Всего в Орске 7 начальных нацменских школ, кроме того, имеется 4 нацменских группы в смешанных школах. Всего в 1935-36 году обучалось 994 человека учеников нацмен. Но окончившие начальные школы за неимением следующей ступени образования в большинстве своем ограничиваются начальным образованием, а часть вынуждены переезжать в другие города. В 1937 году требуется постройка в Орске школы-десятилетки для нацмен.

Принципиальным был вопрос культурного обслуживания населения. Это ведь при царизме искусство служило исключительно эксплуататором, а после победы революции оно стало принадлежать народу… И здесь тоже возникали проблемы:

 — В настоящее время для культурного обслуживания нацмен имеются лишь 2 красных уголка на Локомотивстрое и Никельстрое. На весь район лишь в аулсовете №4 и колхозе Чапаева имеется по одной избе-читальне с совершенно недостаточным количеством нацлитературы. В Орске имеется нацменская библиотека с очень ограниченным количеством литературы. Требуется отпуск 5 тысяч рублей на приобретение книг... В Орске имеется национальный клуб, размещенный в бывшей старой мечети, состоящий из 1 неприспособленной комнаты без кино и надлежащего оборудования. Требуется пристройка к этому клубу 2 комнат стоимостью 50 тысяч рублей и постройка нового клуба с кино в пригороде Форштадте (месте проживания нацмен) стоимостью 250 тысяч рублей.


Поселок Форштадт в 1936 году


И наконец, не все ладно было в системе здравоохранения. А тут-то, казалось бы, при чем национальный вопрос? Вроде бы и сердце, и желудок одинаково устроены и у татарина, и у казаха, и у русского, и грипп дети всех народов переносят стандартно… Однако, утверждал Бондовский, и здесь была необходима помощь по линии Совета национальностей:

 — Многие нацмены не владеют еще русским языком и при посещении городской больницы прибегают к переводчику. Многие пользуются помощью знахарей… Назначение хоть одного терапевта- нацмена в Орск значительно облегчит объяснение нацмен с врачом.


 

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.





Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
04.02.2019 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел