2025 год постепенно подходит к концу, и уже можно подводить итоги. Изменения ключевой ставки ЦБ РФ напрямую влияли на поведение клиентов банков — от спроса на кредиты до интереса к сберегательным продуктам. Как этот год сказался на востребованности финансовых инструментов, брали ли оренбуржцы ипотеку и автокредиты, можно ли на вкладах по-прежнему заработать и какие решения помогали управлять личными финансами?
Об этом, и не только, нам рассказал исполнительный директор, руководитель Макрорегиона Поволжья банка Уралсиб Марат Мамлеев.
— Если смотреть на 2025 год в целом, каким он стал для банковского рынка?
— Это был год жесткой селекции. Рынок действительно быстро отсекал неэффективные модели, и устойчивость банков все больше определялась не масштабами, а качеством портфеля и точностью работы с клиентским спросом. Высокая ключевая ставка и более осторожное поведение заемщиков требовали взвешенных решений. В прошлогоднем интервью мы уже говорили о ставке на сбалансированное развитие без агрессивного наращивания объемов. В 2025 году банк Уралсиб продолжил придерживаться этой логики. По итогам года мы ожидаем чистую прибыль в диапазоне 11–12,5 млрд рублей. Этот результат — следствие грамотной работы с продуктами, которые действительно соответствуют возможностям и потребностям клиентов.
— Если судить по итогам года, заметную динамику показало автокредитование. С чем вы это связываете?
— Даже в условиях сдержанного рынка спрос на автомобили сохранялся. Люди откладывали покупку, но не отказывались от нее полностью. В этих условиях автокредитование оказалось более гибким инструментом по сравнению с классическими потребительскими кредитами. По итогам года портфель автокредитов по банку вырос на 38% при среднем росте рынка около 11%. В Оренбурге динамика была еще более заметной: портфель увеличился почти в три раза и достиг 163 млн рублей. Такой рост стал возможен за счет широкой линейки программ — от новых до подержанных автомобилей, с разными сроками и параметрами сделки.
— Похожую динамику показали и кредитные карты. Можно ли говорить, что они стали альтернативой потребкредитам?
— Во многом да. В 2025 году клиенты стали менять подход к финансовым обязательствам, поэтому кредитные карты все чаще использовались как альтернатива для небольших расходов. По итогам 10 месяцев портфель кредитных карт по банку вырос на 48% и достиг 32 млрд рублей. В Оренбурге рост был кратным — в 7,5 раза, до 52,6 млн рублей. Это отражает изменение потребительского поведения: гибкость и возможность контролировать расходы стали для клиентов важнее больших объемов. Существенную роль сыграла карта «120 дней на максимум» — за счет длинного льготного периода. Востребованность этого продукта подтверждается и независимыми оценками: в сентябре карта возглавила рейтинг кредитных карт с самым длинным беспроцентным периодом по версии Банки.ру и в течение года регулярно входила в топы других рыночных рейтингов.
— Ипотека в 2025 году выглядела, пожалуй, самым сложным сегментом. Как вы оцениваете ситуацию изнутри?
— Ипотечный рынок действительно находился под давлением высокой ключевой ставки, и это существенно ограничивало спрос. Тем не менее, мы сделали ставку на рыночные ипотечные программы, которые сейчас занимают 60% в наших выдачах и смогли нарастить ипотечный портфель в два раза — до 31,4 млрд рублей.
— Что происходило со сбережениями? Люди в 2025 году больше копили или, наоборот, тратили?
— Вклады по-прежнему рассматривались как понятный и надежный способ сохранить средства. При этом изменился сам подход к размещению: клиенты стали чаще выбирать депозиты с возможностью пополнения и частичного снятия средств. Это позволяло сохранить доходность и при этом оставить часть средств в доступе. По итогам года объем пассивов физических лиц по банку вырос на 13% (или на 35 млрд рублей). В Оренбурге остатки средств физических лиц увеличились до 116 млн рублей, прирост за 11 месяцев составил 84%.
— В 2025 году были повышены кредитные рейтинги банка. Насколько это значимо для клиентов и партнеров?
— Это независимая оценка со стороны профессионалов рынка. Если говорить простыми словами, рейтинги показывают, насколько банк устойчив, насколько эффективно управляет рисками и способен ли выполнять свои обязательства в долгосрочной перспективе. Повышение рейтингов от АКРА, НКР и «Эксперт РА» означает, что эксперты позитивно оценивают эффективность выбранной стратегии развития бизнеса и работу банка даже в непростой экономической ситуации.
— С каким настроением банк завершает 2025 год и чего ждать в 2026 году?
— Мы заканчиваем 2025 год с пониманием, что выбранная модель развития себя оправдывает. Даже в условиях высокой ставки и ограниченного спроса розничный бизнес может расти, если продукты привлекательны, а условия по ним соответствуют реальным потребностям и возможностям клиентов. Поэтому в 2026 году мы продолжим развивать продуктовую линейку, ориентируясь на запросы и потребности наших клиентов и с учетом фактически складывающейся рыночной ситуации.





