На пароходе проще и дешевле: как более века назад в Оренбурге решалась проблема плохих дорог

01.06.2023
5716
Переправа на паромах через Урал. Источник: Объединенный государственный архив Оренбургской области

Проблеме оренбургских дорог не одна сотня лет. Так, более века назад в 1913 году для решения этой проблемы предлагалось организовать судоходство на реке Сакмаре.

Журнал Оренбургской Городской Думы. Источник: Объединенный государственный архив Оренбургской области

Инициатором этих изменений стал управляющий имением наследников Махмута Хусаинова «Тевкелево» потомственный почетный гражданин Исхак Казаков. Он обратился с прошением к оренбургскому губернатору Николаю Александровичу Сухомлинову, в котором ходатайствовал об организации судоходных перевозок по Сакмаре из Сеитовского Посада (ныне Татарская Каргала) до железнодорожного моста на Урале. Для чего это было нужно? В своем прошении Исхак Мустафьевич рассказал, что в имении площадью 2 200 десятин земли при среднем урожае выращивается овощей и бахчевых до 200 000 пудов, но доставлять эту продукцию в Оренбург приходится гужевым путем по дорогам очень плохого качества. Это влияет, в первую очередь, на цену этих продуктов на рынке в Оренбурге.

Во вверенном мне имении, находящемся в 18 верстах от Оренбурга, на берегу реки Сакмары, имеется более 2 200 десятин земли; часть этой земли ежегодно арендуют специалисты по огородничеству и бахчеводству болгары с Балканского полуострова и крестьяне из соседней Саратовской губернии. Благодаря такому обстоятельству, здесь количество одних овощей и продуктов бахчи при среднем урожае достигает до 200 000 пудов. Кроме бахчей и огородов производится посев зернового хлеба, покос ковыльной степи и рубка дровяного леса и все эти материалы и продукты доставляются в Оренбург гужевым путем. Доставка продуктов из Тевкелево в Оренбург оценивается от 2 до 3 рублей за воз при благоприятной погоде, а в дождливую осеннюю пору эта цена доходит до 5 рублей и дороже. Такая дороговизна доставки происходит вследствие неустройства путей; дорога тянется по лесистой местности на которой только лишь корчевали пни, поэтому всюду видно глубокие колеи и ямы, залитые, особенно в дождливую осеннюю пору, сплошной грязью. Вот по таким путям ежегодно осенью производится перевозка в город сотни тысяч пудов сельскохозяйственных продуктов и в различных видах. Притом благодаря дороговизне доставки, все эти продукты продаются на рынке в Оренбурге на 10 или 12 копеек дороже на пуд.
Исхак Казаков
Управляющий имением «Тевкелево», потомственный почетный гражданин

Также Исхак Казаков сообщал губернатору, что из-за плохого качества дорог сложно найти перевозчиков. В конечном итоге проблемы транспортной инфраструктуры Оренбурга и ближайшей к нему местности только в усадьбе Тевкелево в 1913 году привели к порче более 100 000 штук арбузов и дынь. Отметим, что именно эти товары считались одними из самых востребованных и дешевых на рынках Оренбурга того времени.

Печальнее всего еще то обстоятельство, что за невозможностью иной раз подыскать возчиков пропадает на месте немало продуктов так в нынешнем году пропала масса овощей, пропали арбузы и дыни более 100 000 шт. Если перевозка из Тевкелево в Оренбург производилась бы при более сносных условиях, то и цены на рынке предметов первой необходимости, например овощей могли бы значительно понизиться.
Исхак Казаков
Управляющий имением «Тевкелево», потомственный почетный гражданин

При этом, по расчетам наследников Махмута Хусаинова, организация судоходных перевозок по Сакмаре способна создать достойную конкуренцию «невозможной лесной дороге». Для этих целей предполагалось покупка плоскодонного парохода на 10 или 12 лошадиных сил с малой осадкой (3/4), а так же плоскодонных баркасов к нему для перевозки грузов на буксире. Отмечалось, что новый вид сообщения положительно сказался бы на удобстве передвижения не только для арендаторов из Тевкелево, но и для персонала и больных местного санатория и для жителей Сеитовского посада.

Такое сообщение оказало бы немалую услугу и больным, находящимся в Тевкелевской даче при санатории Оренбургского отдела Лиги по борьбе с туберкулезом. Не каждый больной в состоянии платить за поездку в город извозчику от 3 до 5 руб.. Водным путем до города больные при затратах каких-нибудь 20 или 30 копеек могут ездить, при том поездка эта может повторяться 2 раза в день, что уже весьма важно для администрации санатория. Далее земельный участок имения одним своим углом тянется к Сеитовскому посаду вдоль берега Сакмары и не доходит до него каких-нибудь пять или шесть верст, поэтому признается весьма желательным, чтобы рейсы парохода не ограничивались бы дачей «Тевкелево» и мостом на Урале, но и доходили бы и до Сеитовского посада. Пароходное сообщение во время весеннего половодья и осенней распутицы могло бы оказать также немалую услугу жителям означенного посада.
Исхак Казаков
Управляющий имением «Тевкелево», потомственный почетный гражданин

Наследники Махмута Хусаинова были готовы не просто организовать платные перевозки по реке Сакмаре, но арендовать земли по берегам реки у обществ Сеитовского посада, Бердской слободы и у Оренбургской городской Управы, чтобы за собственные средства организовать места для остановки парохода. Оренбургский губернатор Николай Александрович Сухомлинов поручил принятие решения по этому вопросу Оренбургской городской Управе, которая, в свою очередь, вынесла этот вопрос на рассмотрение Оренбургской городской Думы. Обсуждение доклада городской Управы в Думе состоялось в конце января 1914 года и получилось достаточно бурным.

Железнодорожный мост на Урале - конечная точка маршрута парохода. Источник: Объединенный государственный архив Оренбургской области

Так, Оренбургская городская Управа обращала внимание Думы на ежегодное строительство целого ряда мостов, которое происходит после спада весенних вод и находится на предполагаемом маршруте планируемого парохода. Это временные мосты, которые при этом имеют весьма важное значение для транспортного сообщения Оренбурга и его пригорода, а также делают невозможным пароходство из-за технического характера построек. Вариант сноса этих мостов не мог рассматриваться и по причине их нахождения на арендуемых до 31 декабря 1916 года частными лицами землях (один только мост на Маяке приносил 390 рублей дохода в казну в год!), и в связи с их важностью для местного населения и в том числе торговли. Что же делать, выбирая между интересами граждан и бизнеса имения Тевкелево и граждан и бизнеса Маяка?

Вариант разрешения непростой ситуации также был предложен Оренбургской городской Управою. Это был компромиссный вариант, предусматривающий реализацию проекта наследником купца Хусаинова на условиях их финансового участия в строительстве новых мостов, конструктивно позволяющих наладить судоходство по реке Сакмаре, а по окончанию действующих арендных соглашений именно они должны бы были содержать эти объекты транспортной инфраструктуры, а также оплачивали арендную плату в городскую казну.

В виду вышеизложенного Городская Управа полагает, что согласие на удовлетворение ходатайства Хусаиновых могло бы быть дано с тем чтобы они во 1-х непосредственно от себя входили быв соглашение с арендатором Сакмарского моста относительно устройства его с выводными частями до тех пор, пока окончится срок аренды, во 2-х приняли бы обязательство после 31 декабря 1916 года содержать на свой счет переправу под Маяком и устраивать мосты как в этом месте, так и через Бешеный овраг такого типа, чтобы они удовлетворяли потребностям города и в то же время давали возможность пароходного движения и в 3-х, начиная с 31 декабря 1916 года возмещали бы городу тот доход, которого он должен будет лишиться от прекращения аренды Сакмарской переправы.
Из доклада Оренбургской городской Управы

Именно это предложение в конечном итоге и было принято Городской Думой, а значит подлежало к исполнению всеми ответственными сторонами. К сожалению, дальнейшей информации о судьбе пароходного движения по реке Сакмаре нам пока не удалось отыскать в архивных фондах. А произошедшие вскоре революционные события совершенно точно красной краской перечеркнули перспективы развития местного пароходства по оренбургским рекам, потому как состоятельные и способные на подобные инициативы оренбуржцы стали «вне закона» и были объявлены врагами народа, а их собственность и денежные средства стали «народным достоянием». Но доподлинно в архивных документах зафиксирован тот факт, что решить проблемы оренбургских дорог около века назад было проще посредством пароходного сообщения частными инвесторами, а сегодня на повестке дня остро стоит вопрос сохранения уже самих водных артерий региона.

Подписи Гласных Оренбургской Городской Думы под решением об утверждении ходатайства наследников Махмута Хусаинова. Источник: Объединенный государственный архив Оренбургской области

Урал56.Ру благодарит Объединенный государственный архив Оренбургской области за предоставленные для подготовки публикации материалы.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Оставить комментарий
Дмитрий Гнедаш
Урал56.Ру
01.06.2023 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел