28 марта 2024 • Чт • 20:55

Зарева кострищ на территории современного Адамовского района, разжигаемые несколько тысячелетий назад

11.09.2022
3006
Центральная (Базарная площадь). Год съемки неизвестен. Фото: краевед Петр Дреев

Сегодня мы с вами поговорим о событиях настолько древних, о которых даже очевидцы ничего не расскажут. Датируются эти обстоятельства временем 5 -тысячелетней  давности –  бронзовым веком. Трудно себе представить, но и тогда на матушке-Земле жили люди, другие, не такие как мы, привыкшие к трудностям и лишениям, вынужденные искать себе пропитание, выживающие в реалиях окружающего мира.

На территории современного Адамовского района человечество обосновалось задолго до того, как в начале 20 века здесь появились первые поселенцы из западных губерний Российской империи. Адамовский район образовался сравнительно недавно: в 30-е годы прошлого века. Издавна это была степь кочующих киргиз-кайсаков.

 Сквер напротив Райисполкома, 1961 год. Фото: краевед Петр Дреев

Вплоть до послереволюционных преобразований данные земли относились к Кустанайскому уезду Тургайской области. Впервые район образован в 1921 году в составе Кустанайского уезда Киргизской АССР, но уже 15 августа 1922 года район ликвидирован. Повторно он появился в 1930 году в Казахской АССР в составе РСФСР, в 1932 году вошел в состав Актюбинской области Казахской АССР, а затем передан в Оренбургскую область.

В результате активного и частого перекраивания границ  часть земель Казахской АССР вошла в состав Оренбургской области. С 1938 по 1957 год территория относилась к Чкаловской области.

Также следует сказать, что изначально образованный Адамовский район был значительно больше, нежели сейчас: со временем часть его земель отдали Ясненскому и Светлинскому  районам. В начале 20 века на территории бывшей Тургайской области стали активно обживаться переселенцы с запада России. В числе прочих основан и райцентр Адамовка.

Адамовский автовокзал, 70-е годы. Фото: краевед Петр Дреев


Поселок образован в 1902 году братьями Кривохижиными, а также семьями Яловых, Матвиенко, Старовойтовых и др. Документы на отвод земли в 1902 г. оформлены землемерами Тургайской переселенческой компании Адамовичем И.Н. и Ашмариным. Название село получило по фамилии землемера Адамовича, который нарезал земли под застройки и под наделы, составлял карты переселенческих участков. Адамовский район в годы освоения целинных и залежных земель стал эпицентром развития пахоты прежде нетронутой степи. Об этом наш ресурс недавно писал.

Но давайте сегодня поговорим все же о более древних обитателях этих мест и перенесемся в эпоху бронзы, когда не было ни Тургайской области, ни тем более современного Оренбуржья Ветер также, как и сейчас,  был немилосерден и зимой и летом: в холодные дни пробирал до костей, в летние - поднимал  пыль до небес.

Нехитрые степные жители: скотоводы и земледельцы обживали берега реки Джарлы (никто не знает, как она тогда называлась, это уже тюркское название реки, переводимое как «обрывистая»), здесь организовывали свой быт, возводили жилища, разводили костры, хоронили своих умерших предков.

21 августа 1955 года газета «Орский рабочий» рассказывает нам об археологической экспедиции областного Чкаловского музея, что побывала на берегах речушки Джарлы под Адамовкой:

«Адамовские степи были обитаемы и в глубокой древности. Археологическая экспедиция, работающая сейчас в Адамовском районе, обследовала берега реки Джарлы от ее истоков до устья. Результаты исследования… выявили, что бассейн реки Джарлы уже не менее 5 000 тыс. лет тому назад был обитаем скотоводами и земледельцами, пользовавшимися каменными и медно-бронзовыми орудиями труда…»

Статья в газете «Орский рабочий» от 21 августа 1955 года (перепечатана из газеты «Чкаловская коммуна»)


 Автор статьи С. А. Попов – начальник археологической экспедиции - рассказывал о результатах находок:

«На местах стоянок-селищ собраны остатки гончарной посуды, типичной для бронзового века, две каменные мотыги, два каменных песта, бронзовый нож, кремневые отщепы от поделки орудий, кремневые пластины, употреблявшиеся в хозяйстве в качестве орудий труда,  и так далее…».
Сергей Александрович Попов (1905-1986), под чьим руководством проходила экспедиция, был выдающимся краеведом, ученым и исследователем, чьи работы внесли неоценимый вклад в историю, археологию и этнографию степей  Южного Урала.

С.А. Попов.  Фото с сайта vestospu.ru

Родился в Вологодской губернии. По окончании церковно-приходской школы и Усть-Сысольской гимназии поступил в МГУ на этнографическое отделение. Но учебное заведение закончить не удалось, так как отца, до революции бывшего урядником, признали классовым врагом. Сослали всю семью в Коми АССР.

В 1931 году Попов был назначен заведующим Коми областным краеведческим музеем. В 1933 году арестован, в 1934 году выслан на 3 года в Казахстан. С 1936 года работал в Петропавловском краеведческом музее. С началом Великой Отечественной войны в составе стройбата (как неблагонадежный элемент) направлен в Томск, затем в Челябинскую область, где проработал до 1946 года.

Трудился исправно, несмотря на недоверие Родины. Награжден позже  медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну».  С осени 1946 года Попов оказался в Оренбурге (Чкалове), где окончил Чкаловский пединститут (филфак).

С.А. Попов. Фото с сайта vestospu.ru

В июле 1948 года С. А. Попов стал старшим научным сотрудником Чкаловского краеведческого музея, связав отныне свою деятельность с изучением истории, археологии и этнографии Южного Урала. Нелегкий и полный лишений путь пришлось пройти Сергею Александровичу Попову, прежде чем он приехал в наши оренбургские степи.

В 1955 году (о чем мы читали в «Орском рабочем» выше) совместно с директором Орского краеведческого музея М. А. Ланько экспедиция провела разведку Адамовского района по берегам реки Джарлы и ее притоков Киймы и Кунгурлюка.

Вот как об этом обстоятельстве рассказывает газета «Орский рабочий»:

«По берегам реки Джарлы и ее притоков – Кунчюрлюку и Кийме зарегистрирован целый ряд остатков оседлых поселений бронзового века. Так одно из поселений обнаружено непосредственно рядом с с. Адамовкой в устье реки Кунчюрлюка, другое в районе заканчивающегося строительством моста через реку Джарлу, выше с. Адамовки…».
В разных источниках ручей с тюркским названием упоминается по-разному: в одном случае Кунгурлюк, в другом – Кунчурлюк.

Все это связано с особенностями трансформации названия неславянского происхождения в русском языке. Так, краевед Адамовского района, действительный член Русского географического общества, П. Л. Дреев, сообщает нам о ручье (у него другое произношение Кундурлюк (Кундырляк)  следующую информацию:

«Ручей Кундурлюк (Кундырляк) - небольшой левый приток р.Жарлы /у с. Адамовка/ В переводе с казахского это словосочетание означает как громкий звук, отраженный от скалы, эхо. Наименование связано с тем, что весной от этого ручья очень громкий шум. Верховье  лога  находится в урочище Шийлиагач, водоток ручья начинается несколько ниже  и составляет около  семи километров. Впадает в реку Жарлы  (раннее название реки Джарлы)  ручей напротив ул.  Южной, огибая сопку – высоту 313 м (военная точка)».

Фото Ирины Куприяновой. В устье Кундурлюка (Кундырляка)

Выходит, судя по информации «Орского рабочего» и опираясь на описание Дреева, древние люди жили на территории Адамовки в районе улицы Южной.

Карты Яндекс

Всего экспедицией в бассейне реки Джарлы было выявлено 19 местонахождений керамики и каменной индустрии, 8 могильников и один курган. Попов в статье, помещенной   в «Орском рабочем», рассказывает еще об одной стоянке древних людей в этих краях:

«Особенно интересной является стоянка в низовьях реки Джарлы, на ее левом берегу, против развалин старого казахского аула «Мечеть». Здесь в обрыве высокого берега реки выглядывают черепки глиняной посуды, кости домашних животных. Эта стоянка дала наибольшее количество находок…»

Месторасположение бывшего аула Мечеть. Карта Чкаловской области 1939 года


Так кто же жил в те далекие незабвенные времена на территориях, на которых позже кочевали киргиз-кайсаки, потом пришли переселенцы? Археологи отнесли  древних людей, следы которых найдены на реке Джарлы,   к так называемой андроновской культуре.

Впервые культура обнаружена близ деревни Андроново около города Ужра Красноярского края, где в 1914 году А. Я. Тугариновым были найдены первые захоронения этой исторической общности. В 1927 году уже другой археолог Теплоухов выделил андроновскую культуру как таковую, а в 1928 году Сальников разработал ее классификацию.

Андроновцы представляли из себя тип пастухов-скотоводов и земледельцев. Они жили оседло (не были кочевым народом) и строили долговременные бревенчатые полуземлянки.

Впрочем, не все ученые-археологи едины в отнесении древних людей к андроновской культуре. Часть из них настаивает на ликвидации данного понятия, считая, что «андроновская культура» - это совершенно две разные этнические общности: одна иранская, алакульская, другая угорская, федоровская. Большинство же ученых признает единство андроновской культуры, но некоторые представители  расходятся в хронологии ее отдельных этапов.

Не будем вдаваться в подробности, расскажем вслед за уважаемым ученым Е. Е. Кузьминой, написавшей фундаментальную работу по данной теме,  о том, какая же именно культура была представлена на территории современного Адамовского района.

В своем труде «Откуда пришли индоарии» она признает существование андроновской общности, в свою очередь,  разграничивая ее на алакульскую линию развития и федоровскую линию развития, считая их не разными этническими группами: иранской и угорской, а близкородственными.

Также   археолог подразделяет памятники древности на различные типы. Выделяет,  в том числе и кожумбердинский тип алакульской линии, к которому относит поселения Джарлинского (о котором сегодня речь) и Еленовского микрорайонов.

Давным-давно, еще до нашей эры в степях Адамовского района (он тогда так не назывался, так как появился уже  в 20 веке) жили люди андроновской общности алакульской линии кожумбердинского типа. Но оставим все эти трудночитаемые слова ученым и расскажем вам о том, что из себя представляли люди данной группы, к какой этнической общности относились.

Селиться  древние жители  предпочитали в долинах рек, богатых плодородными землями, пригодными для земледелия,  и пастбищами. В стадах андроновцев, как правило, были овцы и лошади. Андроновцы -  первые среди азиатских степей наездники. Летом скот выгоняли на тучные пастбища, а зимой содержали в специальных загонах.

Как же С. А. Попову, предпринявшему экспедицию на берега речки Джарлы,  удалось установить, что в ее бассейне  жили все же представители андроновской культуры?

Его экспедиция ориентировалась, прежде всего,  на характер захоронений, свойственных для данной общности:

«Наряду с остатками поселений в ряде мест, прилегающих к Джарле, экспедиция зарегистрировала курганные группы-могильники тех самых обитателей реки Джарлы, следами которых являются открытые стоянки и селища. Они представляют расплывшиеся земляные курганы, иногда отложенные по подошве или по поверхности большими тяжелыми каменными плитами. Одна из таких групп находится в 8 км. от Адамовки вниз по реке Джарле и состоит из более чем 20 курганов. Раскапываемый силами экспедиции курган представляет земляную насыпь с большой примесью гальки. По подошве местами виднеются ребра каменных плит. Уже сняты три четверти насыпи. Оказалось, что выглядывавшие на поверхности ребра каменных плит представляют большие плоские каменные глыбы длиной 70-80 см и высотой до 50-60 см, поставленные кругом могилы.

В центре кургана обозначился большой каменный ящик, составленных из таких же больших каменных плит – это и есть могила.

В настоящее время участники экспедиции заканчивают разборку насыпи и приступают к выемке земли из каменного ящика, в одном из углов которого обозначился поломанный глиняный горшок с костями какого-то животного, положенного в могилу рядом с покойником…».

Скорее всего, речь в цитате идет о могильнике Красная Круча, что располагается в 8-9 км от Адамовки. В нем были найдены каменные ограды (о чем мы выше читали), небольшие могилы с людьми, захороненными в скорченном виде с ладонями у лица (что характерно для андроновской культуры), при этом захоронения были четко ориентированы на юго-запад, что подтверждает гипотезу существования в степях Оренбуржья андроновской культуры.

Останки андроновца, захороненного в скрюченном виде

Могильник относился к раннему этапу андроновской культуры – кожумбердинскому. На это указывали бедно орнаментированные баночные сосуды, которые были характерны именно для данного этапа культуры.

Керамика кожумбердинского типа

У андроновских племен к тому времени уже значительно было развито земледелие, о чем свидетельствовали две каменные зернотерки, найденные в одном из могильников. Андроновцы хоронили своих покойников парно, встречаются парные разнополые захоронения и реже однополые захоронения, а также могилы матери и ребенка. В головах помещали два сосуда, редко – больше, в голове ребенка – иногда один сосуд.

Женщин хоронили в парадном уборе: в платьях, расшитых бляхами, раковинами, клыками, бронзовыми бусами, с браслетами и перстнями на руках, нитками бус на перевязи сапожек, височными привесками, серьгами, накостниками. При мужчинах – бронзовый нож и оружие, копье, каменные, костяные и бронзовые стрелы, каменный или бронзовый топор, булава или тесло.

При погребениях использовали жертвоприношения. В основном это кони, быки или бараны. Известны захоронения собак. Жили андроновцы алакульской линии кожумбердинского типа в долговременных полуземлянках, заглубленных в землю на 0,6- 1 м, реже на 1,2-1,6 м.

О технологии строительства пишет Е. Е. Кузьмина:

«Строительная техника андроновцев реконструируется благодаря изучению жилищ и погребальных сооружений . Котлованы  могил и домов копались металлической киркой или теслом с узким лезвием шириной  8—13,5 см…Выброшенная из котлована земля  укладывалась снаружи вдоль стен,  образуя бруствер, повышавший высоту жилища примерно на   1  м 4 .  На него опирались балки перекрытия…»
Андроновские полуземлянки  на Урале строились с использованием деревянных конструкций.  Пол в жилищах был земляной, в центре чашеобразно углубленный, так как его постоянно вытаптывали. Андроновские жилища освещались и отапливались с помощью очагов. Их насчитывают шесть типов: открытый огонь, иногда выложенный камнем, также делали неглубокие ямки, строили очаги прямоугольной правильной формы, двухкамерные очаги, канавки и даже печи, сложенные из глиняных кирпичиков.

Материалами для изготовления одежды  андроновцам служили мех, кожа и шерсть. Основным материалом все же была шерсть. Ее пряли деревянными веретенами с глиняными пряслицами, также вязали одежду, умели и ткать.

У андроновцев широкое распространение получил колесный транспорт: повозки и колесницы. Для запряжки использовали волов и лошадей-тяжеловозов. Также впрягали двугорбых верблюдов.

Андроновскую культуру относят,  как правило, к индоиранцам, также ариям (в частности исследователь Денисов И. В.) В орнаментальном оформлении сосудов баночного типа андроновцы нередко использовали меандр. Впрочем, этот орнамент был присущ не только предкам индоариев.

Различные комбинации использования меандра у андроновцев


Многие народы так украшали свои изделия из глины и других материалов, но именно перекрещенный меандр, взятый как символ арийской расы у индоариев, стал нацистской символикой – свастикой, потеряв свой первоначальный исконный смысл. У древних народов это был символ добра и процветания, солнца и жизни, а у фашистов – символ разрушения и боли.

Наши предки верили, что солнце - зоо- или антропоморфное существо, облетающее на своей огненной колеснице землю и на ночь погружающееся в океан, через который оно направляется с запада на восток, чтобы утром вновь засиять на небосводе. Изображениями одинаковых повторяющихся предметов раньше передавали темп и смысл движения.

Учитывая известные солярные мифы, можно предположить, что повторяющимся меандрово  - свастическим орнаментом древние люди передавали движение солнечной колесницы.

Индоарии выделились из индоевропейской общности и имели первоначально европеоидный физический тип. Ученым удалось реконструировать внешний облик женщины по черепу, найденному в одном из могильников Кустанайской области.

Реконструкция женщины андроновского периода антрополога М. М. Герасимова

Некоторые антропологи предполагают, что андроновцы – предки нуристанцев и дардов. Некоторые вообще отрицают принадлежность андроновской культуры к индо-иранской народности, к индоариям.

Кузьмина, которую мы цитировали, является яркой приверженкой той теории, что арии мигрировали из наших степей в Индостан. Будто бы индоарии из ареала распространения андроновской общности (от Урала на западе  до Енисея на востоке, от Западной Сибири на севере до Памира на юге) проникли во 2 тыс. до нашей эры  на полуостров  через территорию археологического комплекса Бактрия-Маргиана из Средней Азии.

Ей оппонирует Семененко и многие другие, считая, что в Средней Азии не найдено никаких доказательств нахождения андроновцев. До сих пор эта тема остается в науке дискуссионной.

Приверженцы теории миграции индоиранцев, индоариев из ареала распространения андроновской культуры с  территории современной России выделяют несколько археологических культур, связанных с миграциями ариев. Это, прежде всего, маргианская культура (территории восточного Туркменистана, южного Узбекистана, северного Афганистана), язская (территория Бактрии и Маргианы), гандхарская (северо-западная область Больщой Индии), культура кладбищ (современный пакистанский Пенджаб), культура охраняемой расписной керамики (долина Ганга), культура серой расписной керамики (долина Ганга).

Но не все придерживаются таковой гипотезы. Существует противоположная теория исхода из Индии, которая говорит, что индоевропейская языковая система возникла на Индийском континенте и в результате ряда миграций распространилась по территории индоевропейского региона. Сторонники этой теории таким образом  пытаются  объяснить очевидную  связь между санскритом и европейскими языками.

Как же  много в науке-археологии споров на предмет того,  где же находится прародина индоариев!

Не будем углубляться дальше в полемические споры и теории о том, были ли андроновцы (впрочем, мы не знаем, как эти народы себя называли, андроновцы – их современная классификация) предками индоариев. Оставим эти дискуссии для умов посвященных.

Как бы то ни было, какие бы этнические народности ни населяли современное Оренбуржье, позже все совершенно поменялось. На смену андроновцам пришли кочевые племена тюркоязычных групп, вольно кочевавшие много веков в киргиз-кайсацкой степи. И только в начале 20 века сюда приехали переселенцы-украинцы, русские, основав в наших краях Адамовку, Нововинницкое,  Аниховку, Брацлавку, Каменец  и другие поселения.

Сейчас на территориях Адамовского района проживают представители разных языковых групп. И бушуют  здесь  зарева костров повсюду, сотворенные не руками древних людей бронзового века, ариев, поклоняющихся огню, солнцу,   а людей, вроде, цивилизованных, живущих в настоящем времени, в эру прогресса и процветания.

К слову сказать, недалеко, в Челябинской области есть древний Аркаим, заселенный представителями синташтинской культуры, являющейся предшественницей андроновской общности.  Но это тема уже отдельной статьи. На этом мы спешим закончить материал, а в следующий раз еще непременно что-нибудь извлечем из газетных вырезок, найдем на архивных полках или в книгах краеведов. Следите за обновлениями.

1.    Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал (Online). ISSN 2303-9922. http://www.vestospu.ru

2.    Е. Е. Кузьмина. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. – Москва, 1994 год.

3.    А. А. Семененко. О предполагаемой миграции андроновцев в Индию из евразийской степи и Средней Азии во II тыс. до нашей эры»// Научные ведомости.- Воронежский колледж «Номос», 2012 г.

4.    И. В. Ковтун. Андроновский орнамент (мифология и морфология). Академия  наук Республики Татарстан института археологии имени А. Х. Халикова: ЗАО «Издательский дом  «Казанская недвижимость». - Казань, 2016 г.

5.    Номер газеты «Орский рабочий» от 21 августа 1955 года.

6.    Сайт адамовского краеведа Дреева П. Л.

За помощь в подготовке материала благодарим директора МАУК «ЦБС г. Орска» Валерию Леонидовну Карижскую.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Юлия Сурская
Урал56.Ру
11.09.2022 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел