Как выглядит Елизаветинский спуск в Оренбурге после реконструкции. Фотофакт Урал56.Ру

13.05.2022
2229
Этот кадр живописнее всего иллюстрирует неоднозначность проведенной реконструкции

В городе Оренбурге открыли после реконструкции Елизаветинский спуск, который ведет к набережной реки Урал. Корреспондент Урал56.Ру посетил его и во всех подробностях изучил обновленное историческое место.

Почти год объект был закрыт, за это время были проведены работы по замене ступеней, облицовке боковых стен, на которых установили водосточный желоб для сбора и отвода атмосферной влаги, а вдоль спуска установили освещение. Работы выполнены в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

Наша набережная является настоящим центром притяжения горожан. Отремонтированный Елизаветинский спуск сделал ее еще привлекательнее. Давайте продолжим преображение центральной части Оренбурга – сюда идут гулять горожане и гости нашего города – это лицо Оренбурга. Улица Советская, площадь Ленина, Зауральная роща, верхняя часть набережной могут и должны стать уютными, красивыми, функциональными, комфортными для нас с вами! Участие в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» – это отличная возможность сделать наш город лучше!
Сергей Салмин
Глава города Оренбурга

Мы не могли оставить без внимания открытие после реставрации столь масштабного по объему проведенных работ и важного с точки зрения истории города Оренбурга объекта. Корреспондент Урал56.Ру посетил Елизаветинский спуск сразу после реконструкции и оценил его внешний вид и состояние.

Как много зависит от ракурса

Елизаветинские ворота и следующий за ними спуск – это не только важный исторический объект, но и потенциально очень красивое место. Помня о наставлении министра архитектуры Оренбургской области Натальи Ибрагимовой, мы настроились на максимально возможное восприятие прекрасного, чтобы затем «информировать жителей о положительных изменениях». И ведь действительно, это возможно. Главное выбрать удачный ракурс. Вот Елизаветинские ворота – действительно красиво, без каких-то оговорок.

Елизаветинские ворота

Но если обойти их, то можно увидеть вот такое.

Елизаветинские ворота

А вот вполне неплохой обзорный ракурс на отреставрированный спуск (нужно только прикрыть правый глаз и не смотреть на «шкафы» с проводами, которые можно было и задрапировать или расположить в другом месте).

Елизаветинский спуск после реставрации

Главное случайно не сделать шаг-другой назад.

Елизаветинский спуск после реставрации

Или вот этот прекрасный вид.

Елизаветинский спуск после реставрации

Но если немного повернуться, то уже не очень прекрасно.

Елизаветинский спуск после реставрации

Если вы планируете использовать этот спуск только для перемещения вверх-вниз по склону, будете проходить его бегло, то он действительно выглядит весьма эстетично, даже красиво. Давайте насладимся видами.

Елизаветинский спуск после реставрации

Елизаветинский спуск после реставрации

Елизаветинский спуск после реставрации

Елизаветинский спуск после реставрации


А теперь объективно

Если вы не можете передвигаться бегом или просто планировали неспешно ходить и любоваться, то вам предстоит увидеть много неприглядного, как это случилось нам. Чаще всего нам встречались разрушения элементов отделки отреставрированного спуска в виде трещин. Одни из них могут свидетельствовать о нарушениях при монтаже, другие – о качестве используемого материала, в любом случае они не могут положительно сказаться на долгожительстве «восстановленного» спуска, а также его внешнего вида и безопасности горожан. Трещины, в том числе сквозные, замечены и на ступенях, и на перилах, и даже на плитах под фонарями.

Трещины на Елизаветинском спуске

Трещины на Елизаветинском спуске

Трещины на Елизаветинском спуске

Одна из самых частных проблем – это сколы, они повсеместно встречаются на элементах отреставрированного спуска. Можно предположить, что часть из них была заметна уже при монтаже, потому что рабочие пытались замаскировать их наличие. Подтверждение этой теории есть на фотографиях. Сколов действительно немало, причем они есть и на перилах, и на ступенях.

Об этих сколах на Елизаветинском спуске рабочие точно знали

Сколы на Елизаветинском спуске

Сколы на Елизаветинском спуске

Все это – вопросы к качеству используемого материала и работ по его монтажу. Да, это природный материал, да известняк требует чуть больше внимания в работе, но разве не нужно проверять качество? Есть элементы с заметными включениями других пород. Как они будут реагировать на перепады температуры и влажности, если разные материалы по-разному отзываются на них? На некоторых элементах видны огрехи при выборе камня или при его обработке. Это как-то скажется на долговечности отреставрированного спуска? Все ли нормально с балясинами и другими декоративными элементами?

Все ли в порядке с этими элементами отреставрированного Елизаветинского спуска?

Все ли в порядке с этими элементами отреставрированного Елизаветинского спуска?

Заметно, что одни и те же работы на разных участках вели несколько бригад, а то и несколько организаций. Где-то зазоры между элементами затирали (убрать излишки затирки почему-то забыли), а где-то нет, опять же различия цветов затирки, различие в зазорах. Влияет ли это на качество – покажет время, но на эстетику точно влияет отрицательно.

Заметна разница в подходе к работы у мастеров, выполнивших эти борта

Еще одно обстоятельство, которое вызывает недоумение – это ржавчина. Совершенно новые столбы ржавеют, и ржавеют, видимо, изначально, ведь они установлены пару месяцев назад. О длительности этого процесса говорят и потеки на столбах, и «веснушки» на основании столбов и плитах под ними. Изначально мы обнаружили именно следы на плитах под столбами, которые приняли за песок. Ну мало ли – уже налетел откуда-то. Нет, ни смахнуть, ни смыть их не получилось, потом мы стали рассматривать сами столбы и увидели множество ржавчины. Столбы на набережной, где должна быть высокая влажность, оказались вовсе не приспособленными и неустойчивыми к влажности изначально.

Ржавчина на Елизаветинском спуске

Ржавчина на Елизаветинском спуске

Ржавчина на Елизаветинском спуске

Вызывает немало вопросов и логика, которой пользовались как при проектировании, так и при проведении работ. Например, водосточный желоб, он же перила. Где-то он упирается в колонну. Для чего он приводит воду туда, чтоб быстрее разрушить? На уклонах в местах стыков желобов не продуман совершенно момент с отводом воды, которая будет собираться здесь в связи с особенностью геометрии этого элемента (наносы пыли уже это подтверждают). Где-то эти «лужи» затерли для герметичности, в других местах оставили зазоры. Вода будет в них уходить, но и будет разрушать сам водоотвод.

Водосточный желоб на Елизаветинском спуске

Водосточный желоб на Елизаветинском спуске

А что происходило вообще при планировании стока воды по склону и спуску? Что-то явно не так и с укреплением и обустройством склона.

Так выглядит склон отреставрированного Елизаветинского спуска

Смущают решения, использованные в разработке самого спуска, ведь кроме водоотводных желобов он вовсе не продуман для отведения воды. Тогда зачем вот эти решения: «пропуск» в месте стыков разных этапов работ по набережной, высота боковой стены, которая позволяет талым и дождевым водам заливать нижнюю часть спуска?

Неожиданные решения Елизаветинского спуска

Неожиданные решения Елизаветинского спуска

Неожиданные решения Елизаветинского спуска

Могут ли наносы грязи, которые из-за этого возникают, влиять на безопасность детской железной дороги?

Здесь уже встает вопрос о безопасности детской железной дороги или наносов грязи с отраставрированного Елизаветинского спуска

Есть еще одно решение, которое вызывает беспокойство – это «путь в никуда», который должен вести к площадке с фонтаном (он виднеется в дали). Речь даже не о том, что эти ступени ведут в грязь, что площадка появится когда-то в другое время. Нет, тут вызывает вопросы инженерное решение с клинышками на набережной за миллионы.Кстати, именно тут мы встретили еще одну «достопримечательность» Оренбурга - стаю бродячих собак. Судя по следам, они присмотрели для себя территорию между спуском и фонтаном.

«Путь в никуда» на Елизаветинском спуске

«Путь в никуда» на Елизаветинском спуске

Бродячие собаки обживаются на Елизаветинском спуске

Завершить наш обзор хочется крупицей истории, которую вложили в этот проект. Преемственность – это хорошо, это важно и очень нужно, но разве не нужно при этом думать о хотя бы о безопасности. На Елизаветинском спуске смонтированы среди прочего и элементы, которые использовались в прошлой версии спуска. Да, с одной стороны, это интересное решение, вроде даже выглядит аутентично. С другой же стороны это выглядит так, будто кто-то решил сэкономить и неуместно использовать старые материалы. Если отбросить эмоции, то это действительно спорное решение, которое как минимум повышает травмоопасность спуска – на этих внезапно появившихся выбитых ступенях буквально при подготовке этого материала едва не упало несколько человек. 

Исторические элементы на Елизаветинском спуске

Исторические элементы на Елизаветинском спуске

Исторические элементы на Елизаветинском спуске

Исторические элементы на Елизаветинском спуске

Елизаветинский спуск после реставрации действительно мог стать предметом гордости, «настоящим центром притяжения горожан», как сказал глава города Сергей Салмин, но вот чем он станет на самом деле – это покажет время. Хочется верить, что все изъяны, которые Урал56.Ру зафиксировал сразу же после объявленного администрацией Оренбурга открытия, окажутся мелкими недочетами и не приведут к скорому разрушению или «гарантийному ремонту» в обозримом будущем.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Дмитрий Гнедаш
Урал56.Ру
13.05.2022 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел