29 марта 2024 • Пт • 06:57

«О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов в Орске»: Читаем архивный документ 1966 года

29.11.2021
4223
Свадьба в ДК Машиностроителей. Площадь Шевченко. Фото из соцсетей

В фонде Орского городского архива в одной из картонных папок хранится небольшой документ, набранный на простой печатной машинке. Он точно передает колорит ушедшего времени и освещает проблемы, которые имели место в эпоху «застоя», рассказывает о делах давно минувших дней.


Информация о выполнении постановления Совета Министров РСФСР «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов в городе Орске».1966 год. 


Конечно, набиравший на машинке текст секретарь исполкома Орского Горсовета А. Козенко неправильно назвал постановление Совета Министров, включив в него слова «в городе Орске» (их в постановлении не было, речь шла о всем РСФСР), но он как нельзя лучше описывает отношение граждан государства к важным событиям: рождению, браку, смерти.

Многие поколения наших предков до 1917 года (а в некоторых местностях и позже), совершая важные события в своей жизни, были записаны в так называемые метрические книги, в которых фиксировалось рождение-крещение, венчание, смерть и погребение. 

Метрическая книга. Из фондов ОГАЧО

Испокон веку русский человек был привязан к храму, тогда церковь  не была отделена от государства. Все важнейшие события в жизни, все обряды совершали священники. После революции начались гонения на верующих, в 30-е годы многие церкви и храмы были порушены, а те, что остались, использовались не по назначению: под клубы, зернохранилища и пр.


Метрическая книга. Фото из фондов Орского филиала ГАОО


После войны ситуация немного улучшилась, некоторые приюты для верующих были открыты, но в советском обществе не поощрялась религия, проповедовался атеизм, хождение в церковь хоть и не могли запретить, но оно осуждалось пропагандой, общественным мнением.

Конечно, в 60-е еще жили те, кто помнил заветы своих религиозных предков. Если рождался ребенок, то большей частью не молодые родители-комсомольцы были инициатором крещения младенца, а их бабушки и даже прабабушки. Они настаивали на том, что новому человеку при рождении необходимо благословение Божие.

При этом боялись последствий, разборов поведения на комсомольских собраниях, опасались исключения из комсомола, изгнания с работы, лишения должности, если узнают, что человек глубоко верующий. Но никакие страхи не мешали все же людям справлять религиозные обряды.

В виду этого 18 февраля 1964 года Совет Министров  РСФСР издал постановление, в котором говорилось следующее:

«Во многих автономных республиках, краях и областях проводится важная работа по внедрению новых гражданских праздников и обрядов, способствующих воспитанию советского патриотизма, коммунистического отношения к труду, укреплению семейных отношений, преодолению религиозных предрассудков и суеверий…»

В постановлении делается акцент на том, что праздники должны проходить в торжественной обстановке в выходные дни в лучших Дворцах культуры и клубах. Крайисполкомам и облисполкомам рекомендовано, опираясь на положительный опыт работы Московского и Ленинградского горисполкомов, Совета Министров Башкирской АССР, Краснодарского сельского крайисполкома, Московского сельского облисполкома, Ленинградского, Свердловского, Волгоградского, Челябинского, Кемеровского, Пермского и Воронежского промышленных облисполкомов, внедрять новые гражданские обряды и ритуалы.


До 1978 года браки регистрировали в домах культуры. Фото из личного архива автора


В официальном документе  сказано, что «регистрация браков и рождений нередко проводится в будничной, казенной обстановке, вызывая тем самым неудовлетворенность и справедливые нарекания трудящихся». Так вот, оказывается, все дело было не в исторически сложившейся тяге русского народа к вере, а всего лишь в совершении обрядов бракосочетания в будничной обстановке.

Государство постановляет выделять для гражданских обрядов дома культуры, благоустроенные помещения, клубы, залы заседаний, театры, а также предусматривать в проектах планировки и застройки городов «Дворцы счастья». После команды сверху   началась работа и в нашем городе, о результатах которой  в 1966 году отчитывался Орский исполком Горсовета перед заведующим  областным отделом ЗАГС  тов. Гололобовым В. М.:

Вот что рассказывает нам документ того времени:

«На протяжении трех лет в городе функционирует городской Дворец бракосочетания на базе Дома культуры Машиностроителей. Руководит работой Дворца бракосочетания Совет на общественных началах, возглавляемый пенсионеркой Моложавой Марией Яковлевной…

Только на 1 сентября этого года проведено 670 торжественных регистраций брака непосредственно во дворце бракосочетания, что составляет почти половину всех зарегистрированных в браке…»

Свадьба в доме культуры. Фото из личного архива автора


В документе орского исполкома также говорилось следующее:

«Эти мероприятия положительно сказываются на отвлечении  внимания граждан от  отправления религиозных  обрядов венчания. Если в 1964 году было допущено 35 случаев венчания от 2223 браков, а в 1965 году 25 случаев из 2185 браков, то в этом году только 12 из 1456. В городе проведено несколько торжественных регистраций новорожденных (25). Это незначительное число, и сейчас принимаются все меры к тому, чтобы активизировать эту работу…»
Дворец счастья, рекомендуемый к строительству еще  в 1964 году Советом Министров, был открыт в Орске только в 1978 по проспекту Ленина, 90.

Некоторое время, вплоть до 2010 года, ЗАГС находился в ДК Металлургов, что расположен в поселке Никель. А потом он вернулся в «новое-старое» здание по проспекту Ленина, 90, отреставрированное, отремонтированное, готовое к работе во всей красе.

В постановлении Совета Министров  1964 года Министерству торговли РСФСР рекомендовали открывать в крупных городах и промышленных центрах специализированные магазины по продаже товаров для новобрачных и новорожденных. Магазин такого плана у нас в Орске тоже открыли наряду с ЗАГСом, и назывался он «Весна», находился в одном здании с домом бракосочетания. Для новобрачных товары можно было купить и в  «Сюрпризе», о чем мы недавно писали. А для детей имелись свои специализированные торговые точки.


Регистрация брака в новом ЗАГСе. Фото из личного архива автора

Не все гладко обстояло и в плане регистрации новорожденных. Очень уж много было крещений, что в эпоху атеизма было неприемлемо. Почитаем сухую статистику:

«Так, если из 3856 новорожденных в 1964 году крещено 1004, а в 1965 из 3500 903, то в этом году из 2367 крещено 425. Хотя количество крещений остается еще высоким, но снижение заметно…»

Исполком Орского Горсовета констатирует, что еще два года назад процент крещеных составлял двадцать шесть из ста, и в прошлом году практически таковым являлся, то в текущем 1966 он снизился до отметки 18 процентов.

Но ни в 1966 году, ни в последующие крещение новорожденных не было искоренено. Как крестили до этого, так и продолжали это делать. Вошедшая в кровь и плоть русского человека вера, культивируемая в нем веками, впитанная его предками, не могла быть уничтожена.

Воспитателя детского сада в советские годы могли уволить, если он принял в группу ребенка с крестиком на шее, например. Партийного руководителя могли попросить с работы, если он крестил своего ребенка, или члена ВЛКСМ исключить из своих рядов. В последующие годы уже относились к этому вопросу несколько лояльнее.

После войны в Орске действовала единственная церковь в Старом городе на улице Кирова, в которой и совершали свои религиозные обряды орчане.


Похороны в советской деревне. Фото из личного архива автора


И если с венчаниями и крещениями дело обстояло вполне благополучно в 1966 году, то с отпеваниями гораздо хуже (орфографию источника мы сохранили для передачи колорита):  

«ХОже немного обстоит  дело с отпеванием умерших, число очных отпеваний увеличилось с 1964 году на 10 случаев (в 1964 году -16, в 1965 -26, а в 1966 году- 27).Снижено несколько число заочныхХ отпеваний (1964-1246,в 1965-1259, а в 1966 – 1047). Абсолютное число отпеваний и других обрядов падает на близлежащие районы…» 

Советские похороны. Кваркенский район Оренбургской области. Фото из личного архива автора


Здесь стоит пояснить, что такое заочные отпевания. Не имея возможности по понятным причинам отпевать усопших в церкви, родственники сначала хоронили умершего, а потом уже обращались в действующих храм Русской Православной церкви, где и проводили «заочное отпевание». Молитвы читались над горстью земли, которую потом родственники развевали над могилой крестообразным движением.

Для того, чтобы отвлечь народ от отпеваний, руководство СССР также предпринимало значительные меры для популяризации гражданских обрядов. Министерству коммунального хозяйства РСФСР было поручено совместно с Госстроем РСФСР разработать типовые проекты траурных павильонов, Госплан должен был предусмотреть изготовление предметов для похоронных ритуалов, приводились в соответствие с современными требованиями типовые правила содержания кладбищ.

Помните, возможно, печальные оркестры?  Музыкантов, идущих впереди похоронной процессии с медными трубами, литаврами? Выдувающими из своих огромных труб звуки «Реквиема» Моцарта?

Потом в девяностые все это сошло на нет. Хоронили скромненько, без музыки – денег на простые житейские потребности не хватало.

Сводная таблица о рожденных, крещеных, умерших за 1964-1966 гг. по городу Орску


В постановлении Совета Министров 1964 года также было прописано следующее:

«Обязать Министерство охраны общественного порядка РСФСР уделять больше внимания обобщению и внедрению положительного опыта проведения мероприятий, связанных с вручением первых паспортов…»

Поэтому городское начальство  с большим усердием  стало реализовывать и это обязательство.

В городе регулярно стали проводиться вечера торжественных вручений паспортов, делалось это в одном из домов культуры Орска:

«Молодых людей, принявших гражданство СССР, сердечно поздравляют Герои Советского Союза и Социалистического труда, знатные люди города. Кроме того, заводские комитеты ВЛКСМ, профсоюзные организации проводят дни первой получки, посвящение в рабочие и другие мероприятия».

«Серпастый, молоткастый». Скан автора


Советское государство выстроило систему гражданских обрядов, без которых жизнь российских граждан немыслима. Церковь, отделенная от государства, не могла заменить людям новых гражданских институтов. Без свидетельств о рождении, браке, смерти человек не может жить в настоящее время. Храмы в девяностые годы возродили, ныне строятся повсеместно, но они уже выполняют роль скорее духовного исцеления, нежели несут на себе функции, которые им были даны до революции.

На этом экскурс в 1966 год мы закончим, а в следующий раз напишем, например, о жизни дореволюционного Орска, или расскажем об окрестностях города, о происхождении некоторых населенных пунктов близ него. Следите за обновлениями.

Использованные источники:

1.Фонд Р-1, опись 8, дело 209. Орский филиал ГАОО.

2. Совет Министров РСФСР.  Постановление  от 18 февраля 1964 года N 203 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов».

3. Фонды ОГАЧО. Метрические книги.



Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Юлия Сурская
Урал56.Ру
29.11.2021 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел