29 ноября 2021 • Пн • 08:42
$ 75.59 € 84.95
Сейчас:
-8°C
Утром
-9°C
Днем
-6°C

Какие происшествия происходили на железной дороге в Орске в 60-е годы прошлого века? Читаем реальные архивные документы

Юлия Сурская, Урал56.Ру
24.11.2021
1331
1965 год. Фото из фондов Музея истории Южно-Уральской железной дороги. Испытания моста через реку Урал путейцами Никельской дистанции пути ПЧ-23
Предлагаем вам вернуться назад, побывать в тридцатых годах прошлого века, а потом и в 1966-ом и посмотреть, чем жил наш город в те далекие годы. Мы объединили эти временные промежутки, связанные одной темой: проблемами железной дороги разных лет.

Часть 1 материала посвящена тому, как в тридцатые годы прошлого столетия жил Орск без трамваев и как страдал от безобразной организации ж/д перевозок. Часть 2 — происшествиям, которые происходили на железной дороге в районе Орского узла в 60-е годы. Продолжение читайте в разделе Ретро56 на сайте Урал56.Ру в среду. 

Часть 2


Железная дорога – это источник повышенной опасности, это аксиома на все времена. Теперь перенесемся в год 1966-ой. Это другая эпоха, другие события, надежды и чаяния, другая, нежели в 30-е годы, страна. Позади пережитая СССР коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война, потом подъем народного хозяйства, первый полет человека в космос.


Люди встречают агитпоезд «50 лет Советской власти» на станции Орск, 1967 год. Коллекция Егора Казакова. Источник: pastvu.com



Шестидесятые в мире – это начало расцвета рок-музыки, авторской песни, зарождение культуры хиппи. Это разгар холодной войны между СССР и его союзниками с одной стороны и США и союзниками с другой. Карибский кризис 1962 года, постройка Берлинской стены в 1961-ом. Советско-китайский военный конфликт на острове Даманский в 1969 году и др. В СССР  окончание «хрущевской оттепели» и начало эпохи «застоя», введение понятия «семилетка», расстрел рабочих в Новочеркасске, проведение Косыгинской реформы, введение пятидневной рабочей недели, неудачное покушение на Брежнева…

А тем временем в Орске…


А наш небольшой городок жил, решал свои насущные проблемы. Железнодорожная сеть в Орске  постоянно развивалась. Прокладывались дополнительные ветки до промплощадок, в 1959 году началось проектирование и строительство Алимбетовского хода, который предполагалось построить, минуя город, в обход его, но проект так и не был реализован. В результате реализации плана через реку Орь в районе Старой Биофабрики был перекинут мост, который в настоящем является также объектом повышенной опасности.

Аварийный мост на недостроенном Алимбетовском ходе

 

Аварийный мост на недостроенном Алимбетовском ходе


До сих пор ведется борьба власти с чабанами, пастухами, выгоняющими свой крупный и мелкий рогатый скот на пастбища близ железной дороги. Вывешиваются информационные объявления на остановках общественного транспорта о правилах поведения на путях, раздаются памятки жителям и пр. Это касается проживающих в пос. Джанаталап и других пригородах: в селах Ора, Тукай, Крыловка, в поселке Новоказачий, в непосредственной близости от которых находятся железнодорожные пути.

Над автомобильной дорогой должны были ходить поезда на Алимбетовку. Район Старой Биофабрики

А раньше?

В прошедшие годы все это тоже имело место быть. Часто возникали аварийные ситуации, связанные с беспечностью людей, неправильным выпасом животных, нахождением машин и прочей техники на неохраняемых переездах. Давайте почитаем письмо, адресованное Орскому Городскому Исполнительному комитету, датированное 22 апреля 1966 года. Подписано оно начальником 23-й Орской дистанции пути Гольцовым.

Оно хранится в одной из папок Орского филиала Оренбургского областного архива.


Архивная папка 1966 года

 «С наступлением весеннего периода увеличилось движение автогужевого транспорта через железнодорожные переезды, в связи с этим увеличились наезды поездов на автогужевой транспорт, из-за нарушения правил проезда через железнодорожные пути…»

Архивная папка 1966 года


В письме, адресованном чиновникам, упоминается  так называемый гужевой транспорт. Иными словами это повозка на колесах или сани, которые  приводятся в движение животным, чаще всего лошадью. В СССР такой транспорт, особенно, в 60-70-е годы, был не такой уж редкостью в отличие от своего собрата-автомобиля, который, наоборот, в  те времена  на улицах Орска был скорее исключением из правил. По центральным улицам города гужевые повозки разъезжали повсеместно, а там, где им появляться запрещалось ввиду их тихоходности, висел знак «Движение гужевого транспорта запрещено».

 

Знак 3.8. «Движение гужевых транспортных средств запрещено»


Впрочем, в своде правил дорожного движения сей знак и до сих пор имеет место быть, и даже в некоторых местностях до сих пор используется.


Лошадь и телега.  В одной из советских деревень. Фото из личного архива автора.70-е годы

Лошадь с санями – зимний вид гужевого транспорта. Орск. 1968 год. Фото из личного архива автора



Далее пишущий приводит массу происшествий, которые случились на железной дороге по всему Союзу (орфография и пунктуация документа сохранены):

«18 апреля на неохраняемом переезде Ульяновского отделения произошло тяжелое крушение грузового поезда из-за наезда на автокран… На Юго-Восточной железной дороге -  тракторист, производивший ночью вспашку земли, уснул и выехал на путь, срихтовал рельсовую нить, но от толчка  проснулся и увидел приближающЕйся пассажирский поезд, который он остановил. Такая беспечность могла стать сотням человеческих жертв».

Также Гольцов указывает, что и возле нашего города такие происшествия случались:

8 апреля на Орской дистанции на неохраняемом переезде произошел наезд поезда на автомобиль, принадлежащий совхозу Кзыл-Каимский Новороссийского района…».

   

70-е годы 20 века.  Один из совхозов области. Фото из личного архива автора

Документы времен СССР не изобиловали точностями, тем более, если это касалось географических названий. То, что событие произошло на Орской дистанции пути, очевидно, а вот где именно? Никогда у нас не было Новороссийского района, скорее всего, имеется в виду Новоорский район. Да и совхоза Кзыл-Каимский не было. Существовали такие населенные пункты как Кзыл-Ту,  совхоз Каинды-Кумакский и др. созвучные. Но это не суть важно. Сам факт того, что происшествия на железной дороге случались, вот на это нужно было обращать внимание и как-то с этим бороться.


В конце обращения Гольцов просит рассмотреть сей животрепещущий вопрос на очередной сессии Горисполкома, приняв по нему положительное решение:


Обращение Гольцова

 «23-я Орская дистанция пути просит рассмотреть вопрос о безопасности   движения поездов в части выполнения правил проезда через железнодорожный путь и правил прогона скота через полотно железных дорог на сессии Горисполкома, обязав всех хозяйственников, председателей колхозов, совхозов, автохозяйства провести разъяснительную работу по правилам проезда через железнодорожные пути, которые во все хозяйства разосланы».

Но скот и ныне там 


Бродит по опасным участкам, заставляя машинистов в настоящем сильно поволноваться. Например, нам известен случай, когда корова оказалась на путях поезда,  и убрать ее с путей не представлялось возможным, так как стрелка зажала корове ногу, а старик – ее хозяин встал рядом и даже не пытался уйти с дороги, закрывая свою единственную животину грудью. Машинисты вовремя заметили старика, долго ему сигналили, а потом,  поняв, что хозяин бросать корову не намерен,  применили экстренное торможение. И это уже в 21 веке. Машинистам за предотвращение трагедии объявили благодарность с занесением в личное дело.

Полоса отчуждения


В этой же папке, в которой мы почерпнули сведения о происшествиях на железной дороге, найдена  информация о том, как эта самая железная дорога мешала жить полноценной жизнью тем, кто волею судьбы оказался рядом – в зоне ее отчуждения.

В нашем городе есть поселок Казачий, а в поселке этом улица Шпалорезная.

Само название улицы немного смущает. Оно, конечно, указывает нам на то, что рядом, несомненно, находится железная дорога, но настолько это название прозаичное, что жить там совершенно не хочется. То ли дело: улица Светлая, Теплая, Цветочная и другие…


Улица Шпалорезная, Орск. Карта Google


А вот в 1966 году и в последующие жителям Шпалорезной (особенно домам в начале)  пришлось мириться с соседством железнодорожной ветки, что протянулась до промдезстанции. Рабочий завода «Стройдеталей» треста «Оренбургтрансстрой» (адрес: ул. Домбаровское шоссе, 35) через заводской комитет профсоюза  просил вмешательства по поводу «ненормального отношения отделения Оренбургской железной дороги Орского узла по обеспечению порядка прохождения железнодорожных линий на промдезстанцию».

Дело обстояло так: орчанин С. построил здесь свой дом в 1951 году, а через некоторое время на этом участке проложили железнодорожную ветку, не обеспечив «спуск паводковых вод через линию».
Вследствие этого домишко постоянно затапливало. Но это еще полбеды. Дальше больше.

Во второй половине 1965 года начато строительство второй линии железной дороги, которая была проложена в 2, 5 м от дома С.  При этом при «засыпкИ насыпи под линию совершенно завалили имеющуюся малогабаритную трубу» (орфография источника). И что самое вопиющее в этой истории:

«…здесь устроили свалку снега с мазутом и отходами со станции Орск…».


Председатель завкома завода «Стройдеталь» Лакуста В. В., излагая все это в письме, адресованном «председателю Горсовета т. Хохлову Ф. Р.», просит Орский городской Совет депутатов трудящихся «разобраться по существу и дать ответ». Стало ли жить лучше гражданину С. близ железнодорожного полотна, о том папка не рассказывает, но то, что и доныне улица Шпалорезная соседствует с линией, это есть неоспоримый факт. Соседство такого рода всегда доставляет дискомфорт,  будь то шум проходящего поезда, локомотива или вибрация, от которой трясется посуда в шкафу и на полках. Ни то, ни другое неприятно, согласитесь. Но жители города строили здесь дома и в 50-е годы, когда линии еще не было, и в последующие. 

В этой папке очень много интересного, незабываемого. Читаешь, и  вся жизнь города, его жителей как будто проносится перед глазами. Вникаешь в проблемы прошлого, переживаешь вместе с пишущими.   И это не придуманные истории, а  реальность того, ушедшего времени. Если заинтересовал материал, следите за обновлениями.


Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично директора Галину Белову.

Использованные источники: 

1. Орский филиал ГАОО. Фонд Ф-1, опись 8, дело 209,
2. Исторический сайт краеведов Оренбуржья,
3.Чкаловская коммуна. Орган Чкаловского областного комитета ВКП (б), облисполкома, горкома ВКП (б) и горсовета.1939 год,
4. Орский филиал ГАОО, фонд Р-27 , опись 1, дело 35 а.

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Юлия Сурская
Урал56.Ру
24.11.2021 Область

Календарь материалов

Ноябрь
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на наш канал в Viber

9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел