Как жил Орск в 30-е годы без трамваев? С Никельстроя в Новый город жители добирались три часа поездом

22.11.2021
4589
Укладка шпал, Орск, середина 30-х
Предлагаем вам вернуться назад, побывать в тридцатых годах прошлого века, а потом и в 1966-ом и посмотреть, чем жил наш город в те далекие годы. Мы объединили эти временные промежутки, связанные одной темой: проблемами железной дороги разных лет.

Часть 1 материала посвящена тому, как в тридцатые годы прошлого столетия жил Орск без трамваев и как страдал от безобразной организации ж/д перевозок. Часть 2 — происшествиям, которые происходили на железной дороге в районе Орского узла в 60-е годы. 

Часть 1

Как сельди в бочке


Не так давно мы писали, что в 1939 году было начато строительство Домбаровшахтстроя, а позже и железнодорожной линии Орск – Домбаровские Угли. Поселок возвели, дорогу тоже закончили в срок ударными темпами, организовали по ней движение, но вот ответственно к этому не подошли.

Читаем газетную заметку 1939 года:

Газетная заметка 1939 года

«Трудно попасть из Орска в Домбаровку – район растущей угольной промышленности. По железнодорожной ветке Орск-Домбаровские Угли курсирует только один маршрутный поезд и то не ежедневно. К этому поезду прицепляются два пассажирских вагона, которые ни в коей мере не могут вместить всех пассажиров, едущих в Домбаровку, хотя туда пассажиры набиваются, как сельди в бочку. Так было 1 марта. К поезду № 401 еще добавочно прицепили  две совершенно непригодных к пассажирской езде теплушки. Но и они не смогли захватить всех пассажиров, несмотря на то, что в каждую теплушку посадили по 58 человек вместо 36 по норме. Еще хуже приходится пассажирам в пути следования.1 марта поезд из Орска до Домбаровки шел более полутора суток вместо положенных 5 часов по графику…»

Сейчас, конечно же, такое отставание по времени трудно представить. Все составы двигаются по четко сформированному графику, а за задержки в пути на машинистов налагаются крупные штрафы. Бывают форс-мажорные обстоятельства, когда поезда  останавливают, но это скорее исключение из правил. Да и само направление на Домбаровку таким повышенным спросом не пользуется как раньше – времена не те. Нет уже грандиозной стройки шахт, а если кто-то и едет в ту сторону, то, конечно, воспользуется автомобилем ну или маршруткой на худой конец.

Поезд заменял трамвай


В 1933 году еще до утверждения Генплана начал строиться квартал № 8 – район нынешней площади Комсомольской. Позже эта застройка получила название Соцгорода. Жилье предназначалось для строителей так называемого Локомотивстроя, но жили здесь и работники Никельстроя.


Строительство Соцгорода, середина 30-х


Трамвая в Орске тогда еще не было. Первые вагоны по маршруту Никель-Соцгород побежали только 5 декабря 1948 года. А как же орчане в 30-е годы добирались от квартала № 8 до Никельстроя, например? Ответ такой: поездом, обычным поездом.

«Большинство рабочих никелевого комбината работает в соцгородке, в 8 км от комбината. Для более быстрого сообщения комбината с Соцгородом установлено движение пассажирского поезда, который должен курсировать 8 раз в сутки по маршруту Никель-Соцгород через Локомотивстрой. На деле получилось совсем не так. Вместо 8 раз поезд ходит 3-4 раза в сутки, да и то с горем пополам. Рабочие приходят, садятся в вагон и полтора-два часа ожидают, пока поезд тронется. Только что поезд пройдет Локомотивстрой, как машинист обнаруживает, что нет воды. Возвращаются на Локомотивстрой и опять час или полтора стоят. Из-за такого безобразного обслуживания… происходят массовые опоздания на работу…»
И нам, людям современным, трудно себе представить, что в 30-е годы жители добирались с работы и обратно (от пос. Никель до пл. Комсомольской) за три часа, а то и более. Сейчас даже на маршрутном такси можно за двадцать минут доехать, а на машине и того меньше. 

Середина 30-х. Панорама строящегося Никеля. Фото из архивов ОКМ


Постараемся вам объяснить, где эта линия железной дороги, по которой ехали три часа рабочие, проходила. Сначала она шла от завода (Никельстрой), потом пролегала параллельно современной улице Металлистов, а далее тянулась по промплощадке огромного строящегося завода Локомотив. Ныне это промзона орских предприятий – машзавода и «Уралмаш-ГО». Тупиковая ветка заканчивалась возле берега реки Елшанки (район Дворца спорта «Юбилейный») и располагалась в те годы возле крайних домов поселка ВЭС.


На карте - линия железной дороги, по которой ехали три часа рабочие


 Эта железнодорожная ветка до сих пор на промплощадке имеется, более того, она эксплуатируется не только составами заводов, но и пассажирские поезда здесь иногда проходят. Автору этой статьи приходилось ехать данной веткой  (или по некоторому ее отрезку, так как там есть еще ответвление) на поезде «Орск-Кисловодск», а также составом «Барнаул-Омск-Адлер», проходящими через наш город на Круторожино, минуя Новотроицк.


Часть 2: читать



Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично директора Галину Белову.

Использованные источники: 

1. Орский филиал ГАОО. Фонд Ф-1, опись 8, дело 209,
2. Исторический сайт краеведов Оренбуржья,
3.Чкаловская коммуна. Орган Чкаловского областного комитета ВКП (б), облисполкома, горкома ВКП (б) и горсовета.1939 год,
4. Орский филиал ГАОО, фонд Р-27 , опись 1, дело 35 а.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Юлия Сурская
Урал56.Ру
22.11.2021 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел