12 августа 2022 • Пт • 14:53
$ 60.62 € 62.52
Сейчас:
+18°C
Днем
+29°C
Вечером
+25°C

В 1938 году в Оренбургской области состоялся первый мотопробег. Фото 80-летней давности

03.11.2021
2689
Ноябрьская демонстрация. 1968 год. Орск. Ул. Станиславского. Фото из архива Т. Благодарной
Наступили длительные выходные дни, объединившие сразу два праздника – старый и новый:  День народного единства, празднуемый 4 ноября, и праздник Великого Октября, который мы все еще отмечаем 7 ноября, хоть его официально и отменили. 

Каждый год Страна Советов с  большим размахом отмечала годовщину революции. В 1936 году СССР встречал ее совершеннолетие. Каждый год праздничные шествия были грандиозными и эпичными, с народными гуляниями, лозунгами, транспарантами…

Но происходили  и запоминающиеся на долгие годы масштабные мероприятия, которые связывали людей одной целью, идеей. Как, например, первый в области мотопробег, состоявшийся в 1938 году.

Вперед, «Октябрята», вперед, комсомольцы!

28 октября того года у здания облисполкома в Оренбурге стартовал беспрецедентный, первый тогда мотопробег по востоку Оренбургской области. Он был посвящен 20-летию ВЛКСМ и 21 годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.

Из областного центра выехали 15 мотоциклистов – любителей на машинах марок  «Красный Октябрь»,  «Иж-7» и «Иж-8». 

Среди водителей была и одна - единственная женщина, вернее, девушка, Зина Павлова, недавно подавшая заявление в ВЛКСМ, сотрудница Дома колхозника в Оренбурге.

Что же это были за железные кони, на которых комсомольцы отправились в свой агитационный пробег?

Модель  Л-300 (расшифровывалась она как Ленинградский, с мотором рабочим объемом 300 кубических  сантиметров) производства завода «Красный Октябрь» была одним из  первых серийных советских мотоциклов. Также в народе их ласково называли «Октябрятами». Начали выпускать серийно в 1930 году.

 

Л -300. Источник https://motos-of-war.ru/ru/motorcycles/l-300/

«Октябрята» активно использовались в Красной Армии – в качестве мотоциклов разведки и связи. Бойцы на Л-300 принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в Советско-Финской войне и на раннем этапе Великой Отечественной. Бойцы любили ленинградские мотоциклы за легкость управления и надежность.

Производство мотоциклов «Иж» началось в 1928-1929 гг. с опытных образцов («ИЖ-1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4», «Иж-5»). Выпускались эти образцы под руководством инженера Можарова, который, кстати, в последующем, перебрался на завод «Красный Октябрь» в Ленинграде  и  разработал модель «Л-300». «Октябрята» - тоже его детище.

В 1933-1941 гг. в Ижевске приступили к серийному производству моделей «Иж-7», «Иж-8», «Иж-9», «Иж-12».

До сих пор эти образцы можно найти в коллекциях людей, увлеченных реставрацией старых автомобилей, мотоциклов. Они дают машинам новую жизнь.

   
Иж-8. Скриншот с Ютуб-канала
 

Иж-7 с дополнительными лыжами для передвижения в зимнее время года. Скриншот с Ютуб-канала


Маршрут первого мотопробега

Всего планировалось проехать 950 км из Оренбурга и обратно по маршруту: Оренбург- поселок Сакмарский - Гавриловка – Саракташ- Зиянчурино-Кувандык- Ново-Покровка – Халилово - Ново-Орск - Кваркено- Адамовка – Домбаровка – Орск – Приуральский  мясосовхоз – Бурта – Караванный зерносовхоз – Оренбург.

 
Схема маршрута. «Чкаловская коммуна», октябрь 1938 года

Согласно схеме были намечены пункты проведения докладов, где планировали заправить мотоциклы и заночевать, где-то предполагались только дневки, а где-то и вовсе остановки менее часа.

Оставаться на ночь решили  в Саракташе, Кувандыке, Халилово, Кваркено, Адамовке, Домбаровском, в Буртинском, а вот в Орске, что интересно,  наметили только дневку.

Вообще, список населенных пунктов, который должны были проехать мотоциклисты,  у нас сейчас может вызвать недоумение - почему именно эти, а не другие?

Вот, например, что такое Гавриловка?  Это сейчас село в Саракташском районе, административный центр сельсовета. А в 30-е годы 20 века и последующие – райцентр целого Гавриловского района! Также Зиянчурино, Ново-Покровка.

Были у нас в Оренбургской области и Зиянчуринский, и Ново-Покровский районы.

Поселок Домбаровский,  о котором здесь идет речь и который посетили мотоциклисты  в 1938 году, в настоящем времени – село Домбаровка, входящее  в Домбаровский район, но не являющееся  райцентром. О  том, как переносили райцентр из Домбаровки в Домбаровский,  вы можете прочитать в одном из выпусков нашего ресурса. Райцентр тогда только еще строился и назывался Домбаровшахтстроем.

Точки маршрута были намечены организаторами мероприятия  не случайно. В основном, это были густонаселенные пункты, райцентры, а не удаленные и малые поселения. Мотоциклисты ехали не с целью отдохнуть на природе, развлечься. Выдвинулись в путь  не ради отдыха, а с агитационными речами, чтобы рассказать  народу о международном тяжелом положении и о цветущей жизни в  нашей стране. Пропагандировали также мотоспорт.

Великие праздники СССР

Мотопробег  был посвящен двум значимым праздникам: день рождения ВЛКСМ отмечали 29 октября, а годовщину Великого Октября 7 ноября. Первый из них – День рождения комсомола.

Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодежи (ВЛКСМ) или комсомол – молодежная организация компартии Советского Союза. Была создана как РКСМ 29 октября 2018 года. В 1924 году РКСМ было присвоено имя  В. И. Ленина.
 

Значок ВЛКСМ. Источник: википедия

 

1978 год. Орский индустриальный техникум. 60-летие ВЛКСМ. Фото из архива О. Барановой. Цветообработка О. Объедкова. Источник: социальные сети

29 октября 1978 года в честь 60-летия ВЛКСМ был установлен обелиск в городе Орске на ул. Ленинского Комсомола.


 
Что же на этом памятнике запечатлено?

А там увековечены следующие фразы:
  • «Для революционного подавления мятежа в Орском уезде формируется отряд ЧОН»,
  • «1920 год. В октябре секретарь укома орской комсомольской организации Мещеряков П. В. был делегатом III съезда РКСМ»,
  • «Октябрь 1922 года. Комсомольцами города заложен сад имени А. Н. Малишевского»,
  • «1935 год. Построен дом культуры   города. На строительстве крекинг-завода бригада А. Сорокина за 5 суток установила 60 тонную колонну, сократив срок монтажа»,
  • «1938 год. Вступила в строй турбина Орской ТЭЦ- подарок комсомольцев к двадцатилетию Ленинского комсомола»,
  • «В первые дни войны с фашистской Германией подали заявления 374 орчан - комсомольцев с просьбой послать их  на фронт»,
  • «1256 орчан – комсомольцев,  защитников свободы и независимости нашей Родины награждены орденами и медалями»,
  • «Герои  Советского Союза Авдеев Н. Д., Андреев А. М., Давыдов П. Ф., Пузиков А. М., Синчук В. П., Сорокин В. А., Черненко Н. В., Чернышев А. П.»,
  • «Один из первых комсомольцев города Орска герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии М. Джалиль. Его стихи, как и его боевой подвиг, будут жить вечно»,
  • «Кавалеры трех Орденов Славы Волчков Н. Я., Глобус Л. Д., Игошин А. Д.»,
  • «Октябрь 1948 года. В честь 30-летия ВЛКСМ 67 бригад и 918 комсомольцев выполнили по 4 годовых нормы»,
  • «1957 год. За активное участие в уборке урожая С. Лычагину присвоено звание Героя Социалистического Труда»,
  • «1971 год. Комсомольская организация ЮУМЗ  занесена в книгу почета ЦК ВЛКСМ. Лучшим токарем Урала назван В. Лимикин»,
  • «1975 год. 44 комсомольца удостоены чести сфотографироваться у Знамени Победы»,
  • «1976 год. Кавалеру Ордена Трудового Красного Знамени А. Фетискиной присуждена премия Ленинского Комсомола»,
  • «1978 год. Лауреат премии Оренбургского комсомола А. Дзисюк признана лучше  швеей страны».


Некоторые фразы плохо поддаются прочтению.

Вот, например, есть такая:

« «ит… слова первого.. ивского? молодежного участка … окарев ? Н. Зима, А. Ситников».

Состояние памятника удручает.

«Бежит матрос, бежит солдат, стреляет на ходу…» 

Второй, не менее важный праздник – рождение Октября. Великая Октябрьская Социалистическая революция.

Наверное, молодому поколению не понять, почему день Октябрьской революции праздновали в ноябре.

Но мы то все помним, что Временное правительство было свергнуто в ночь с 25 на 26 октября, поэтому революцию и прозвали Октябрьской, а потом уже большевики, пришедшие к власти, установили новый стиль исчисления времени.

 
С выстрела «Авроры»  начиналась революция

Граждане советской страны, отправившись спать 31 января 1918 года, проснулись 14 февраля. Вступил в силу "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Большевистская Россия перешла на так называемый новый  или гражданский, стиль исчисления времени, который совпадал с церковным григорианским календарем, которым пользовались в Европе. 

Поэтому праздник Октября советское государство праздновало в дальнейшем 7 ноября. Но вернемся к мотопробегу.

И полетели «Октябрята»

Данное грандиозное событие  как раз планировали начать 28 октября, а завершить его торжественно 7 ноября в Оренбурге. В заезде принимали участие различные спортобщества и клубы.

 
На снимке: участники мотопробега перед стартом (слева направо): Некрасов В. А. (спортобщество «Спартак»), Павлова З. Ф. (спортобщество «Спартак»), Курганов Л. Г. (автомотоклуб), Погонин А. А. (училище зенитной артиллерии), Агапитов К. Ф. (спортклуб «Колос»).

Стартовав из Оренбурга в 12 часов дня, мотоциклисты  к двум часам  уже были в Сакмаре, где организовали многолюдный митинг, а через час они уже выехали в Гавриловку.


 
30 октября команда  была в Новопокровке (Новопокровка – село в Кувандыкском городском округе), откуда командир пробега Филонов писал:

«30 октября - дневка. Переход из Саракташа в Кувандык примечателен… Переход из Кувандыка ночью в 10-й разъезд отличался особенной сложностью. Кувандыкские горы с 45 градусными спусками и подъемами были очень опасны… Крутые обрывы, узкие дороги требовали максимальной внимательности…  Взятое обязательство выполняем. От Оренбурга прошли 265 км.. В Зиянчурино провели митинг. В клубе 10 разъезда состоялся молодежный вечер. Командор пробега сделал доклад «Наша Красная Армия и Военно-Морской флот». Бурными аплодисментами, криками «ура» приветствовали собравшиеся  имя величайшего человека нашей эпохи, вождя, друга товарища Сталина. Утром 31 октября выходим на перегон Халилово - Ново-Орск. График выдерживаем полностью… Участники пробега были на экскурсии на опытном медно-серном заводе…»
В Восточном Оренбуржье мог бы находиться город Пятаков

В речи Филонова упоминается 10 разъезд. Что это за населенный пункт сейчас? Зиянчурино, Кувандык, Ново-Покровку, Ново-Орск на картах можно найти и сейчас, а вот 10 разъезд нет.


Все очень просто. В 1938 году в нашей области не было всем известного ныне города Медногорска.

История этого муниципалитета  такова: в 1933 году близ строящегося медно-серного комбината стали возникать стихийные рабочие поселки, называемые в целом поселками 10 разъезда. В дальнейшем и до 1938 года разъезд носил название имени Пятакова, а когда последнего репрессировали, стал именоваться разъездом Медный. 

Георгий Леонидович Пятаков (1890-1937) – активный участник революции и гражданской войны на Украине. Первый из руководителей коммунистической партии ССР.
 


Г. Л. Пятаков. Источник: википедия

Позже разъезд Медный рос и расширялся, став городом Медногорском. А если бы Пятакова не расстреляли, то кто знает, как бы сейчас назывался этот город на востоке Оренбуржья. Возможно, Пятаков.  А что, есть же в Саратовской области города Ершов, Пугачев.
 
 
Мотоциклисты на привале кушают печенье
 

Многолюдный митинг в селе Беляевка Буртинского (ныне Беляевского района)

 
Трудности в пути  и осмотр стальных коней

Преодолев 1450 км (планировалось 950), мотоциклисты вернулись в Оренбург 7 ноября 1938 года, проехав торжественно по городу и финишировав на площади перед Домом Советов. Позже участники пробега присоединились ко всем трудящимся Оренбурга  во время празднования Октябрьских торжеств.

 
7 ноября 1938 года. Возвращение в Оренбург


 
Возвращение в Оренбург


Дорога – бугры да ямы. «Не вернуться ли назад?»

Когда миссия была завершена, участники пробега делились своими впечатлениями. Вот что, например, рассказывала единственная девушка из команды Зинаида  Павлова:

«Узнала я от товарищей, что в обществе «Спартак» организовалась группа по изучению мотоцикла,  и записалась в него. Сначала было трудно. Но инструктор мотокружка тов. Галин очень хорошо помогал мне: он несколько раз настойчиво объяснял мне строение мотора, его отдельные части. Училась я в кружке 4 месяца. После тщательной проверки квалификационная комиссия госавтоинспекции выдала мне удостоверение на право вождения мотоцикла… Выехали в дождливую погоду. Дорога -  бугры да ямы. «Не вернуться ли назад?»- мелькнуло в уме. Но на первой же остановке мне стало стыдно за свое малодушие, и желание вернуться назад больше не появлялось. Прекрасно относились ко мне товарищи по мотопробегу. Путь в 1450 км пройден!...  Я – помощник бухгалтера при оренбургском доме колхозника, но если разразится война, я первая сяду за руль мотоцикла и возьму в руки винтовку, чтобы дать сокрушительный отпор тому, кто захочет отнять у нас нашу цветущую юность…»

Напомним. Шел 1938 год. Тяжелая международная обстановка приводила к тому, что даже женщины готовы были встать на защиту Родины, если этого потребуют обстоятельства. Готовили также женщин- стрелков, парашютисток.

Потом настал тот роковой день, когда у многих ребят – девчат «отняли их цветущую юность». Что стало  с Зинаидой Павловой, мы не знаем. Может, она с оружием в руках защищала свою страну от врага или выносила с поля раненых бойцов,  дожив до Победы. Может, попала в плен и сгинула, возможно, ее короткая жизнь оборвалась в самом начале войны? Но то, что это была героическая девушка -  факт. И это   не единственная представительница слабого пола того времени. Так воспитывало юношество советское государство без жалости к себе, для жизни во имя и на благо  государства и возможностью самопожертвования.

На руках несли мотоциклы

В пути участников первого мотопробега ждали и трудности. Их было немало. Вот, например, что пишет газета «Чкаловская коммуна» о наших дорогах:
«На пути к Кваркено под станцией Шильда участникам пробега встретился трудный участок пути. Шел дождь, размытые дождем дороги стали трудно преодолимы. На подъемах машины скользили. В глубоких оврагах образовались большие лужи. Мотоциклисты на руках переносили свои машины через овраги».

По окончании пути о дороге  вспоминал участник поездки  В. А. Некрасов:

«Я ехал на машине, которая до пробега прошла несколько тысяч километров, однако, за все время пути я не имел ни одной вынужденной остановки. Нам приходилось ночью преодолевать крутые подъемы Кувандыкских гор. Мы не один раз переправлялись вброд через речки, шли по размытым дорогам и ехали по пескам. Мы были твердо уверены, что наши машины не подведут. По хорошим дорогам передвигались со скоростью до 85 км/час. На участке Адамовка – Домабаровка – Орск мы ехали с рекордной скоростью командного передвижения. Здесь средняя скорость составляла до 60 км/час… Самая молодая участница пробега – Зинаида Павлова не отставала от остальных. Командир пробега, чемпион СССР по прыжкам на мотоцикле тов. Филонов своим мужеством и настойчивостью показывал пример всем участникам пробега…»
Еще один мотоциклист  Л. Г. Курганов так рассказывал прессе о своих впечатлениях:

«Агитационный пробег по 14 районам Оренбургской области вызвал большой интерес у населения…Находясь в колхозах, на новостройках, мы рассказывали трудящимся о том, как наши зарубежные братья в Испании, Китае борются за свою независимость. Рассказывали о силе нашей Рабоче-Крестьянской Красной армии, о мощи нашей промышленности. Мы наглядно демонстрировали продукцию нашей промышленности на замечательных мотоциклах, построенных на советских заводах… На митингах и беседах  колхозники заявляли, что они еще сильнее будут крепить свою трудовую дисциплину… Когда мы возвратились в Оренбург, нас опередила масса запросов колхозников о том, где купить мотоциклы. Этот мотопробег послужит хорошим началом в деле массового овладения техникой мотоцикла…».

Празднование революции в последующие годы


Чествование  Великой Октябрьской революции в СССР, а потом и в России продолжалось до 1996 года. Но вдруг красный день календаря отменили, подменив его сначала Днем согласия и примирения, а в 2005 году Днем народного единства.

Давайте посмотрим старые фотографии 60-80 –х годов и вспомним, как праздновали годовщину революции в СССР.


 
Празднование 55-ой  годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Фото из личного архива автора.

 
 7 ноября 1983 года. Фото из архива Р. Зотовой.  Цветообработка О. Объедкова. Источник: социальные сети

 
7 ноября 1982 года. Из фотоархива Ф. Гурвича.  Цветообработка О. Объедкова. Источник: социальные сети

 
7 ноября 1971 года.  ЮУМЗ идет. Фото из архива В. Анисимова. Цветообработка О. Объедкова. Источник: социальные сети

На этой ностальгической ноте мы  с вами прощаемся, а в следующий раз еще что-нибудь вам поведаем, следите за обновлениями.



Использованные источники:
  1. Чкаловская коммуна. Орган Чкаловского областного комитета ВКП (б), облисполкома, горкома ВКП (б) и горсовета. Октябрь 1939 года.
  2. Орская городская энциклопедия- г. Орск, АОО «Исполком НПСО» г. Оренбург: ОАО «ИПК «Южный Урал», 2007.- 304 с.
  3. Исторический сайт краеведов Оренбуржья.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Юлия Сурская
Урал56.Ру
03.11.2021 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Подпишитесь на
наш канал в Viber
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел