
Под «опасными» подразумевают учащихся со склонностями к социально опасному и деструктивному поведению начнут выявлять путем анализа их письменных работ. На создание программного обеспечения для анализа проверочных работ школьников в бюджете нацпроекта «Образование» предусмотрено 1,7 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2022 г. и на плановый период 2023–2024 гг., пишут «Ведомости».
Проект бюджета утвержден правительством в конце сентября и уже внесен в Госдуму. Расходы на создание ПО включены в федеральный проект «Социальная активность». В 2022–2023 гг. на разработку технологии анализа письменных работ учащихся планируется направить по 551,1 млн руб. ежегодно, в 2024 г. – 555,7 млн руб.
РБК при этом сообщает, что разработкой програмного обеспечения займется Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» (АНО «ЦИСМ»), созданная в 2018 году по поручению Владимира Путина. Программа должна будет заниматься мониторингом распространения информации, которая может склонить или побудить детей «совершить действия, представляющие угрозу их жизни» или жизни и здоровью других.
Толчком для создания проекта по разработке подобного ПО послужили участившиеся случаи насилия в учебных заведениях, считает первый заместитель председателя комитета по образованию и науке в Госдуме VII созыва Олег Смолин. 20 сентября 18-летний молодой человек совершил вооруженное нападение на Пермский госуниверситет, убив восемь человек и многих ранив. 11 мая в казанской гимназии № 175 один из школьников совершил нападение на учеников и учителей, его жертвами стали семь детей и две учительницы.
Детский психиатр Европейского медицинского центра Павел Зайцев рассказал «Ведомостям», что ему неизвестно о существовании в России или за рубежом доказательного ПО по психологическому анализу письменных работ. Также ему непонятно, как будет использоваться результат этой разработки». Зайцев отмечает, что анализ даст эффект, только если речь идет о текстах на свободную, а не на заданную тему.