29 марта 2024 • Пт • 16:50

«Ревущие военные машины превращают ночной отдых в кошмар». Как орские депутаты 30 лет назад требовали закрыть в/ч «Сокол»

08.08.2021
7064

Военные летчики «Сокола». Фото из книги «Орск. 1985»

Было время, когда одним из символов, или, как сейчас принято говорить, брендов Орска считалась воинская часть «Сокол» – наряду с холодильниками, пирожками и пуховыми платками. Без малого полвека – с 1953 по 2000 годы – в нашем городе базировались военные летчики; через «Сокол», будучи курсантами, прошли многие советские космонавты… В новом тысячелетии часть ликвидировали – как и множество других объектов Минобороны по всей стране. Но мало кому известно, что попытки избавиться от «Сокола» предпринимались еще за 10 лет до того, в советское время: местные депутаты потребовали прекратить полеты ради… Чистоты воздуха над Орском. Об этом нам рассказывает очередной архивный документ.

 

Как «Сокол» приземлился в Орске

Для начала объясним тем, кто не знает – очень коротко, обзорно – что же представляла собой часть «Сокол».


Летчики «Сокола». Фото И. Ковалевского с сайта «Фото@Mail.ru»

В сентябре 1953 года на грунтовой полосе сельского аэродрома (в те времена, когда не было еще авиатерроризма, а билеты на самолет приобретались без паспорта, как сейчас на автобус, и стоили недорого, простенькие аэродромы имелись даже в некоторых деревнях) село 29 машин. Это были самолеты Кировабадского военного авиационного училища летчиков имени Хользунова. Вскоре на станцию Никель прибыл состав с семьями пилотов и и х домашним скарбом.

В 1955 году неподалеку от поселка Первомайского был построен военный аэродром с бетонной взлетно-посадочной полосой и всем необходимым оборудованием; там стали проводиться учебные полеты с курсантами. В 1958 году объект стал официально называться Орским военным авиационным училищем летчиков им. Хользунова. Впрочем, уже в 1960 была проведена реорганизация, и оно вошло в состав Оренбургского Высшего военного авиационного училища летчиков имени Полбина (той самой легендарной «летки», которую окончил Юрий Гагарин). Орский 750-й полк был своего рода филиалом Оренбургского училища – курсанты из столицы области приезжали сюда, скажем так, на практику – учились управлять самолетами разных моделей.



Солдаты срочной службы на военном аэродроме. Фото группы «Орск. вч. Сокол» в соцсети «Одноклассники»

Кстати, благодаря этому в Орске еще молодыми ребятами побывали космонавты, которых потом узнал весь мир: например, здесь учился (а в 90-х, после окончания училища, и служил в качестве офицера-пилота) Юрий Лончаков – Герой России, который в общей сложности провел на орбите более 200 суток, из них более 10 часов – в открытом космосе…

Сейчас от легендарного «Сокола» остались только аэродром, который видно с «майского» кладбища, да микрорайон ДОС в поселке Первомайском (название это используется до сих пор, но не все использующие помнят, что это означает «дома офицерского состава»).


Было-стало. При изготовлении коллажа использовались фото из группы «Аэродром «Сокол» Орск» в соцсети «Одноклассники»

Так вот: ликвидировали часть в 2000 году, «при капитализме». Но мы нашли в архивах Орского горсовета документ, который рассказывает, как местные депутаты задолго этого, «при социализме», пытались избавиться от соседства с военным объектом.

 

 

«Самолеты отравляют и без того вредоносный воздух»

Итак, 14 августа 1990 года (до путча оставался год, до официального распада СССР – почти полтора) депутаты Орского городского Совета повели заседание, на котором приняли такой документ. 


То самое обращение депутатского корпуса

Приведем текст полностью, без правок и сокращений:

— Мы, народные депутаты Орского городского Совета народных депутатов, обращаемся к Вам, народные депутаты России и Союза, члены правительства. Военное руководство страны, от имени жителей нашего 300-тысячного города.

По совокупности неблагоприятных экологических факторов наш город включен в число 104 городов Союза и 46 городов России, требующих экстренных мер по оздоровлению экологической обстановки.

Ввиду того, что интенсивное промышленное развитие города началось непосредственно перед Великой Отечественной войной и во время нее, а также того, что в послевоенные годы и до нынешнего времени социальные и экологические проблемы почти не решались, население города оказалось заложником индустрии: 30 тысяч жителей города проживают в санитарно-запретных зонах предприятий, крупнейшие из которых – металлургические, машиностроительные, нефтеперерабатывающие – выбрасывают в атмосферу ежегодно свыше тонны вредных веществ на каждого жителя города. Сбросами промышленных предприятий загрязнены почвы, подземные и поверхностные воды. Огромные жилые территории подтопляются грунтовыми водами.

Совокупность кризисной экологической ситуации и сложной природно-климатической обстановки, тяжелые и вредные условия работы, ограниченность мест отдыха, а также нерешенность огромного числа социальных проблем ведут к тому, что в городе, по сравнению со среднеобластными, среднереспубликанскими, среднесоюзными показателями, в 1,5-2 раза повышены заболеваемость онкологическими, аллергическими, респрираторными, детскими и другими заболеваниями. Наблюдается рост детской смертности и общее сокращение продолжительности жизни.

Мы, жители города, стали жертвами нашей системы экономического и социального развития. И поэтому в городе сложилась тревожная социально-политическая обстановка, усугубляемая тем, что большинство экологических проблем требует для своего решения огромных ассигнований и достаточно длительного времени.


1991 год, коммерческие ларьки на площади Васнецова. Фото ОКМ

Подчеркиваем, что особенно тяжелое положение в городе сложилось с охраной воздушного бассейна, и в этой связи одна из самых неотложных проблем, которую мы надеемся решить с Вашей помощью в ближайшее время. Это – полеты военных самолетов над городом. Помимо сжигания огромного количества углеводородного топлива (а значит, и кислорода в воздушном бассейне города), продукты сгорания (а среди них – до 200 вредных веществ) отравляют и без того вредоносный городской воздух.

Во время полетов с военного аэродрома, в силу ориентации взлетно-посадочных полос и расположения аэродрома практически в черте города, ревущие военные машины днем и ночью проносятся на небольшой высоте над жилыми и промышленными кварталами, усиливая стрессовые ситуации днем и превращая ночной отдых людей в кошмарное продолжение тяжелых будней.

Но страшно даже представить, что произойдет с городом в случае аварии, так как наиболее опасные фазы полета – взлет и посадка – происходят непосредственно над резервуарами нефтеперерабатывающего завода.

Мы, конечно, понимаем важность учебных полетов для поддержания обороноспособности страны. Но ведущимся с самых высоких трибун разговорам и обещаниям о разоружении, сокращении военного потенциала, конверсии и т.п., мы, несущие на себе это бремя непомерной тяжести, поверим только тогда, когда реально, а не на словах, почувствуем облегчение в нашем доныне беспросветном существовании.

Мы требуем прекращения полетов военных самолетов над городом и консервации военного аэродрома «Сокол».

Мы, граждане России и жители промышленного Орска, уверены в мудрости, справедливости и решительности новой власти и надеемся, что наш вопрос будет незамедлительно рассмотрен и решен положительно.

 

Депутат 1990 года: «Это было, но не мы убили «Сокол». Он умер без нашей помощи…»

Подписано обращение тогдашним председателем городского Совета, Юрием Нерушенко. Теперь он уже на пенсии, но продолжает заниматься общественной деятельностью – возглавляет Совет директоров при главе Орска.

Не отошел от дел и один из депутатов, голосовавший тогда, в 1990-м году, по этому вопросу. Речь идет о Павле Коровине, который и сейчас, 30 лет спустя, входит в состав орского депутатского корпуса. Мы связались с Павлом Семеновичем и спросили, помнит ли он, как обсуждался этот вопрос.

Да, было такое, мы долго спорили по поводу «Сокола». Тогда вообще дискуссии были жаркие в Совете. Там же 200 депутатов состояло, и в 1990 году, перед самым развалом Союза, было такое расслоение… Чуть меньше половины состава было у нас «демократов» – это такое условное название, потому что у них разные были взгляды, но они требовали радикальных перемен, рыночных реформ так далее. Они жестко вопрос ставили: надо закрывать «Сокол», и все, потому что разоружение объявлено, курс на сближение с Западом... Были коммунисты, которые возмущались: нельзя, это же щит Родины… Я тогда выступал за сохранение Союза и партии, но при проведении реформ по китайскому образцу, чтобы промышленность была государственной, но мелкие производства – частными, то есть чтобы малый бизнес существовал. И вот мы спорили много по всем вопросам, по «Соколу» в том числе. На него, действительно, много жаловались люди: самолеты очень низко проходили над центром города, это нервировало орчан. А главное, все боялись, что какой-нибудь курсант не справится с управлением и упадет на Чкаловский, это была бы страшная катастрофа.
Павел Коровин
Депутат Орского городского Совета
В итоге обращение было принято в том виде, который и сохранился в архиве. Но это, уверяет Коровин, ни на что не повлияло. По очень простой причине: до адресатов письмо так и не дошло.
Я же говорю, было тогда время очень нервное… Нерушенко вскоре после принятия этого обращения сложил с себя полномочия председателя – не из-за «Сокола», там других вопросов хватало. В Совете все кипело, и письмо это просто не отправили никуда, оно ушло в стол. А потом началось такое, что про него уже и не вспоминали, других проблем хватало. А в 2000 году часть ликвидировали. Но депутаты к этому ни малейшего отношения уже не имели. Так что все это было, да, но в итоге не мы убили «Сокол». Он умер без нашей помощи…
Павел Коровин
Депутат Орского городского Совета


Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
08.08.2021 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел