
Минобороны России поделилось архивными материалами военных лет, рассказывающими о преступлениях нацистов в отношении узников концлагеря Бухенвальд, сообщают «Известия». Разместили эту информацию в честь 76-летней годовщины – 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда восстали против надзирателей: связались по радиостанции с наступающими американскими войсками, запросили помощь, после чего перебили охрану и дождались союзников. О жестокости нацистов известно не мало, однако стали известны еще некоторые подробности из жизни узников концлагерей и пленных.
Как в газовую камеру отправили сестру известного психолога
В районе станции Треблинка Варшавского воеводства в 1941 и 1942 году было 2 лагеря —Arbeitslager («рабочий лагерь») и Todlager («лагерь смерти»), в последний поступало 3-4 эшелона по 6-8 тыс. людей из оккупированных областей СССР, Чехословакии, Австрии, Болгарии, Греции, Польши и Германии. Автор документа майор юстиции Мазор назвал этот лагерь международным комбинатом смерти, а везли туда пленных в таких условиях, что половина умирала во время поездки, а многих отправляли в газовые камеры сразу по прибытию. Оставляли в основном только физически крепких мужчин, чтобы онии могли выполнять тяжелую работу.
Ежедневно в лагерь поступало 3–4 эшелона по 6–8 тыс. людей в каждом. Эшелоны поступали из различных оккупированных стран Европы: оккупированных областей СССР, Чехословакии, Австрии, Болгарии, Греции, Польши, а также территории собственно Германии.
Сестра психолога поверила коменданту т отправилась в баню, как тот и просил. Однако оттуда больше не вернулась…
Это было сказано в таком серьезном тоне, который не мог вызвать никакого сомнения у старой женщины. Она отправилась в «баню» и больше оттуда, вполне естественно, не вернулась.
Казнь военнопленных
Нами установлено, что лагерь был обнесен двумя рядами колючей проволоки, внутри которой находились землянки военнопленных, а между рядами проволоки площадка 4800 кв. м, на которой производилась казнь военнопленных. Вся площадка сплошь залита кровью.
В психиатрической больнице умертвили 1300 пациентов
В Игренской психиатрической лечебнице в Днепропетровской области Украины умертвили 1300 пациентов. В клинике работали 72 врача, 400 медсестер и фельдшеров, более 600 человек младшего медперсонала и хозработников. В октябре 1941 года в больницу прибыли несколько сотрудников гестапо, которые, наведя справки, предложили директору лечебницы Вячеславу Гончарову умертвить всех пациентов. Он испугался репрессий и поручил постепенно убить всех пациентов за 3 месяца. Больных собирали группами по несколько десятков человек и вводили им смертельные дозы морфия и нашатырного спирта. В первую очередь на «казнь» отправляли евреев. Кому-то удалось сбежать… Одна такая пациентка рассказала, что люди с наиболее поврежденным рассудком понимали, что их убивают, они кричали и умоляли о пощаде.
Оборудование и прочее имущество больницы отправили в Германию, частично уничтожили. После прихода Красной армии под следствием оказались 7 сотрудников клиники, еще 11 бежали с отступавшими немцами.
Дети умирали из-за того, что у них брали много крови для немецких офицеров
А вот документы, подтверждающие, что нацисты приговаривали к смерти детей, нашли уже в городе Сокаль Львовской области. Оттуда есть целый ряд фотографий с замученными детьми от 2 до 5 лет. В акте «О зверствах немецко-фашистских мерзавцев в районном центре Домачево Брестской области» рассказывается об убийстве воспитанников детского дома – от 2 до 12 лет. Всего расстреляли 54 ребенка из 100. 15 ребят сдали в гетто, где их тоже убили, а 27 детей забрали родственники и местные жители. 3 малыша погибли в первый же день войны, а судьба одного ребенка неизвестна.
Говорится и о детском лагере в селе Скобровка Пуховичского района Минской области, существовавшем с мая по июль 1944 года. Туда привезли 2 тыс. детей, их отобрали у родителей. Ребята трудились в тяжелых условиях. Некоторых работали для диверсионной работы, а у наиболее здоровых брали кровь для раненных немецких офицеров. К сожалению, у многих крови брали настолько много, что дети умирали. Об этом известно из донесения политуправления 1-го Белорусского фронта начальнику ГлавПУРа Красной армии от 20 июля 1944 года.
Акт «О зверствах немецко-фашистских мерзавцев в селе Тиница Бахмачского района Черниговской области» содержит описания карательного рейда. В ходе него были убиты члены 28 семей, включая стариков и грудных детей. По мнению эксперта, об этих событиях стоит знать, ведь люди испытывали невероятный страх и ужас.
Это помогает нам представить то, что происходило на оккупированной территории глазами советских солдат. Такие материалы представляют огромную ценность не просто для каких-то абстрактных исследований. В значительной степени это может уточнить наши представления о размахах нацистских преступлений. Та невероятная по своим масштабам трагедия, к сожалению, как правило, упускается: ну освободили и освободили. Нет, все было не так просто: люди видели настоящий кромешный ужас.
Разделяй и властвуй
В 1942–1943 годах немцы эвакуировали на территорию Латвии людей из оккупированных областей РСФСР, Белоруссии, Украины и Польши: некоторое количество русских, украинцев и белорусов, а также несколько польских семей. Русских «раздавали» в работники жителям Латвии. Немцы специально грубо обращались с пленными, чтобы показать свое «милостивое» отношение к латышам, ведь те обеспечивали им тыл, да и нельзя было допустить, чтобы узники объединились с латышами. Однако в 1944 году нацисты забрали их назад с хуторов и поместили в концлагеря.
В оккупированной Курляндии немцы относились к латышам более мягко, стараясь обеспечить устойчивый тыл своей группировке. Жестоким обращением с русскими они подчеркивали свое «милостивое» отношение к латышам и этим обеспечивали невозможность объединения русских с латышами и срывали развитие партизанского движения. Эту же цель преследовала и политика некоторого выделения украинцев. <…> Русские же были превращены немцами в рабочий скот. Большинство содержалось в концентрационных лагерях, в тяжелых условиях.
О чем говорили пленные в письмах?
Среди опубликованных документов есть несколько писем юношей и девушек, угнанных на работы в Германию. Молодые люди пишут, как сильно скучают по своим родным, о тяжелой работе, об унижениях со стороны немцев, о скудном питании, о зарплате, на которую невозможно ничего купить. Все ждут освобождения советскими войсками.