12 апреля 2021 • Пн • 05:16
$ 77.17 € 91.78
Сейчас:
+1°C
Утром
+3°C

Почему в Орске на обеды младшеклассникам выделяется почти в 10 раз меньше денег, чем в Оренбурге? Мнения двух депутатов городского Совета

Павел Лещенко, Урал56.Ру
08.04.2021
3914

Как стало недавно известно, на питание школьников младших классов в разных муниципалитетах Оренбургской области выделяются разные деньги. Из федерального и областного бюджетов любая школа – хоть она находится в Оренбурге, хоть в Кваркено или Бугуруслане – получает одну и ту же сумму: 54 рубля 88 копеек на одного ученика в день. А вот муниципальные доплаты могут отличаться: например, в Оренбурге город накидывает сверху 5 рублей, а в Орске – всего 53 копейки. Почему так получается? Как, вообще, формируется стоимость школьного питания? Об этом с корреспондентом Урал56.Ру согласились поговорить 2 депутата Орского горсовета. Один из них, Вячеслав Ращупкин, является директором школы и, соответственно, знает ситуацию изнутри; другой, Игорь Битнер, возглавляет депутатскую бюджетную комиссию и лучше своих коллег должен разбираться в вопросах финансирования соцучреждений.

 

Вячеслав Ращупкин: «Сама система перевернута с ног на голову»


Вячеслав Ращупкин

Павел Лещенко: —Вячеслав Александрович, как вы понимаете, почему оренбургским детям выделяется на 4,5 рубля больше денег? Откуда вообще могла взяться такая разница?

Вячеслав Ращупкин: — Если бы система была устроена нормально, такого произойти не могло бы. Цены на продукты что в Оренбурге, что в Орске плюс-минус одинаковые. Если бы мы исходили из того, что нужно детям, из потребностей исходили, то и суммы были бы одинаковыми. Но система перевернута с ног на голову, и мы исходим не из того, что надо детям, а из того, что им можно дать.

Павел Лещенко: — Объясните.

Вячеслав Ращупкин: — Вообще, в идеале должно делаться так. Существует детально разработанный СанПиН: сколько калорий должен получать ребенок в школьном питании, из каких продуктов должно состоять питание, и т.д. Вот на основании этого СанПиНа мы составляем меню. В первый день – столько-то граммов перловки, столько-то свинины, столько-то чая с сахаром, ну, и так далее. Второй день – столько-то макарон, столько-то рыбы… Вот, составляем меню на 10 дней – потому что через 10 блюда могут повторяться, не чаще. Потом, исходя из этого меню, разработанного в соответствии с СанПиНом, мы считаем, сколько на каждого ребенка нужно продуктов: сколько граммов того, другого… Далее вбиваем рыночную цену: сколько каждый из этих продуктов стоит в реальности. Потом на эту стоимость накидываем стоимость приготовления. Если это, например, яблоко, и его нужно просто доставить и помыть, одна наценка; если это рыба, которую нужно жарить, – другая. Это все не из головы, есть формулы утвержденные, они давным-давно работают… В общем, в конце концов мы получаем конкретную сумму: за этот 10-дневный цикл каждый ребенок «съедает» столько-то рублей. Делим на 10 – получаем, сколько ему нужно в среднем на день. И вот после всего этого мы умножаем сумму на количество учебных дней, на количество учащихся – и только тогда понимаем, сколько той или иной школе нужно на питание учеников. Вот эта сумма передается в администрацию, в управление образования: я, как директор, ставлю свое руководство в известность: чтобы мои ученики получали питание в соответствии с законом, мне надо столько-то денег. И уже руководство, исходя из моих данных, данных, которые передали другие директора, вбивает в бюджет сумму: на питание школьников города Орска нужно только-то. А дальше финансисты работают над бюджетом, думают: а где эти деньги взять? Из каких доходов, каких поступлений? Вот так должно быть. И во многих муниципальных образованиях, я с коллегами со всей России общаюсь, изучаю опыт, именно так дело и обстоит.

Павел Лещенко: — А у нас не так?

Вячеслав Ращупкин: — Нет, не так. У нас все перевернуто с ног на голову. Нам говорят: «Так, на питание выделено столько-то денег, давайте думать, как будем выкручиваться». И мы выкручиваемся. А как выкрутишься, если тех денег, что выделили, просто не хватает? Способ-то один только: удешевлять. И потом приходят с проверкой: а каши-то, условно, должно быть 100 граммов на тарелке, а взвесили – ее только 80. И продукты, понятно, покупаются подешевле, ну а с дешевизной и качество какое, сами понимаете. А в итоге отвечает за все кто – директор! С директора и спрашивают: прокуратура, санэпидемстанция, и прочие, прочие. Но что в этой ситуации может сделать директор? Не он разрабатывает бюджет, и утверждает тоже не он.

Павел Лещенко: — Депутаты утверждают. Вы – депутат.

Вячеслав Ращупкин: — Да, и как депутат, я много раз эту проблему поднимал, мы и круглые столы проводили, много говорили, только ничего разговоры не дали. На все ответ один: «Мы дотационный город, что дадут – на то и живем»… И, кстати, если про бюджет говорить, то бюджет-2021 я вообще отказался принимать, я даже не стал голосовать, если помните – ушел из зала. По этой именно причине.

Павел Лещенко: — На эти слова ваши оппоненты ответят: «Критикуешь – предлагай. Надо перекинуть деньги на питание школьников – скажи, где забрать лишние».

Вячеслав Ращупкин: — Во-первых, искать финансирование – это работа городской администрации, она на то и создана. Не директор и даже не депутат должен такие вопросы решать. Во-вторых, на прошлом заседании горсовета я уже отвечал на этот вопрос. Довольно подробно перечислил, на чем вообще без потерь можно сэкономить: зачем нам содержать на зарплате заместителя председателя горсовета? Зачем платить каждый месяц нескольким сотрудникам городской избирательной комиссии, если закон позволяет обходиться без этого? Зачем нам этот бизнес-инкубатор, который обходится дорого, а толку от него не очень много? Я уж не говорю про затраты на автотехнику и ее обслуживание… Много было конкретных предложений.

 

Игорь Битнер: «Главное не деньги, а то, что дети получают качественное питание»


Игорь Битнер

Павел Лещенко: — Игорь Геннадьевич, есть официальные данные: Орск выделяет своим ученикам меньше денег, чем Оренбург. Вы как-то можете это объяснить?

Игорь Битнер: — Президент сказал, что мы обязаны обеспечить детей полноценным питанием. Не денег выделить какое-то определенное количество, а питание должно быть качественным. Я, когда к вам собирался, запросил официальную информацию, вот, смотрите. Одна из орских школ – вы номер видите, и я вижу, но называть давайте не будем, это все-таки для внутреннего пользования документы… Так вот: на завтрак орской школе выделяется 55 рублей 43 копейки. В итоге мы получаем: масса – 685 граммов, энергетическая ценность – 764 килокалории. В Оренбурге, тоже не будем школу называть, на завтрак выделяется 59 рублей 88 копеек, его масса – 435 граммов, ценность – 450 килокалорий. Получается, что денег орскими школами тратится меньше, но питание более сытное. Дальше смотрим… Обед. Та же орская школа получает все те же 55 рублей 43 копейки; вес порции – 760 граммов, ценность – 795 килокалорий. В Оренбурге на обед выделяется уже 112 рублей 5 копеек, но вес – 700 граммов, ценность – 665 килокалорий. То есть, опять-таки, денег уходит намного больше, но питание хуже, чем в Орске. Во всяком случае, менее сытное. При этом в Орске в меню и фрукты есть, в Оренбурге их нет… Я сейчас не готов ответить, почему так получается. То ли в Орске продукты дешевле, то ли те подрядчики, кто снабжает орские школы питанием, лучше распоряжаются средствами – не могу утверждать. Но факт есть факт: обязанность по обеспечению младших школьников качественным питанием, в объеме, необходимом для гармоничного развития, исполняется. Это главное. А сколько на это денег уходит – уже, согласитесь, детали. Кстати, и в других муниципалитетах, кроме Оренбурга, доплаты точно такие же, Орск в этом плане не одинок.

Павел Лещенко: — Можете как-то прокомментировать утверждение своего коллеги: он настаивает, что бюджет должен формироваться снизу, от потребности, а у нас получается сверху – от возможности…

Игорь Битнер: — Да, финансирование Орску спускается преимущественно сверху, это так. Город у нас дотационный, это ни для кого не новость. Так устроена система распределения налогов, и на сегодня это рабочая система, я могу сказать. Конечно, бюджет должен быть народным, мы должны слышать инициативы, обрабатывать их… И это делается. Но все не так просто. Недостаточно крикнуть: «На то-то и то-то нет денег, кошмар!». Надо не просто крикнуть, но и решить вопрос – именно в этом работа депутата заключается, я так понимаю.

Павел Лещенко: — А можно пример? Вот, допустим лично вы обнаружили проблему – и сумели решить ее?

Игорь Битнер: — Не люблю хвастаться: я то сделал, я это сделал… Но, если нужно, чтоб свои слова подтвердить, то пожалуйста. Помните, принимались у нас меры для поддержки бизнеса в период жестких ограничений из-за пандемии? Государство предоставляло помощь и, если предприятие сохранит не менее 90% рабочих мест, можно было эти деньги не возвращать, но, если численность потеряна, то надо вернуть…

Павел Лещенко: — Помню, конечно.

Игорь Битнер: — И вот я, как предприниматель, понимал: хорошая мера, но только для организаций покрупнее, где работает хотя бы 20-30 человек. А если парикмахерская? Или шиномонтажка? Или еще какой мелкий субъект предпринимательства, где работников всего 3-5 человек? Один по какой-то причине уволился – переехать задумал, или просто работу сменил – и все, он один – это 20 или 50% персонала! А у нас таких мелких ИП в городе много, на них вся надежда, их холить и лелеять надо! Я обратился к главе, обошел все кабинеты администрации: давайте внесем изменения: «при численности персонала 10 и менее человек средства не возвращаются, если будет потеряно не более 1 рабочего места». Мне отвечали: «Хорошо, но это не предусмотрено ни федеральными актами, ни областными, нам в городе надо искать средства». В итоге мы добились выделения 3 миллионов рублей именно на эти нужды. Из внутренних городских резервов. Я и сейчас считаю, что это очень правильное было решение, оно позволило многих предпринимателей выручить, много рабочих мест спасло… А можно же было по-другому поступить, очень просто: приехать к вам, собрать пресс-конференцию, вывалить на журналистов проблемы – и все. Мне – пиар, вам – тема для статьи, а как будет решаться проблема – все равно, да? Вот я считаю, это неправильно. Ставишь вопрос – участвуй в решении, и тебе помогут. Так должен депутат работать.

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Павел Лещенко
Урал56.Ру
08.04.2021 Область

Календарь материалов

Апрель
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на наш канал в Viber

9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел