В России информацию о местоположении мобильных устройств, а также сведения об объемах и стоимости оказанных услуг предложили вывести из-под охраны тайны связи, сообщает РБК. Минцифры РФ уже разработало поправки в закон «О связи».
Ежегодно в стране теряются десятки тысяч людей. Для их поиска привлекаются как ресурсы федеральных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, так и поисковые общественные организации и операторы связи.
Добавим, что осенью 2020 года Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который обязывает оператора связи без решения суда предоставлять данные о местоположении абонентов для поиска пропавших людей. Дело в том, что ежегодно в России пропадают около 120 тыс человек, включая 45 тыс детей. В розыск объявляют около 60 тыс человек в год. При этом 90% пропавших имеют при себе мобильный телефон, который остается включенным на протяжении 3 дней с момента исчезновения. Но второе чтение проекта до сих пор не состоялось. Более того, в настоящее время в ст. 64 закона «О связи» сведения о местоположении абонента вообще не упоминаются. Операторы передают эти данные, например в госсистемы, которые отслеживают выполнение карантина заболевшими коронавирусом.
Комментировать предложение представители крупнейших сотовых операторов МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») отказались. Кто-то даже назвал документ «сырым» и «требующим доработки с участием операторов».
Член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин говорит, что в современных реалиях тайна связи «давно превратилась в юридическую фикцию».
Все больше коммуникаций осуществляется через интернет, мессенджеры, имеющие также функции голосовых звонков. Большинство сайтов и программ, даже не связанных с передачей сообщений, собирают данные о местонахождении пользователей, контактах, их пользовательском поведении, но это не относится к тайне связи и фактически никак не регулируется.
Едидин добавил, что тайной по законопроекту остается то только содержание сообщений абонентов, а все остальное «позволяет использовать операторами связи в своих интересах» и «эффективнее коммерциализировать накапливаемые массивы информации».