
Предыстория
Согласно закону, отдать свой голос избиратели и участники референдумов смогут как в электронном виде через «Госуслуги», так и по почте. Новый закон гласит:Сможет ли голосование быть анонимным?
По данным СМИ, почтовое голосование (не по электронной почте) достаточно распространено в других странах, но там обычно почта работает более надежно. Одна из главных проблем — сохранение тайны голосования. Для этого обычно используются двойные конверты. На внешнем есть адрес, позволяющий идентифицировать избирателя, в него обычно также вкладывается направленное избирателю приглашение. На внутреннем конверте не должно быть ничего, что могло бы позволить определить избирателя.
И даже это не гарантирует тайну голосования: гарантией могут служить только добросовестность членов избирательных комиссий и контроль за ними. Иными словами, кто-то должен наблюдать, чтобы комиссия сначала извлекла внутренние конверты из внешних, потом убрала внешние конверты и только после этого начала вскрывать внутренние.
А еще почтовое голосование особенно удобно для подкупа избирателей: можно просто забрать чистый бюллетень у избирателя, и тот даже не будет знать, как за него проголосовали.
Что касается голосования через Госуслуги, то и здесь непонятно, как будет сохранена анонимность избирателя. Зайти на портал государственных услуг анонимно невозможно, но даже если система будет усовершенствована, то голосующего можно будет отследить по ip-адресу. Вспомните, какие сбои были на сайте, когда граждане России пытались оформить детские пособия, обещанные Путиным. Во время выборов пользователей будет еще больше. Сможет ли ресурс справиться с наплывом?
Также сообщается, что проблема электронного голосования — это невозможность гарантировать одновременно тайну голосования и точный подсчет голосов. Защита голосования от хакеров — достаточно серьезная проблема, которую окончательно вряд ли можно решить. Но для России есть еще более острая проблема: возможность внутреннего вмешательства лиц, имеющих доступ к работе системы. Эти люди работают либо в органах власти, либо в организациях, от власти зависящих, поэтому соблазн втихую «подкорректировать» итоги электронного голосования может быть слишком велик. И не только общество, но даже избирательные комиссии не могут этот процесс контролировать.
РБК со ссылкой на «РИА Новости» сообщает, что глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил о нераспространении этого закона в отношении всероссийского голосования по поправкам в Конституцию. По его словам, «то, что было принято, это касается выборов, отношения к общероссийскому голосованию иметь не будет». Объяснил он это тем, что проведение всероссийского голосования по поправкам в Конституцию не предусмотрено российским законодательством о выборах и регламентировано отдельным законом.
Однако, как передает «Интерфакс», заместитель председателя ЦИК РФ Николай Булаев, комментируя принятый Госдумой закон, отметил, что эксперимент по дистанционной форме голосования проводился в Москве. И сейчас планируется применение на общероссийском голосовании по Конституции. Кроме того, по его же словам, организовывать дистанционное голосование будет возможно только в тех регионах, где для этого есть условия.
Но по мнению главы ЦИК Эллы Памфиловой, в регионы страны технически не готовы к проведению волеизъявления граждан в таком формате. Поэтому, несмотря на ситуацию с коронавирусом, дистанционное электронное голосование (ДЭГ) в ходе плебисцита планируется только в Москве.