29 марта 2024 • Пт • 05:57

«Орск занимает огромную территорию; сообщение лошадьми могут поддерживать лишь отдельные учреждения…»

12.04.2020
12819
Водитель и кондуктор у автобуса ЗИС в Москве. Фото yandex.ru

Всем известно, что Орск – 7-й по площади город России. Он занимает больше места, чем миллионники вроде Екатеринбурга или Самары… Поэтому и транспортный вопрос здесь всегда стоял остро. Во второй половине 30-х местные власти решили преодолеть трудности с помощью научного прогресса: пустить по городским улицам автобусы! Конечно, на этом пути им пришлось набить шишек. О том, как это было, нам расскажут очередные несколько документов, хранящихся в городском архиве.

 
Докладная записка 82-летней давности


Автобусы ехали в Орск, а приехали в Оренбург – там и остались

В апреле 1935 года председатель Орского горсовета, некий Смирнов, отправил в Оренбургский облисполком докладную записку, в которой просил выделить Орску хотя бы 2 пассажирских автобуса. Это, уверял он, совершенно необходимо – город велик, а общественного транспорта нет:

Самый Орск занимает огромную разбросанную территорию, связь между частями которой поддерживается исключительно пешеходная; сообщения лошадьми могут поддерживать лишь отдельные учреждения, расположенные на окраинах…

Товарищ Смирнов
Председатель Орского городского Совета 

«Самый Орск» – это Орск исторический, дореволюционный, то есть нынешний Старый город. Чтобы определить его размеры, представьте: вы начинаете путь на улице Озерной, что за старогородским рынком, и направляетесь к Покровскому храму – бывшему монастырю (этот монастырь как раз построили на городской окраине). Получится, что вы по диагонали пересечете «самый Орск». Протопать вам придется чуть больше 3 километров. Для человека молодого и сильного расстояние не страшное; а для пожилого? А если спешить нужно? В общем, транспорт совсем не помешал бы!


При этом у предприятий, расположенных на окраинах (например, у кожевенного завода – за Форштадтом, на берегу Ори; у салотопенного – возле той самой Озерной улицы, на берегу Урала), писал Смирнов, транспорт был – гужевой. Но ведь транспорт предприятий не станет возить пассажиров, которые там не работают!

Но главная проблема заключалась в том, что Орск к тому времени сильно шагнул за границы «самого Орска». Тут и там закипели стройки предприятий, а при них появились рабочие поселки; к тому же далеко за городом находился железнодорожный вокзал:

Транспортные связи Орска с жел. дор. вокзалом (свыше 4 км от центра города), с новостройками (до Мясокомбината от центра около 5 км, до Крекингстроя – 6 км., и т.д.) чрезвычайно затруднены и фактически поддерживаются лишь при помощи лошадей. Доставка пассажиров на вокзал и обратно находится в руках гужартелей. Новостройки имеют свои приспособленные для перевозки людей грузовые машины, но для посадки в последние нужно, как правило, разрешение соответствующей дирекции.

Товарищ Смирнов
Председатель Орского городского Совета
Опять-таки: на самих стройках транспорт имелся, пусть и не комфортабельные автобусы, но грузовики с лавочками в кузове (то еще удовольствие, наверное, ездить в таких – особенно осенью под дождем или зимой по морозу). Но кого попало в кузов этот не пускали: только работников этих предприятий и только по служебной необходимости. А новое время требовало нового подхода к рабочему: его не только из цеха-в цех, его и в театр, и в библиотеку свозить нужно, чтоб развивался и становился истинным советским пролетарием!
Орский городской Совет просит обеспечить выделение для Орска 2 автобусов во II квартале. Этот начальный автобусный парк будет использован для установления регулярных рейсов между городом, площадками строек и вокзалом; лишь при посредстве машин может быть решен вопрос о доставке рабочих с площадки МХС [мясохладострой – прим. Урал56.Ру] в городской театр, в кино, библиотеку им. Шевченко и об обеспеченной доставке этих рабочих обратно по домам.

Товарищ Смирнов
Председатель Орского городского Совета
В общем, хотя бы пара автобусов была необходима Орску! И, самое удивительное, Орск почти их получил – да увели из-под носа оренбуржцы! В те времена это случалось сплошь и рядом: мы уже рассказывали, как в 35 году оренбургское начальство разбазарило (по крайней мере, так утверждал председатель горсовета) деньги, выделенные Орску на строительство моста через Коровий лог; потом, в 37 году, оно же перехватило средства, направленные Орску на пожарное депо, и построило это депо у себя; в 40 году забрало себе машину скорой помощи, «занаряженную» для Орска… В общем, отношения между двумя городами были очень непростыми. Да они и сейчас довольно напряженные, что уж говорить… 
Занаряженные для Орска автобусы были переданы Оренбургу, с тем, что Орск будет удовлетворен автобусами в начале II квартала из первой же партии автобусов, получаемых в апреле.

Товарищ Смирнов
Председатель Орского городского Совета
Услышали ли Смирнова в облисполкоме, нет ли, а 3 года спустя у Орска имелось 2 своих автобуса. Правда, оба не на ходу.

 

Эксплоатация прекращена из-за отсутствия резины

В мае 1938 года новый заведующий горокомхозом, некий товарищ Каширин, отправил в Оренбург, председателю облисполкома Милованову, отчаянное письмо:

Орский городской коммунальный отдел с 1937 г. имеет автопарк в количестве 4-х грузовых машин и 2-х автобусов. В данное время эксплоатация [такое написание этого норма предполагалось языковыми нормами 30-х, – прим. Урал56.Ру] парка, в том числе и автобусов, прекращена из-за отсутствия резины. За весь период работы автопарка областным коммунальным отделом автопарк горкомхоза не обеспечивался резиной. Имеющаяся резина выслана в облкоммунотдел для замены. Просим вашего содействия в снабжении резиной.

Тов. Каширин
Заведующий горкомхозом
Сейчас автолюбители могут удивиться: да что ж такое происходило с авторезиной, что всего за год, с 37 года по 38, шины так износились, что все 6 автомобилей оказались не на ходу? Да и почему городские власти не могли самостоятельно решить этот вопрос, писали челобитные в область?

На самом деле, в довоенных архивных документах жалобы на отсутствие резины встречаются удивительно часто. Да вот хоть бы по нашим «старостям» посмотреть: в 1936 году руководства только что созданной в Орске автоколонны жаловалось, что из 32 грузовиков на ходу остаются только 5 – остальные в той или иной степени неисправны. И самая частая причина – «отсутствие баллон». Или недавно мы рассказывали про то, как в 1940 году из 2 орских машин «скорой помощи» действовала лишь одна. Причина та же – «вторая машина не работает за неимением баллон».


Сборка советских автобусов на заводе имени Сталина (ЗИС, позднее ЗИЛ). Фото yandex.ru

Действительно, в те довоенные времена авторезина изнашивалась ужасно быстро. Если бы мы сейчас увидели покрышку того времени, мы бы изумились: настолько она не похожа на современную! Во-первых, состав самой резины: тогда еще не научились делать ее по-настоящему износоустойчивой. Во-вторых, рабочая поверхность автошины была тогда не плоской, а округлой – как у велосипеда. Естественно, и стиралась она куда быстрее. В-третьих, устроена она была совсем иначе: например, радиальный принцип расположения корда был изобретен лишь в 1946 году, сами кордовые нити изготавливались из хлопка (какая уж тут прочность), а уж шипами зимние шины придумали оснащать и вовсе в 60-х…

Ну и, конечно, тогда шины нельзя было запросто купить в магазине. Машин-то в городе было раз-два и обчелся (это было не меньшей редкостью, чем сейчас самолет), и ни одной частной, все государственные. Поэтому и снабжение шло с областного склада…

Так что товарищ Каширин имел все основания впадать в отчаянье и требовать помощи высокого областного начальства.

 

«Создаются большие очереди у автовокзала и остановок»

Еще год спустя, в 1939, председатель горсовета Милованов проводил совещание. Да-да, тот самый, что в 38-м был председателем облисполкома, к которому обращался главный орский коммунальщик Каширин. Говоря современным языком, его из губернаторов перевели в главы. По нынешним временам – вроде бы понижение в должности. Может, и тогда это было понижением, может, проштрафился чем-то Милованов…

Но не факт. Именно в конце 30-х Орск развивался невероятными темпами; тут разом строились несколько громадных предприятий всесоюзного значения! Количество населения за несколько лет увеличилось в разы (в областной столице подобных потрясений не происходило), и местной власти приходилось решать множество важнейших вопросов разом: всех накормить, всех расселить, всех обучить и в театр сводить… Вполне возможно, прежний «глава» такой нагрузки не потянул, и было решено усилить местное руководство опытным кадром. Кстати, мы недавно рассказывали, как именно в то время орских чиновников уравняли в зарплатах с оренбургскими – в порядке исключения…


Автобус в условиях бездорожья. Фото yandex.ru

Так вот: Милованов собрал у себя руководителей городских предприятий, чтобы договориться с ними, как рациональней использовать городские и ведомственные автобусы. Судя по документу, в 1939 году их было уже немало: автобаза треста – 7 штук; никелькомбинат – 9; Крекинг – 3; автобаза №60 – 2; мясокомбинат – 4; мясохладострой (то есть не сам комбинат, а строительная организация, это были разные предприятия) – 1; горкомхоз – 5; шахтстрой – 6; ТЭЦ – 2. Итого 39 автобусов – уже приличный парк! Но работали они, как говорится, кто в лес, кто по дрова: как какому предприятию удобно. А городские власти стремились сделать так, чтобы удобно было горожанам. Впрочем, не только жителям непосредственно Орска: Шахтстрой, например, возил людей из Орска в Домбаровку, Никель – в Аккермановку (на тамошнем руднике, который сейчас снабжает известняком цементный завод, раньше добывали никелевую руду).

Так вот, Милованов был недоволен:

Отметить полную необеспеченность транспортирования трудящихся имеющимся в движении автобусным транспортом. В результате необеспеченности создаются большие очереди, как у автовокзала, так и у других остановок.

Товарищ Милованов
Председатель Орского городского Совета
Автовокзал в те времена (и вплоть до самого 1987 года) располагался в Старом городе, на площади, которая так и называлась – Автовокзальная. Теперь она известна нам, как площадь Богдана Хмельницкого, или Богданка – новое имя она получила в 1954, когда страна отмечала 300-летие воссоединения России и Украины. И градоначальник предложил: поручить формирование маршрутов диспетчерам автовокзала. А предприятиям, чьи автобусы будут обслуживаться таким образом, оплачивать эти услуги городских специалистов:
Для лучшего обслуживания трудящихся признать правильным подчинение диспетчерскому составу автовокзала всех автобусов, в чьем бы они ведении ни находились. Считать правильным распределение оплаты диспетчерам в зависимости от числа выделенных автобусов.

Товарищ Милованов
Председатель Орского городского Совета




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.

Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
12.04.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел