Из-за падения цен на нефть в мире упали и цены на бензин. РБК со ссылкой на собственного источника пишет, что в России действует механизм сглаживания цен, защищающий стоимость топлива от резкого роста и падения. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.
В итоге российский бензин оказался намного дороже нетбэка (экспортной цены за вычетом транспортных и налоговых расходов):
- 6 апреля нетбэк на АИ-92 составлял 25,7 тыс. руб. за тонну;
- оптовая цена в России — 38,8 тыс. руб. за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
В таких условиях импорт зарубежного бензина неизбежен, объяснил главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.
По оценкам министра энергетики Александра Новака, в крупных городах падение спроса не бензин составило 10—30%. Если не ввести запрет на импорт, нишу российского топлива займет дешевый заграничный бензин.
По мнению Дмитрия Гусева, вице-президента Независимого топливного союза, дешевое топливо хоть и является благом, во время пандемии импорт запрещать нельзя:
Переработка в России, которая и так находится на нулевых рентабельностях, в текущих экономических условиях может плавно закончить свое существование. И мы можем оказаться в зависимости от импортного сырья. Украина, у которой практически нет собственных работающих НПЗ, в условиях политических и торговых санкций переплачивает до 40% за среднеевропейскую оптовую цену на топливо. Поэтому преждевременно говорить о запрете как о попытке заставить потребителя платить больше.
Уже направлены запросы в крупнейшие российские нефтяные компании «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», а также в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).