«Если мы хотим летку сохранить, у нас очень мало времени». Захар Прилепин о здании «гагаринского» училища

21.03.2020
9530
Захар Прилепин в Оренбурге

В пятницу в Оренбурге побывал Захар Прилепин – один из наиболее известных российских писателей нашего времени, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта. Визит состоялся по приглашению Оренбургского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Внимание писателя привлекло разрушающееся здание бывшего летного училища, в котором учился первый космонавт Земли Юрий Гагарин, или, как его в народе называют, «летки». Сегодня оно частично находится в государственной, частично – в частной собственности. Специалисты говорят, что, если не принять экстренные меры, спасти уникальное здание уже не удастся.

Прилепин побывал на руинах, встретился с представителями власти (в том числе губернатором), общественниками, бизнесменами. В конце дня он провел заседание дискуссионного клуба и ответил на вопросы участников: журналистов, блогеров, читателей. Побывал там и корреспондент Урал56.Ру.

 

Как это работает?

Разумеется, у собравшихся возник вопрос: а как Прилепин намерен спасать летку? Мешка денег, на которые можно было бы произвести ремонт огромного здания, рядом с ним замечено не было… Так какие механизмы он собирается задействовать, чтобы защитить легендарное здание от окончательного разрушения? Писатель объяснил: он, как член Центрального штаба ОНФ, приехал в Оренбург, чтобы помочь объединить усилия всех заинтересованных сторон: власти, общественности и бизнеса.

В рамках народного фронта, организации, лидером которой является президент, мне доверено и поручено заниматься защитой памятников архитектуры по всей стране. У меня изначально было условие: я возьму фронт работы и буду работать, но, если вы мне будете мешать, я объявлю, что работать не дают, а позвали… ммм… для красоты. Я собрал команду достаточно дерзкую, и начали мы колесить по городам и весям. Сложные мы можем вызывать ощущения у местной администрации: жили они, жили, и тут явились какие-то люди, и именем президента начинают… Понятно, в общем. Но, в любом случае, в итоге мы достигаем каких-то договоренностей, сводим бизнес, администрацию и общественность. И вот, когда организуется эта связка, вопрос начинает решаться. Это и администрации выгодно, им ведь самим проще, чтобы вопросы решались с участием общественности, чтобы потом их не цепляли за пуговицу городские активисты. Это и есть постройка… нет, достройка гражданского общества, которое, я без всякой иронии говорю, необходимо в России. Оно есть уже, это сложная, разветвленная, сегментированная структура, и надо, чтобы вот эти механизмы работали.
Захар Прилепин

Писатель, член Центрального штаба ОНФ

  

Историческая память или коммерческий объект?

В ходе встреч с губернатором, членами регионального правительства, депутатами, было озвучено несколько вариантов спасения исторического объекта. Один из них (на сегодня, очевидно, самый реалистичный) – это выполнение ремонта вскладчину. Часть денег внесет бюджет, часть – инвесторы-коммерсанты. По этому сценарию, в некоторых помещениях разместится музей авиации и космонавтики, в других (в том числе в тех, где теперь расположены частные квартиры) будут оборудованы гостиничные номера. Но далеко не всех такой вариант устраивает:

Сегодня я встретился с ветеранами авиации, в том числе однокурсником Гагарина, это героические люди с такими иконостасами на груди… я их называю людьми другой цивилизации, и я преклоняюсь перед ними. Они существовали другой системе координат, где именно летчики-герои были гордостью всей страны, а не артисты и исполнители, как сейчас… И вот сегодня был такой сложный момент, когда мы обсуждали варианты сохранения летки. Был озвучен вариант, чтобы в части этого здания разместить гостиницу – естественно, наряду с музеем авиации, в который вот эти люди, открывающие гостиницу, и вложатся финансово. И у ветеранов, которых я, безусловно, уважаю, это вызвало четкое неприятие: никаких гостиниц, только музей. Ну, что тут сказать: это может быть, только если мы восстановим в своей стране социализм, восстановим то общество с его связями, иерархией. Тогда это возможно будет. Но, если уж у нас не так, раз уж мы сдали советскую власть, приняли капитализм во всей его красе и теперь живем в определенной экономической системе, где премьер говорит «денег нет, а вы держитесь» – тогда надо договариваться и с властью, и с инвесторами, иначе ничего не будет совсем, разрушится летка. Понимаете, мне проще всего сейчас раскричаться: «Никакой гостиницы, это же Гагарин, вы с ума сошли»! Раскричусь и уеду. Оренбуржцы скажут: «Какой парень хороший, как покричал, всех напугал»! А что с леткой будет? Я сам – левый, я за социализм, и я уж точно не собираюсь быть адвокатом власти, у меня к ней теплых чувств нет. Но тут надо здравомыслие включать: если хотим летку сохранить, то у нас очень мало времени.
Захар Прилепин

Писатель, член Центрального штаба ОНФ


Захар Прилепин в Оренбурге


О гражданских активистах

По словам Прилепина, в российском обществе сегодня происходят очевидные перемены: люди задумываются о будущем (и прошлом) своего города, своего региона.

У нас сейчас появляется пресловутый «патриотизм малого двора». В России ведь до недавних времен принято было гордиться только огромным пространством Родины, и нам все время этим тыкали: вот, мол, у нас огромная земля, а нужник деревянный… Петр Вяземский, мыслитель и поэт пушкинского круга, называл это «географическим фанфаронством». Теперь идет другой процесс… Это, кстати, европейская черта: помню, меня в Италии удивило, что там нет патриотов Италии в целом. Все – патриоты своего городка, дворика и так далее. И у нас сейчас начинают на этой почве появляться региональные сети гражданских активистов. И меня это радует. Вот это сочетание малого гражданского патриотизма с патернализмом, огромным государническим чувством, оно может создать из России, из нашего цветника народов, удивительную конструкцию, которая в новом мире станет конкурентной.
Захар Прилепин

Писатель, член Центрального штаба ОНФ

«А вы чем занимались до … года?»

Много и эмоционально Прилепин говорил о любви народа к расклеиванию ярлыков и сваливании друг на друга ответственности за все, что происходит в стране:

Люди разнородных взглядов как-то неистово уверены в своей абсолютной правоте, и, если ты хоть немного от их представлений отступаешь, то просто «будь проклят и провались в ад». Вот, я делал на ТВ программу о Горбачеве. Мне глубоко неприятны все дела этого человека, я считаю, что он наворотил чудовищных ошибок… Но, когда я предположил, что Михаил Сергеевич, типичный советский идеалист, и сам, наверное, не ожидал такого эффекта от своих решений (хотя, конечно, должен был предвидеть, как управленец такого уровня), так вот, когда я сказал такое, мне стали писать левые: «Да ты предатель, оказывается! Ты, сволочь, Горбачева оправдываешь, мы и всегда подозревали: что-то с тобой не так». Или вот патриоты кинулись на этого уренгойского мальчика, который, знаете, про немцев там наговорил. Да у нас вся страна была еще недавно одним таким коллективным уренгойским мальчиком, когда все топтались по патриотизму и верили, что вся советская история – грязь, а мы войдем в европейскую семью, и все будет хорошо, и яблони станут цвести! И теперь хочется спросить: а вы-то чем занимались в 1989 или 91 году?! Свое остервенение надо смирять и оглядываться на себя: насколько я-то был разумен сам еще недавно? Тут мы все «маемо, що маемо»: такую страну, какая есть, и такую летку развалившуюся. Ее не с Марса прилетели к нам разваливать и не Ксения Собчак приехала-сломала. Это следствие суммы наших с вами поступков.
Захар Прилепин
Писатель, член Центрального штаба ОНФ
 
Захар Прилепин в Оренбурге


Литература и (или) политка

Одна из участниц встречи спросила Прилепина, как он совмещает политику с литературным творчеством. Тот ответил, что не видит в этом никаких противоречий:

В русской литературе достаточно серьезные традиции в этом плане – много литераторов, которые имели прямое отношение к политике. Скажем, Гаврила Романович Державин, который здесь, в ваших местах, бывал – он по статусу был чуть ниже, чем Дмитрий Медведев, но чуть выше, чем Владислав Сурков, занимал предпоследнюю ступень государственной власти, и потом еще дважды губернатором работал. Салтыков-Щедрин тоже был губернатором; Федор Тютчев, Петр Вяземский, Иван Лажечников – много литераторов первого и второго планов, которые работали в государственных структурах на самых высоких должностях, и при этом писали. Нет тут никаких противоречий. Это только литераторы последних лет 20-30 такой негласный закон установили: «поэт не должен иметь дела с государством, государство – всегда зло, нельзя оправдывать этих упырей» и прочее. Это очень удобная позиция: тебя народ любит, и ты сам себя чувствуешь таким человеком чести… Но можно туда, в политику, шагнуть. А там некомфортно, вот мне некомфортно чисто эстетически, неприятен цинизм этот. Но, если ты берешь на себя какую-то ответственность, то приходится.
Захар Прилепин
Писатель, член Центрального штаба ОНФ

Когда закончится война?

Ожидаемо был задан вопрос и о войне на востоке Украины. Дело в том, что Прилепин долгое время был советником главы непризнанной ДНР Александра Захарченко, а также занимал должность заместителя командира батальона в армии этого формально несуществующего государства. Так когда же закончится война? Писатель уверен, что не скоро.

Посмотрите на историю: пресловутое воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий пишет письмо Алексею Михайловичу: «Царь, возьми под свое подданство». Тот принял несколько областей. И что? И 80 лет там длилась смута: тут же началась гражданская война на самой Украине, когда Дорошенко против Хмельницкого, а Хмельницкий против Дорошенко; татары, турки, польская шляхта – все начали пользоваться этой геополитической ситуацией… Киев сначала захватили, потом сдали в аренду, потом обратно захватили, левобережье воевало с правобережьем – это все не кончалось 80 лет! А сейчас говорят: «Надо просто ввести войска, надо просто все захватить, все остановить...» Да ничего не просто! Никаких простых решений в этой ситуации нет, это будет длиться и тянуться… Игроков там много, карт много. Если б Европа была заинтересована в мире на этой территории, он бы давно установился. Но она не заинтересована, это такое европейское фарисейство. Да и не только Европа: США, Сирия, Турция – из всех кусочков складывается мозаика, которая постоянно шевелится и меняется, и от нее зависит будущее Донецка и Луганска... Главное, чтобы в голове у российской власти стояла галочка: там стреляют, там война, там гибнут люди, и важно не пропустить ситуацию, когда можно будет это все прекратить. Насколько я знаю, галочка эта имеется, про это всегда помнят и хотят эту историю закончить.
Захар Прилепин
Писатель, член Центрального штаба ОНФ

Справка Урал56.Ру:

Евгений (литературный псевдоним – Захар) Прилепин – современный писатель, автор 6 романов, 4 литературных биографий, множества рассказов и сборников публицистики. Его книги переведены на 12 языков. Является заместителем художественного руководителя МХАТ имени Горького. Известен также участием в двух войнах: в 1996-1999 годах, будучи бойцом Нижегородского ОМОНа, воевал в Чечне, а в 2016-2018 годах занимал должность заместителя командира батальона спецназа в армии непризнанной Донецкой Народной Республики на востоке Украины. Является членом Общероссийского народного фронта, включен в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
21.03.2020 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел