22 ноября 2019 • Пт • 17:08
$ 63.84 € 70.70
Сейчас:
-9°C
Вечером
-11°C
Ночью
-13°C

История подвига Героя России Андрея Зеленко

Воспоминания и хронология событий рейса Астрахань – Новосибирск

9032
29.05.2019 Область

Экипаж рейса Ил -76 «Махачкала — Астрахань — Новосибирск»

29 мая родные, близкие, друзья и обычные оренбуржцы проводят в последний путь Героя России Андрея Жановича Зеленко. Он умер 27 мая 2019 года на 54 году жизни. Урал56.Ру решил напомнить читателям о том, почему мы должны помнить подвиг этого человека.

Как Андрей Зеленко стал летчиком


Андрей Зеленко

Андрей Зеленко родился в 1965 году в городе Бердичев в Украинской ССР в семье военнослужащего. Его отец – офицер войск противовоздушной обороны. Его семья много раз переезжала. Школу он закончил с отличием. Высшее образование Андрей Зеленко начал получать в Таллинском политехническом институте, параллельно занимался в местном аэроклубе. Через год он поступает уже в другой институт − военное авиационное летное училище в Балашове. В 1987 году заканчивает обучение в этом училище и начинает служить в Военно-Транспортной авиации СССР.

Андрей Зеленко много лет летал на транспортных самолетах военной авиации сначала в СССР, а затем уже в Армии России. За это время он освоил ИЛ-76 и Ан-26, прошел путь от лейтенанта до подполковника. В 1999 году закончил Военно-воздушную академию имени Гагарина в Московской области.


21 июня 2000 года

В 21 июня 2000 года жизнь приготовила Андрею Зеленко и его команде сложнейшее испытание, с которым они справились с честью и достоинством. В интервью журналу «Вестник Авиации и Космонавтики» Андрей Зеленко рассказал следующее:

 — 21 июня 2000 года мы выполняли задание по перевозке молодого пополнения. Экипаж нашего военно-транспортного самолета Ил-76 был усиленный, так сказать, двойной. Первым командовал я. В него входили помощник командира корабля капитан Сергей Люлин, штурман капитан Виктор Перепелицын, старший бортинженер капитан Олег Медведев, борттехник по авиадесантному оборудованию старший лейтенант Павел Стацюк и старший воздушный радист старший прапорщик Сергей Кочетов. Работали мы, сменяя друг друга, день и ночь. Маршрут от Махачкалы до аэродрома Возжаевка на Дальнем Востоке почти десять тысяч километров, нам приходилось садиться для дозаправки на промежуточные, вот и работали посменно, чтобы полетное время не вышло. Один из таких промежуточных аэродромов находился под Астраханью. Заполненный в два яруса призывниками Ил-76, набрав скорость, плавно оторвался от взлетной полосы и начал набор высоты.
 

Ничто не предвещало беды...


Андрей Зеленко, Оренбург, 2018 год


Андрей Зеленко рассказывал, что на высоте 1 500 метров начались проблемы. 

 — Первый сигнал предостережения о начавшихся на борту неполадках нам выдала «девочка Рита» (прим. ред. − так летчики называют систему бортовой речевой информации о неисправностях воздушного судна). «Проверь сигнализацию!» - послышалось в наушниках шлемофона. Проверили − норма. Подумалось: «Врет девочка как обычно». И тут посыпались вводные. Когда загорелись лампочки отказа насосов перекачки топлива, я не увидел в этом ничего страшного. Бортинженер свое дело знал досконально и перевел всю топливную систему на бесперебойную подачу керосина в двигатели. Правда, выработка топлива шла с одной стороны − из баков правого крыла. Самолет слушался рулей и с креном можно было бороться. Высота была около полутора тысяч метров. Решили идти с этим отказом на свой родной аэродром в Оренбург. Там ждал отдых, смена экипажа. Не суждено этому было сбыться. Отказы посыпались один за другим. Даже «Рита» не успевала сообщать о каждом.

Долететь до Оренбурга в тот день не получилось


Именной самолет ИЛ-76, аналогичное судно потерпело крушение в июне 2000 года, автор фото Максим Гольбрайхт

Но долететь до Оренбурга у этого самолета не получилось и вот почему:

 — Когда произошел отказ гидросистемы, я принял решение лететь до ближайшего запасного аэродрома. Им по плану был Энгельс. Не успели стать на нужный курс полета, начались отказы электрооборудования, систем управления механизацией, шасси, других жизненно важных агрегатов и оборудования. Надежно работали на приборной доске только механические часы да счетчик оборотов. Но на них далеко не улетишь, когда из-за начавшейся тряски, могло отвалиться крыло самолета.


Ил-76 с ревом несся к земле


Рисунок Ольги Бучневой, Оренбург

Из-за этой аварийной ситуации самолету нужно было срочно приземляться. В интервью Андрей Зеленко рассказывал:

 — Гражданский диспетчер предложил нам вернуться на аэродром вылета. Я до сих пор помню его имя и фамилию - Андрей Горбачев. Я развернул самолет, согласовал все с землей. Астрахань готова была принять аварийный самолет. Стали снижаться, ветра не было, полный штиль. Попробовали выпустить механизацию, правый закрылок начал выпускаться, а левый так и остался на месте. Самолет начал крениться. Быстро убрали правый закрылок, дали взлетный режим. В грузовой кабине между тем началась паника. В иллюминатор призывники увидели дым в районе левого двигателя, из-под обшивки вырывалось пламя Все начали кричать, вскакивать с мест. Чтобы успокоить ребят, старшему воздушному радисту, мастеру спорта по боксу Александру Горбунову, пришлось применить ненормативную лексику. Резервный экипаж начал готовить пассажиров к эвакуации. Еще в воздухе были открыты все четыре аварийных люка и грузовая рампа. У 18-летних мальчишек, только утром надевших военную форму, могли сдать нервы. Поэтому около каждого из открытых люков встали по два члена экипажа и офицеры из числа сопровождающих. Были распущены аварийные канаты. Ил-76 с ревом несся к земле.

Голову прижать к коленям, с места не вставать!


Андрей Зеленко

На тот момент никто не мог гарантировать, что этот рейс завершится удачно, но команда под руководством Андрея Зеленко не запаниковала и продолжила выполнять свой долг. Андрей Зеленко рассказывает:

 — Бортмеханик, старший лейтенант Павел Стацюк, доложил командиру корабля: На левом крыле хорошо горит. Через открытые люки дым повалил в грузовую кабину. Старший команды призывников, капитан Гончаров, дал команду новобранцам: − Голову прижать к коленям, с места не вставать. Диспетчер тем временем сообщил: − Пожарные и санитарные машины готовы. Тряска самолета усилилась, топливо вырабатывать времени не было. У самолета могло попросту отвалиться крыло. Говорю: Все, сажусь. А самолет тяжелый, топлива тонн 70, да еще и пассажиры. Передние, главные ноги шасси не выпустились, потому что не работала гидравлическая система. Но те, кто делает самолеты, умные люди. Они предусмотрели аварийный выпуск шасси. Бортинженер выпустил их вручную. Но при неисправных закрылках скорость должна была оставаться высокой. Нам нужно было лететь быстро, чтобы не упасть. Обычно самолет садится на скорости 230-250 километров в час, нам пришлось сохранять скорость на уровне 380-390 километров в час, вспоминает полковник. Взлетно-посадочная полоса была 2500 метров. Для тяжелого самолета с отказавшей механизацией этой длины могло не хватить.


Капитан покинул воздушное судно последним


ИЛ-76МД «Оренбург» и группа пилотов во главе с Героем России Андреем Зеленко (крайний слева).
Фото начала 2000-х


Предвидя неизбежное выкатывание Ил-76 за пределы взлетно-посадочной полосы, командир корабля приказал двум штурманам покинуть кабину, которая находится в нижней передней части самолета. Чем спас им жизнь. Андрей Зеленко посадил горящую машину на самое начало взлетки. Обычно для торможения при посадке на реверс включается два двигателя, экипаж использовал все четыре. Но и этого не хватило. В конце ВПП, при столкновении с небольшим бруствером, подломилась носовая стойка шасси, самолет упал на нос, пропахал еще 400 метров земли и замер. Эвакуация была произведена четко и организованно, в противоположную от пожара сторону.

Командир экипажа покинул самолет последним, убедившись, что на борту самолета никого не осталось. Покинув пустой самолет, Андрей Зеленко увидел, что от огня начала коробиться, пошла гофрой обшивка фюзеляжа. Ил-76 уткнувшись в землю сломанной передней стойкой шасси был окутан клубами пыли и дыма, сквозь которые прорывалось пламя, а во все стороны от горящей машины разбегались по степи призывники. О чем думал в это время командир экипажа:

 — Первая мысль: − Что же я натворил? И что мне теперь за это будет? Плохо, что уволят из армии, но хорошо, что из армии без пенсии не увольняют, А служить-то хочется. И летать еще не надоело. Ладно, живы все - и то нормально...

Через три минуты после эвакуации последнего пассажира военно-транспортный самолет взорвался. Через несколько минут от него остался лишь обгоревший киль, да небольшая кучка дымящихся обломков. И многим видевшим эту картину не верилось, что в охваченном пламенем самолете никто не пострадал.

За подвиг Андрей Зеленко получил звание Героя России


Дмитрий Кулагин и Андрей Зеленко

Комиссия по расследованию ЧП установила, что произошло короткое замыкание в электрической системе самолета. Перегорели силовые кабели, это привело к серии отказов и возникновению пожара. Во всем этом вины экипажа нет. С этим выводом согласились во всех инстанциях. Более того, действия экипажа во всеуслышание назвали подвигом. И отметили по заслугам. Подполковнику Андрею Жанновичу Зеленко присвоено звание Героя Российской Федерации. Золотую Звезду ему вручал в Кремле лично президент страны. Орденами Мужества награждены капитан Сергей Люлин, майор Виктор Перепелицын, майор Олег Медведев, капитан Павел Стацюк, старший прапорщик Сергей Кочетов.

После этого Андрей Зеленко продолжил службу в ВВС РФ, в августе 2003 года был назначен командиром 117-го Берлинского военно-транспортного авиационного полка (место дислокации − город Оренбург). В сентябре 2005 года назначен заместителем командира 12-й военно-транспортной авиационной дивизии (место дислокации − город Тверь). С апреля 2007 года полковник Зеленко — командир 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации РФ в городе Иваново. В 2009 году Герой России ушел в запас.
Затем он работал «Оренбургских авиалиниях» инженером по контролю летной эксплуатации. Был депутатом Оренбургского городского Совета. В 2013 году он возвращается в армию, с 1 апреля он военный комиссар Оренбургской области.  

Контакт с редакцией

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Календарь материалов

Ноябрь
2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
23
24
25
26
27
28
29
30


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


дфм
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел