29 марта 2024 • Пт • 10:16

Связавший части света: история орского моста через Урал

25.01.2019
12737
Мост в начале 80-х. Фото из книги-альбома «Орск», изданной в 1985 году

Сейчас мы уже не представляем себе, как Орск мог обходиться без бетонного моста, связывающего азиатский берег Урала с европейским. Но история его возведения – непростая, и к тому же очень-очень длинная... 

 

Когда-то Орску хватало и лодочной переправы

До революции (и даже до начала 30-х годов прошлого века) практически весь Орск умещался на азиатском берегу Урала, и мост был, по большому счету, не нужен. Деловой центр располагался в нынешнем Старом городе. Основными магистралями считались улицы Большая (сейчас – Советская) и Купеческая (сейчас – Пионерская). Со всех сторон город облепляли слободы: Ташкентская (на месте нынешней Орджоникидзе и далее вверх по течению Урала), Татарская (в районе соборной мечети), Форштадт (где селились в казаки), и так далее.


На этом фото, сделанном в 1909 году на горе Преображенской, видно половину Орска – вплоть до самого Урала. Снимок из фондов ОКМ


На другом берегу, конечно, тоже были поселения: например, Кузнечная слобода (кузницы располагались прямо на берегу; от искр, сыплющихся с наковален, частенько вспыхивали пожары, и такое расположение было очень удобно: вода рядом, тушить легко, да и поблизости жилых домов нет, даже в худшем случае огонь на них не перекинется). На берегу Песчанного озера находились Казачьи выселки, где жили, как нетрудно понять из названия, казаки; совсем далеко от города вырос хутор подполковника Круторожина… Были там и другие небольшие поселения. Но большого количества народа через реку переправлять не приходилось, лодок вполне хватало, поэтому и мост не строили.

 

Временный мост оказался долговременным

Все изменилось в начале 30-х годов. Правительство страны решило превратить уездный, по преимуществу торговый городок в крупный промышленный узел. Требовались большие пространства: строить громадины заводов, поселки для персонала при них… Азиатский берег для этого подходил плохо: его постоянно заливало в период половодья. И было решено осваивать почти нетронутый берег европейский. В голой степи заложили Крекинг (нынешний ОНОС), Никель, Локомотив, ТЭЦ – так называемые «новостройки». Туда из города нужно было возить стройматериалы, людей. И в 1931 году в Самаре, столице Средне-Волжского края, было принято решение: «приступить немедленно к работам по устройству деревянного моста… и закончить эту работу к 1 марта 1932 года».


Протокол исторического решения


Приступили. И даже вовремя закончили. Деревянный мост верой и правдой прослужил Орску почти 30 лет


Строительство деревянного моста, 1932 год. Фото из фондов ОКМ


После войны, с 1949 по 1961 годы, по нему даже трамваи бегали! Правда, не спаренные, как везде в городе, а одиночные вагоны, к тому же только по одной ветке: все же это дерево, а не бетон, запас прочности куда меньше, приходилось осторожничать…


На первом плане – строящийся бетонный мост. А на заднем (на него указывает стрелочка) – деревянный. Фото 50-х годов из книги-фотоальбома «Орск-260»


Располагался деревянный мост примерно там, где сейчас находится Малый, или Нижний, мост через Урал. И был, кстати, тоже невысоким. В половодье его заливало, и городским властям приходилось налаживать паромную переправу. В 1935 году, например, горсоветом был принят такой «прайс»: за переправу пешехода паромщики брали 2 рубля; грузового автомобиля – 24 рубля (да еще сверху по 3 рубля за каждую тонну груза); рыдванки с сеном или соломой – 18 рублей…


Прейскурант 80-летней давности


Но главное неудобство заключалось даже не в том, что мост оказывался непроходимым во время паводка, и приходилось как-то выкручиваться. Хуже то, что каждую весну его приходилось усердно ремонтировать: льдины и несущийся течением мусор наносили большие повреждения, и все это недешево обходилось городской казне. В общем, было очевидно: городу необходим высокий, круглогодичный, прочный мост!

 

За разрешением на строительство – к преемнику Сталина

Летом 1953 года орское начальство – заместитель председателя горисполкома и секретарь горкома КПСС – отправили в Москву письмо. Адресовано оно было самому Георгию Маленкову, который после смерти Сталина занял пост председателя Совета Министров СССР.

 — Орск разделен рекой Урал на две части. В правобережной размещены основные промышленные предприятия с населением до 90 тысяч человек, на левобережной – мясоконсервный комбинат… и крупный железнодорожный узел, проживает свыше 60 тысяч человек. В этой же части находится единственный в городе рынок. Связь между обеими сторонами осуществляется через временный деревянный мост, - писали они.

Впрочем, временный-то временный, а загружен этот мост был серьезно: в том же письме сообщается, что за 10 часов по нему в обе стороны перемещается до 2500 автомашин, до 1000 мотоциклов, до 1200 конных подвод и до 38 тысяч человек!


Документ, отправленный всемогущему Маленкову


Местные чиновники пожаловались на то, что по весне им постоянно приходится сталкиваться с большими проблемами:

 — Ввиду бурного течения, сильных ветров и большого скопления людей на переправе, почти ежегодно имеют место несчастные случаи с лодками и паромами, в двух случаях имели место человеческие жертвы… На восстановление моста и организацию переправ ежегодно затрачивается свыше 300 тысяч рублей.

Далее сообщается, что проект строительства постоянного моста был создан еще в 1939 году. Понятно, почему строительство сорвалось: вскоре началась война. Однако война же заставила снова вернуться к этому вопросу: тыловой Орск обрел еще более важное значение для страны, и в 1943 году Минкомхоз разработал новый проект – но и он остался лежать на полке, нашлись более важные проблемы, требовавшие государственных денег. Но вот, наконец, война позади, народное хозяйство восстанавливается (и не в последнюю очередь усилиями орских тружеников!), может быть, пора снова вернуться к этому вопросу?

В Москве идея была одобрена. В 1954 году проектировщики взялись за работу.

 

Обещанного ждали… 7 лет!

В мае 1956 года в газете «Орский рабочий» был опубликован репортаж «Будни строителей моста».

 — На левом берегу Урала, метров на двести ниже моста (имеется в виду старый, деревянный – прим. Урал56.Ру), высится мощный копер для забивки железобетонных свай… Реку еще сковывал лед, когда строители, прорубив его, забили первый шпунт… В начале июня строители приступят к установке 32 свай под одну опору. Примерно 400 кубометров бетона – таков объем предстоящих работ!

Но, увы, строительство велось не так быстро, как хотелось бы жителям города: финансирование из центра постоянно прижимали. 


Газета 1956 года


2 года спустя из Урала уже торчали внушительного вида опоры, но дальше дело не продвигалось, и орский трамвайчик по-прежнему бегал по старому деревянному мосту… 


Фото из «Орского рабочего» за 1958 год


Народ, очевидно, был этим недоволен. С помощью местной печати людей пытались успокоить: публиковали объяснения, почему работы затягиваются, вперемешку с обещаниями, что теперь-то работа закипела, и это будет всем мостам мост!

 — …В процессе строительства моста встретились некоторые трудности, которые не всегда умело преодолевались строителями. Это привело к необходимости частичного изменения проекта. Строителям предстоит закончить устройство нескольких опор, расчистку и укрепление русла… изготовление и монтаж пролетных строений.

Но и после этого работы велись не слишком энергично – растянулись они еще на 3 года.

 

По новому мосту из Европы в Азию

Наконец, 7 ноября 1961 года настал великий день. Не в том смысле, что праздновалась 44-летняя годовщина Великого Октября, а для Орска великий – было запущено движение по новому мосту! 


Орчане с берега любуются на трамваи, бегущие по новому мосту. Фото из «Орского рабочего» за ноябрь 1961 года


Первые пассажиры с ветерком прокатились из Европы в Азию. Вот как это описывалось в «Орском рабочем»:

 — Прогромыхав на стрелках, вагон свернул с основной магистрали на новую колею… Из окон вагона открылся прекрасный вид на пойму Урала, на квадраты коллективных садов, примыкающих вплотную к дороге. Вот и новый железобетонный мост… Где-то внизу виднеется старая переправа, которая каждую весну доставляла немало огорчений трудящимся города. Одна за другой мелькают остановки – колхозный рынок, улица 9 Января, Рабоче-Крестьянская… Новый мост навсегда связал оба района города – правобережье и левобережье!




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, МАУК «Централизованная библиотечная система Орска» и директора Валерию Карижскую, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
25.01.2019 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел