Чем жил Орск в январе 1935 года? Уникальные документы публикуются впервые

05.01.2018
12142

Строительство орских трехэтажек, 1935 год



Урал56.Ру продолжает публикацию документов Орского горсовета, хранящихся в городском архиве. Сегодня мы заглянем в папку, в которой подшиты постановления, вынесенные в январе 1935 года. Напечатаны (а то и написаны от руки) они на грубой оберточной бумаге, иногда – и вовсе на обратной стороне афиш и плакатов. Видно, таким образом чиновники пытались экономить…

 

   

Папка с официальными документами выглядит красочно


Итак, 1935 год. Орск превращается в крупный промышленный центр. Мясокомбинат, строительство которого было начато в 1931, выпускает первую продукцию. Завершается строительство крекингзавода – нынешнего ОНОСа. Растет в голой степи, далеко от города, сверхсовременная по тем временам Орская ТЭЦ. Тут и там закладываются заводы, фабрики, жилые кварталы… А горсовет решает насущные вопросы.  

 

 Торговля хлебом и налог на деревья


Разумеется, самым горячим в те тяжелые годы был вопрос продовольственный. Люди жаловались на то, что хлеба им не купить, магазины вечно закрыты… Поэтому 7 января 1935 года, в день Рождества, которое, впрочем, тогда и не думали отмечать, Совет издал постановление.

   

 — Торговые точки печеным хлебом должны начинать торговлю не позднее чем за полтора часа до начала работы и закрывать торговлю не раньше чем через два часа после окончания работы на предприятиях, в учреждения и организациях. Торговые точки мукой и крупой должны открываться в установленные дни: мукой – 5 и 20 числа, крупой – 10 и 25 числа каждого месяца. Открываться не позднее 7 часов утра и закрываться в 12 часов ночи.

Постановление №10 от 7 января 1935 года

А неделю спустя возник еще вопрос: какой налог на плодовые деревья следует платить льготникам? Дело в том, что в СССР тех времен взималась плата с тех, кто выращивал на своих участках яблоки и прочие фрукты. И налог был немал, крепко бил по кошельку малоимущих… Посовещавшись, члены Совета постановили: красным партизанам предоставить 50% скидку, пенсионерам, которые получают пенсию менее 50 рублей, такую же, инвалидам – 25%, а семьям красноармейцев – 20%. 

 

 

Красные партизаны могли сэкономить

 

В Орск прибыл могучий большевик… Здесь он и сгинул

 

Обсуждалось в январе 1935-го и событие, которое не могло не взбудоражить орских чиновников. В наш город вот-вот должен был приехать сам тов. Франкфурт с аппаратом!  Тов. Франкфурт – это Сергей Миронович Франкфурт. Большевик громадного масштаба, член партии с 1904 года, дореволюционный подпольщик и эмигрант, а после революции – комиссар по выполнению условий Брестского мира и строитель грандиозного Кузнецкого меткомбината. В общем, чиновник такого ранга, что, когда местные чиновники смотрели на него снизу вверх, у них отчаянно кружились головы. 

 

 

Высокий гость приехал на Урал... И уже не выбрался с него


В Орск Франкфурт прибыл в сопровождении «аппарата» - сотни специалистов Наркомтяжпрома. Миссия этих людей на нашей земле была колоссальна: они заложили Орско-Халиловский меткомбинат.

 


Разместить в небольшом городке сотню столичных специалистов - серьезная задача

 

Сергею Мироновичу с коллегами требовалось найти жилье в Орске. Вот горсовет и постановил: предоставить высоким гостям здания милиции, окружкома, финансового отдела и горкома ВКП(б). И оговорочка: остальные здания выделять по мере необходимости. В общем, ни в чем большому человеку (и прилепившимся к нему маленьким людям) не отказывать!

 

Это было решено 11 января. А уже 13 – скандал. Директор треста хлебопечения тов. Калинин (на местном-то уровне главный хлебопек - величина немалая, но где уж ему до Франкфурта!) проигнорировал ранее вынесенное постановление и покидать свое помещение отказался. Что ж, не уложился в два дня – так изволь выполнить требование в пару часов. Новое постановление: объявить Калинину выговор, и, если не освободит помещение к 4 часам дня, выдворить его оттуда силами милиции!

 

    

Времени на размышления давалось не много


Да, суровые были времена. И сроки жесткие: сейчас, чтобы передать здание, да переехать самим, да бумажки перевезти, надо несколько месяцев. А тогда – к 4 часам, и никаких гвоздей!


Ну, а Франкфурт прожил в наших краях недолго. 23 декабря 1936 года по его душу пришли люди в голубых фуражках, а 20 сентября 1937 он был расстрелян в оренбургской тюрьме за контрреволюционную деятельность. Бывало и такое: вроде видный большевик, а вдруг оказался врагом народа…


Депутаты вступились за трактористов

 

Рассматривался в январе 1935 конфликт, возникший между трактористами Кумакской МТС (это машинно-тракторная станция, а не оператор сотовой связи) и местными колхозами. Дело в том, что колхозники использовали трактора для обработки своих земель, а платить за это не спешили (или, как сказано в постановлении, «злостно перечисления задерживали»). В итоге трактористы недополучили зарплату, а дать пролетариев в обиду власть никак не могла.

 

Кто пролетария обидит - тот получит строгий выговор... В лучшем случае  


Поэтому председателям колхозов «Красная Пресня», «Красный Труд», «Путь к социализму» и «Память Ильича» был объявлен строгий выговор. Председателей колхозов «9 января», «Красный Восток», «Победа», «Красный Флот» и «Джанатан», которые тоже задолжали МТС, но куда меньшие суммы, просто «предупредили о суровой ответственности».

 


Так в 1935 году выглядел поселок Форштадт

 

Образовавшуюся задолженность было предложено погасить в недельный срок, а прокурору тов. Присяжному проверить исполнение этой рекомендации и, если кто замешкается, привлечь виновного к уголовной ответственности.

 

Уголовно-преступный элемент, беглое кулачество и беспризорники

 

В середине 30-х Орск, в котором начали строиться крупные предприятия, стал активно наступать на европейский берег Урала. Сразу несколько рабочих поселков появились на значительном отдалении от центра (которым была тогда улица Советская): Крекингстрой (возле нынешнего ОНОСа), ТЭЦ (возле нынешней ТЭЦ-1), Локомотивстрой (там должен был появиться локомотивный завод, но к концу 30-х с этой идеей пришлось распрощаться: уж очень далеко находились крупные металлургические предприятия, ОХМК-то еще не существовало, а без металла какие могут быть паровозы). 

  

Железная дорога возле Орска, середина 30-х


В общем, значительная часть орчан стала жить далеко от собственно Орска.

    

 — Орское городское отделение Р.К. Милиции находится от новостроек Локомотивстроя, Крекингстроя и ТЭЦ в расстоянии 5-7 клм. По вопросам получения паспортов, прописки… приходится обращаться в Орск, что отрывает рабочих и служащих от их непосредственной работы и отнимает большое количество рабочего времени.

Постановление №21 от 19 января 1935 года

Очевидно, в те времена аргумент «людям неудобно» не считался весомым. Не сахарные, не растают… А вот «отнимает большое количество рабочего времени» - это серьезно, тут налицо проблема, надо как-то решать.

     

 — Кроме того, наряду с прибыванием на новостройки честных, преданных Сов. власти рабочих, проникает и уголовно-преступный элемент, и беглое кулачество для совершения тех или других преступлений.

Постановление №21 от 19 января 1935 года

В итоге горсовет решил обратиться в область с просьбой разрешить основать в новостройках новое отделение милиции…

 

А еще в той же папке оказался подшит рукописный листок. В нем речь шла о создании комиссии по делам несовершеннолетних. 



Почему-то это постановление даже не набрали на машинке


Укомплектован этот орган был 7 людьми: инспектором городского отдела народного образования, врачом, судьей, представителем комсомола и так далее. Цель – «проведение борьбы с беспризорностью, в первую очередь путем осуществления мер медикопедагогического характера».

 

Никакой самодеятельности!

    

Ну, и, наконец, немало в январе 1935-го было разобрано личных жалоб орчан (и жалоб разных органов на орчан). 


Например, гр-н Х. пожаловался на то, что его исключили из артели инвалидов «Победа». Обосновали это тем, что он, как самый непотребный единоличник, торговал в городе мясом. Горсовет вник в ситуацию и постановил: Х. является инвалидом империалистической (то есть Первой мировой) войны, и бесплатный патент на торговлю мясом был выдан ему в качестве пенсии. Выходит, погорячились его товарищи, ни за что обидели человека… Предложить им пересмотреть решение!

 


    Площадь Старого города, 1935 год


А вот орчанку К. решили сурово наказать за то, что она палила на своем дворе свиную тушу (тут был использован замечательный бюрократический оборот: «за опалку свиной туши, проживающей на Локомотивстрое дом 35»). Решила зарезать хрюшку – обратись в Заготскот. А раз уж нарушила установленный порядок – плати штраф 50 рублей!

 

    Поливка орских улиц водой, середина 30-х годов


Наказаны были – на этот раз по заявлению ЗАГСа – гражданин У. и гражданка Х. Первый провинился тем, что не сообщил в трехдневный срок о смерти матери, а вторая – не зарегистрировала в течение месяца родившегося сына. Каждый из них поплатился за свой проступок – горсовет постановил оштрафовать их на 10 и 20 рублей соответственно.

 

На этом экскурсию в январь 1935 года мы закончим. Но ровно через неделю вернемся к теме и узнаем, чем Орск жил в другую, тоже далекую от нас эпоху: во время Великой Отечественной войны




Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Ларису Кожухову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
05.01.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел