В какие предприятия Оренбургской области вкладывает деньги Внешэкономбанк? Часть 3

12.10.2017
11089

Предприятие находится в степи недалеко от аэропорта Орск

Часть 1. ТПК «Орские заводы»

Часть 2. ООО «Орский вагонный завод»

ЗАО «Орский бекон» — еще одно предприятие Оренбургской области, в которое вложены средства госкорпорации «Внешэкономбанк». Ранее мы рассказывали вам об ООО «ТПК «Орские заводы» и ООО «Орский вагонный завод»

Краткое содержание

Согласно данным из открытых источников, учредителем ЗАО «Орский бекон» является компания, зарегистрированная на Кипре. Сегодня оно признано банкротом и должно своим кредиторам свыше 3 миллиардов рублей. Тем не менее, ВЭБ принял неожиданное решение: вложить в него еще миллиард.

Директор «Орского бекона» уверяет, что предприятие, хоть и признано несостоятельным, работает со стабильной прибылью, а новые вливания позволят увеличить эту прибыль в разы и рассчитаться со всеми долгами. На тот самый миллиард планируется не только удвоить объемы производства мяса, но и построить собственный элеватор с комбикормовым заводом, а также забойный цех. 

Подробности — ниже, в эксклюзивном интервью, данном специально для Урал56.Ру. 

Предыстория

Чтобы разобраться в том, какие именно проекты реализуются ВЭБом на территории Оренбургской области и какие средства госкорпорации вложены в них, мы обратились в пресс-службу банка. Ответ оказался лаконичным и не слишком содержательным. 

— При участии Внешэкономбанка на территории Оренбургской области реализуются 7 проектов, общая стоимость которых составляет 27,8 миллиардов рублей, где объем участия ВЭБа – свыше 19 миллиардов рублей. Более детальная информация – в том числе конкретный перечень проектов – раскрытию не подлежит, – заявили нам в пресс-службе. 

Не удовлетворившись этим ответом, мы решили самостоятельно поискать в открытых источниках информацию о вложениях госкорпорации в экономику региона, а также о том, как сложилась дальнейшая судьба опекаемых ею предприятий. 

ТПК «Орские заводы» находится в далеко не самом лучшем положении. У него возникли серьезные трудности со сбытом продукции. Сейчас вырабатывается новая стратегия развития компании, ведутся переговоры с ВЭБом. 

ООО «Орский вагонный завод» признан банкротом и, вероятно, в ближайшее время его имущество будет выставлено на торги. Коллектив в почти полном составе перешел на работу к арендатору. 

ЗАО «Орский бекон»: подробности


История этого предприятия неразрывно связана с историей другого, гораздо более крупного – Орского мясокомбината. Изначально «Орский бекон» задумывался как одно из подразделений легендарного советского гиганта. 

Дело в том, что мясокомбинат в 2004 году болезненно переживал нехватку сырья, из-за этого даже на 2 месяца приостанавливалось производство. В 2006 году было заявлено: «Мясная индустриальная компания», в структуру которой входил ОМК, будет возводить в Орске свиноводческий комплекс на 100 тысяч голов, на который потребуется 2,3 миллиарда рублей.

Запустить в работу первую очередь (50 тысяч голов в год) планировалось уже к концу 2008 года. Тогда же сообщалось: льготный кредит на 8 лет в рамках нацпроекта «Развитие АПК» выдаст «Россельхозбанк», 2/3 ставки будут субсидированы из федерального бюджета, 1/3 – из областного. 

Но на деле первый колышек был вбит в орскую землю только в августе 2008 года, а реальное строительство началось еще год спустя. Стоимость проекта к этому времени возросла до 2,5 миллиардов рублей. В составе инвесторов тоже произошли изменения: именно на этом этапе основную часть расходов взял на себя ВЭБ
 

Изначально предприятие называлось ООО «Уральский бекон». Такая компания и сейчас формально существует, причем находится, согласно документам, по тому же адресу, что и «Орский бекон», и сам мясокомбинат - в строении 41 по 1-му Домбаровскому переулку.

«Уральский бекон» был зарегистрирован в налоговой инспекции России 15 декабря 2010 года, учредитель – Компания с ограниченной ответственностью «Клорендиа Холдингс ЛТД», зарегистрированная на Кипре, в оффшорной зоне. Но тогда на такие мелочи никто не обращал внимания: название почти нигде не мелькало, считалось, что свинокомплекс – это, по сути, один из цехов ОМК. Во всяком случае, журналистам о ходе строительства охотно рассказывал гендиректор мясокомбината Алексей Косачев

В мае 2011 года на комплекс завезли первых животных. Отбирать свиней особо ценных пород за границу отправилась целая делегация: десяток специалистов Орского мясокомбината и главный санитарный врач Орска Кадергали Муртазин. Они приобрели в Дании 180 поросят элитных пород «Дюрок» и «Ландрас» в возрасте от 4 до 8 месяцев. Каждое животное обошлось примерно в 25 тысяч рублей

21 сентября 2012 года в налоговой инспекции было зарегистрировано ЗАО «Орский бекон». Адрес на 1-м Домбаровском переулке оказался тот же, а вот учредителем выступила другая, но опять-таки кипрская компания – «Воркело Менеджмент ЛТД»

В июне 2012 года на официальном сайте администрации Орска гендиректор ЗАО «Орский мясокомбинат» (уже Юрий Еремин) сообщил:

— Первая партия датских свиней поступила на промышленную переработку в убойный цех мясокомбината… К декабрю 2012 года планируем выйти на полную производственную мощность, это 4 200 голов ежемесячно. Активно идут работы по строительству второй очереди свинокомплекса еще на 50 тысяч голов свиней. Готовность объекта на сегодняшний день составляет 60 процентов…

Но со второй очередью как-то не задалось. Да и с первой все пошло не особенно гладко. В мае 2014 в Арбитражном суде Оренбургской области было принято заявление о банкротстве советского гиганта, и на предприятии была введена процедура наблюдения. В ноябре того же года комбинат был признан банкротом

«Орский бекон» не сильно отстал от своего прародителя и в октябре 2014 года тоже попал «на скамью подсудимых». Арбитражный суд Оренбургской области определил ввести на предприятии процедуру наблюдения. Оказалось, что в числе наиболее крупных кредиторов числятся ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк». Суммарный долг предприятия на тот момент составлял 3 миллиарда 97 миллионов рублей, почти 200 миллионов из них – пеня по просрочке платежей и прочие финансовые санкции. 

5 июня 2015 года тот же суд ввел на «Орском беконе» внешнее управление сроком 18 месяцев. Сбербанк требовал пропустить «нецелесообразный» этап внешнего управления и сразу перейти к конкурсному производству – проще говоря, приступить к распродаже имущества должника. Но суд решил дать предприятию еще шанс и позволил ему восстановить платежеспособность. Не вышло. 

В декабре 2016 года, когда истекли отведенные полтора года, внешний управляющий обратился в суд с исковым заявлением, попросив признать «Орский бекон» банкротом и начать-таки конкурсное производство. Это заявление было судом удовлетворено. 

— Исходя из отчета об определении рыночной стоимости движимого и недвижимого имущества, принадлежащего ЗАО «Орский бекон», стоимость указанного имущества значительно меньше размера обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов. 
 
Выдержка из решения Арбитражного суда Оренбургской области от 7 декабря 2016 года


Поэтому как минимум странным показалось орчанам недавнее решение ВЭБа выделить предприятию-банкроту еще миллиард рублей на расширение производства. В августе 2017 года «Орский бекон» посетил председатель госкорпорации Сергей Горьков. Он объявил, что строительство второй очереди свинокомплекса будет продолжено, чтобы производство свинины увеличилось с 7 до 14 тысяч тонн в год

Здесь возникает закономерный вопрос: если сейчас предприятие увязло в долгах, как удвоение производства позволит из этих долгов (к тому же увеличившихся сразу на миллиард рублей!) выкарабкаться? 

Этот вопрос мы адресовали исполнительному директору «Орского бекона». Он согласился дать порталу Урал56.Ру эксклюзивное интервью. 

Точка зрения директора

Виктор Петрунин: — «Орский бекон» юридически считается банкротом, но на самом деле работает с хорошей рентабельностью. Мы входим в пятерку самых эффективных предприятий национального союза свиноводов. 

Урал56.Ру: — Как же получилось, что суд признал его банкротом?

Виктор Петрунин: — Были допущены ошибки в самом начале. Нужно было, получив деньги от банка, сразу начинать работу, чтобы как можно скорей получить первую прибыль. А мясокомбинат, грубо говоря, получил кредитный портфель и распечатал его, даже не приступая к строительству. А проценты уже «побежали»! Потом мы по решению собственников отделились от комбината, но при этом процессе пришлось принять и часть его долговых обязательств – вышло около 500 миллионов. К тому же мы, как дочернее предприятие, выступали поручителями по его кредитам в «Сбербанке» и «Россельхозбанке», и они тоже легли на нас… В общем, когда свинокомплекс только начал работать, у нас уже было 1,9 миллиарда долга только перед ВЭБом, плюс остальные, чужие, кредиты, плюс пени и так далее. 

Урал56.Ру: — Сейчас комплекс работает на максимуме?

Виктор Петрунин: — Показатели даже выше максимальных. По проекту, в год на убой должно выпускаться 50 тысяч голов товарного скота, или 5600 тонн мяса. Мы в 2016 году выпустили 58 тысяч голов, 7300 тонн мяса. Могу сказать: производство с момента запуска не останавливалось ни на день, зарплата коллективу выплачивается день в день. Вы же знаете, что 5 лет у нас была засуха, неурожай, зерно стоило очень дорого. Многие аналогичные комплексы в регионе позакрывались. А мы каждый год работали с прибылью! Повторяю: предприятие сейчас эффективно. Но может быть в разы эффективней! У нас есть конкретные идеи, как повысить рентабельность. 

Виктор Петрунин на стройплощадке второй очереди комплекса

Урал56.Ру: — Видимо, это и легло в основу бизнес-плана, под который ВЭБ согласился выделить еще миллиард? 

Виктор Петрунин: — Да. Во-первых, мы планируем достроить вторую очередь комплекса. Здания уже возведены на 60%, поэтому, если будет хороший подрядчик, на это уйдет месяца 3-4. Инфраструктура уже готова – когда строили 1 очередь, протянули воду за 13 километров, свет за 7 километров и так далее. В общем, на завершение строительства нам нужно где-то 350 миллионов. Тогда мы сможем выпускать по 14 тысяч тонн свинины в год. 

Урал56.Ру: — А остальные деньги на что должны пойти?

Виктор Петрунин: — Еще нам нужно построить свой элеватор и комбикормовый завод – это около 400 миллионов. Тогда мы сможем скупать ячмень сразу после уборки урожая, пока он дешевый, и хранить его у себя. И комбикорм будем делать сами, а не возить его из Екатеринбурга, как сейчас. Это только на транспортных расходах даст экономию около 70 миллионов в год! Еще 200 миллионов нужно для строительства и оснащения своей бойни. Тогда мы сможем продавать не живых свиней, а разделанное мясо. Цена, сами понимаете, будет совсем уже другой. То есть, если осуществим все эти мероприятия, расходы существенно снизятся, а выручка вырастет. Плюс увеличится валовое производство. Я уверен, что таким образом мы сможем рассчитаться со всеми долгами. Рад, что руководство ВЭБа считает так же. Кстати, и городу это выгодно: будут созданы новые рабочие места. 

Урал56.Ру: —Но как инвестировать в предприятие-банкрот? Это же юридически невозможно?

Виктор Петрунин: — Думаю, будет создано новое предприятие, и этот кредит получит уже оно. Это нормальная практика финансового оздоровления: создается акционерное общество, его акции продаются, а средства от продажи идут на погашение долговых обязательств. В итоге кредиторы получают свои деньги, а новые собственники – работающее предприятие и ту прибыль, которую оно станет приносить. А прибыль будет, я в этом уверен. 
 

Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
12.10.2017 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел