В какие предприятия Оренбургской области вкладывает деньги Внешэкономбанк? Часть 2

03.10.2017
9112

Юрий Берг и Сергей Горьков посещают ОВЗ. Январь 2017 г.


Урал56.Ру продолжает рассказывать о предприятиях Оренбургской области, в которые вложены средства госкорпорации «Внешэкономбанк». Сегодняшний материал посвящен ООО «Орский вагонный завод». Оно признано банкротом и, вероятно, в ближайшее время его имущество будет выставлено на торги. Коллектив в почти полном составе перешел на работу к арендатору – совсем недавно созданному предприятию, которое также занимается производством и ремонтом железнодорожных вагонов. Подробности – ниже. 

Краткое описание вопроса

Чтобы разобраться в том, какие именно проекты реализуются ВЭБом на территории Оренбургской области и какие средства госкорпорации вложены в них, мы обратились в пресс-службу банка. Ответ оказался лаконичным и не слишком содержательным.

— При участии Внешэкономбанка на территории Оренбургской области реализуются 7 проектов, общая стоимость которых составляет 27,8 миллиардов рублей, где объем участия ВЭБа – свыше 19 миллиардов рублей. Более детальная информация – в том числе конкретный перечень проектов – раскрытию не подлежит, – заявили нам в пресс-службе. 

Не удовлетворившись этим ответом, мы решили самостоятельно поискать в открытых источниках информацию о вложениях госкорпорации в экономику региона, а также о том, как сложилась дальнейшая судьба опекаемых ею предприятий.

В прошлый раз мы рассказали о первом из них – ООО «ТПК «Орские заводы». Сегодня настала очередь ООО «Орский вагонный завод».

Орский вагонный завод

Это предприятие было построено в 2005 году, оно расположилось на базе бывшего завода цветных металлов, но производство было организовано «с нуля». Финансирование изначально осуществлялось ВЭБом.

В 2014 году стало известно, что завод накопил 5,3 миллиардов рублей долга, причем 4,6 из них приходилось именно на долю основного инвестора – Внешэкономбанка. Тем не менее, светлое будущее предприятия не вызывало сомнений у руководства города. 

— Это произошло только по одной простой причине: за последнее время там сменились три собственника и каждый из них накопил долги. А предприятие действительно уникальное. Оно новое.
Виктор Франц, в 2015 году глава Орска

В январе 2017 года завод посетили председатель ВЭБа Сергей Горьков и губернатор Оренбуржья Юрий Берг. Они прошлись по цехам (в которых оказалось совсем немного людей, так как производство уже было довольно сильно ужато), пообщались с руководством. Не называя конкретных цифр, они заверили журналистов, что ситуация контролируемая

На территории завода. Январь 2017 г.

Однако уже в конце апреля 2017 года Арбитражный суд Оренбургской области признал предприятие банкротом. Тем не менее, уверяли официальные лица, завод будет работать. В июне его снова посетил губернатор и заявил, что за будущее предприятия можно быть спокойными: его руководство при помощи ВЭБа вело активный поиск стратегических партнеров. Губернатор не исключал, что им может стать «ВЭБ-Лизинг», компания из структуры банка, которая занимается в том числе и железнодорожным транспортом и пользуется 100 тысячами вагонов, которые, разумеется, нужно ремонтировать.

Цех вагонного завода


Однако в конце лета работникам завода раздали уведомления о предстоящем сокращении. Поднялась паника. 1 сентября директор по персоналу Андрей Дегтярев сделал официальное заявление: люди не окажутся на улице, предприятие сдаст свои площади в аренду некоему крупному холдингу, и все желающие будут трудоустроены на него.

И, действительно, вскоре на ОВЗ заехал новый арендатор – ООО «ВТК Орск». Эта организация была зарегистрирована в Федеральной налоговой службе лишь 9 сентября нынешнего года, спустя 8 дней после того, как был выпущен пресс-релиз, о котором говорилось выше. Однако ее единственный учредитель - ООО «Вертолетная транспортная компания» - существует с 2006 года. А в этой компании 66,67% доли принадлежит уже упоминавшемуся губернатором «ВЭБ-Лизингу». Проще говоря, вновь созданное предприятие «ВТК Орск» тоже имеет непосредственное отношение к Внешэкономбанку

Холдинг, действительно, очень крупный. На официальном сайте компании сообщается:

— «ВЭБ-лизинг» поставляет клиентам весь спектр тягового и подвижного железнодорожного транспорта российского и зарубежного производства, а также оборудование и технику для железнодорожной инфраструктуры. Ключевыми клиентами АО «ВЭБ-лизинг» в данном сегменте лизинга являются: ОАО «РЖД», ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «СГ-транс», ООО «Аэроэкспресс» и другие компании.

Проходная вагонного завода


Итак, работа для коллектива завода была найдена. Но не все согласились переходить к новому работодателю. В конце сентября сообщалось, что 321 человек согласился на предложенные условия, а 135 предпочли уволиться. В результате на предприятии образовалась даже нехватка персонала – около 70 вакансий остались незакрытыми.

 — В настоящее время процесс перевода коллектива уже завершен, но вакансии на «ВТК Орск» еще имеются. К сожалению, пока не все уволившиеся сотрудники получили расчет. Он производится по мере поступления средств, – сообщил Андрей Дегтярев, директор по персоналу «Орского вагонного завода».

Мы попытались созвониться с руководством «ВТК Орск», чтобы узнать, как сегодня работает завод, обеспечен ли он заказами. Однако в приемной нам сказали, что гендиректор (согласно данным налоговой службы, эту должность занимает некий Александр Ребров) находится в Москве, и в Орске он пока не появлялся. Мы попросили дать его номер телефона или адрес электронной почты – для современных технологий расстояние не преграда... Однако были удивлены: как связаться с руководителем, подчиненные не знают

Сам ОВЗ, вероятно, повторит судьбу Орского завода холодильников. Сейчас предприятие находится в процессе ликвидации. Но что же будет с долгами, накопленными за годы убыточной работы? Этот вопрос мы задали конкурсному управляющему, которого отыскали опять-таки в Москве. 

— Восстановление платежеспособности Орского вагонного завода уже невозможно. Этот вариант отрабатывался в ходе внешнего управления, но при таком объеме долга и такой ликвидности рынка успеха ожидать не стоит. В настоящий момент только задолженность по НДФЛ, страховым взносам в Пенсионный фонд и другим обязательным платежам превышает 100 миллионов рублей, на средства, полученные от аренды, погасить ее не удастся. Поэтому остаются два варианта. Первый: имущество должника, то есть недвижимость, оборудование и так далее, будет выставлено на открытые торги, и его смогут выкупить все желающие, в том числе  нынешний арендатор. Второй: кредиторы решат произвести замещение активов, то есть создать новое акционерное общество, передать все имущество завода ему, а акции опять-таки выставить на открытые торги. В обоих случаях вырученные деньги пойдут на оплату долговых обязательств. Думаю, этот вопрос, то есть какой путь выбрать, будет решен в конце нынешнего или начале следующего года. 

Алексей Андреев, конкурсный управляющий ОВЗ



В ближайшее время мы расскажем о следующем предприятии, связанном с ВЭБом. Следите за новостями на Урал56.Ру.



Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
03.10.2017 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел