Как устроен маршрутный бизнес в Орске?

30.11.2016
16887

Волна возмущения орчан по поводу повышения цены в маршрутных ГАЗелях Орска все еще не утихла. И в городской администрации, и на встречах личного характера корреспондентам много раз разъясняли причины произошедшего. Однако корреспонденты решили побеседовать с бывшим водителем пассажирской ГАЗели, который ответил на абсолютно все вопросы, касающиеся маршрутных перевозок. Как есть. Без прикрас.

Как попасть в маршрутный бизнес?

Корреспондент Урал56.Ру: — Что нужно сделать для того, чтобы попасть в бизнес маршрутных перевозок в Орске?

Экс-водитель: — Допустим, я купил ГАЗель и хочу работать на маршруте, я приезжаю к старшему по маршруту и говорю: «Я такой-то такой-то, я купил ГАЗель и хочу работать на вашем маршруте». Старший говорит, что место на маршруте стоит определенных денег (на некоторых цена может достигать 30 тыс. руб., но может не стоить ничего). Ты ему платишь деньги, если это нужно. Должна обязательно быть лицензия. Ты должен быть либо индивидуальным предпринимателем, либо должен «под чью-то лицензию встать» к индивидуальному предпринимателю. За то, что ты встаешь под его лицензию, и он несет за тебя ответственность, ты ему каждый месяц платишь примерно 2 500 тысячи (деньги за лицензию). В мое время было так. Если ты сам ИП, то эти деньги ты не отдаешь, но по закону платишь другие отчисления. Скажу, что ремонт обходится очень дорого, запчасти стоят просто бешеных денег.

Представители ООО «Орскавтотранс» прокомментировали информацию, касающуюся платы за то, чтобы попасть на маршрут:

 — Пусть скажут, на каком маршруте это есть. Мы готовы сами заплатить любому, кто придет в этот бизнес. Не верьте этим слухам.

Что нужно водителю ГАЗели?

Корреспондент Урал56.Ру: — Хорошо. Ты пришел к старшему. Решили, ИП или не ИП, деньги отдал, лицензию ты либо сам в администрации получаешь, либо под чью-то другую встаешь. Оформляешь машину как нужно...

Экс-водитель: — Да. Чтобы у тебя были номера маршрутов, табличка светилась, было два огнетушителя, резина и все остальное. Чтобы у тебя вся информация в салоне была, то есть маршрут прописанный, кому звонить, что к чему... И после этого ты отдаешь машину водителю или выезжаешь сам.

Корреспондент Урал56.Ру: — Откуда ты должен выезжать?

Экс-водитель: — С места, где начинается маршрут. Другими словами, с отстоя. Ты вышел утром, завел машину. Сначала ты едешь к медику, проходишь  медосвидетельствование, тебе ставят на путевке штамп.


Маршрутные ГАЗели в Орске, ноябрь 2016 года

Кому отдает деньги водитель маршрутной ГАЗели?

Корреспондент Урал56.Ру: — Каким образом медик получает деньги от водителей?

Экс-водитель: — Водитель платит медику 35 рублей. То есть ты приехал с утра, дыхнул в трубочку, она тебе штамп поставила, ты вышел, сел в машину и поехал на отстой. На отстой приехал, встал в очередь как положено. Сидит диспетчер, у него есть секундомер, он определяет, с каким интервалом движутся водители.

Корреспондент Урал56.Ру: — А где конкретно диспетчер находится?

Экс-водитель: — На отстое в специальном небольшом помещении. Когда ты приехал на отстой, ты зашел к диспетчеру. Он, в принципе, является выпускающим механиком. Он утром проверяет автомобиль на наличие неисправностей. Ты ему платишь деньги (около 80 рублей), он тебе подписывает путевку, с которой ты выезжаешь на маршрут. Ты заплатил, встал в очередь. Диспетчер, допустим, говорит, что следующая машина должна выезжать через 4 минуты. Ты отбиваешь секундомер и поехал.

Корреспондент Урал56.Ру: — То есть в каждой машине стоит секундомер?

Экс-водитель: — Конечно. У каждого маршрута есть свое время. Круг занимает, в зависимости от маршрута, 1 час 20 минут. Вот это время разбивается на каждую остановку. То есть ты выехал, на следующей остановке должен быть через 3 минуты, на следующей через 5 минут и так далее.

Корреспондент Урал56.Ру: — А если ты едешь быстрее?

Экс-водитель: — Все водители маршрутных ГАЗелей всегда едут на две минуты «в плюсе». Но есть такие, которые едут наоборот. И из-за этого происходят конфликты.


Маршрутные ГАЗели в Орске, ноябрь 2016 года

Можно ли не платить «старшим»?

Корреспондент Урал56.Ру: — А если я хочу просто встать на маршрут, но не платить старшему по маршруту?

Экс-водитель: — Тебе этого сделать просто не дадут. В случае чего могут и колеса порезать.

Представители ООО «Орскавтотранс» прокомментировали информацию, касающуюся платы старшим по маршруту:

 — Старшему по маршруту никто не платит. Кроме тех денег, которые оговорены в рамках договорных отношений за организацию работы на этом маршруте. Никогда никто к таким «дедовским» способам не прибегал. Да, бесплатно никто не работает. Есть лицензионные требования, которые лицензиат выполняет в части выплат в отношении выпуска и всего остального, есть хозяйственные нужды, есть содержание. На разном маршруте это по-разному. Есть общемаршрутные расходы, которые, безусловно, надо оплачивать. Они все оговорены, они всем известны, это все входит в комплекс на некоторых маршрутах.

Как проверяют состояние ГАЗелей?

Корреспондент Урал56.Ру: — А на самом ли деле проверяет диспетчер состояние машины?

Экс-водитель: — Не досконально. Вышел, посмотрел: «У тебя резина лысая, поменяй». Однако если позже выявят нарушения, диспетчер будет платить штрафы.

«В маршрутном бизнесе все давно поделено»

Корреспондент Урал56.Ру: — А реально ли сделать иначе? Допустим, мы создаем предприятие, называем его «Орскавтотранс-2», находим себе старших по маршрутам и делаем альтернативный маршрут, ставим своего диспетчера и так далее. Мы так сможем сделать?

Экс-водитель: — Теоретически, да. Однако у нас этот бизнес в Орске существует с конца 90-х, там уже давным-давно все поделено.

Кроме того, бывший водитель рассказал о том, что многие из перевозчиков считают, что без взаимодействия с коммерческими организациями у них не получится без волокиты оформить необходимые документы.

Какие маршруты самые востребованные?

Корреспондент Урал56.Ру: — А правильно ли мы понимаем, что востребованным маршрут будет только тот, который проходит через центр?

Экс-водитель: — Именно. Там мы и зарабатываем.


Газовая заправка в Орске, ноябрь 2016 года

Как заправляют ГАЗели?

Корреспондент Урал56.Ру: — А каким образом вы заправляете машины?

Экс-водитель: — С вечера. Такое правило: ты отработал, заработал деньги, заправился и поставил машину на стоянку.

Корреспондент Урал56.Ру: — На сколько хватает этой заправки?

Экс-водитель: — В зависимости от того, какой баллон у тебя стоит. Есть 30, 50, 80, 90 литров. Если бак большой (на 80-90 литров), то вполне хватает на весь день. И таких машин в Орске, наверное, все-таки больше. Ведь это удобнее.

Корреспондент Урал56.Ру: — Если в течение дня надо дозаправиться, то как вы это делаете?

Экс-водитель: — Подходишь к диспетчеру и говоришь, что собираешься на заправку. Из очереди ты уходишь, едешь на заправку, заправляешься, возвращаешься и встаешь вновь в конец очереди.

Корреспондент Урал56.Ру: — А обычно на какие заправки ездят? Которые ближе к «отстою»?

Экс-водитель: — Конечно. Самым дешевым газом. Но часто недорогие заправки от «отстоя» далеко, поэтому ты туда не поедешь, а будешь заправляться дороже, чтобы не потерять свое место в очереди и не пропустить круг.

Могут ли все водители маршрутных ГАЗелей
заправляться на «дешевых» заправках?


Экс-водитель рассказал журналистам, что, несмотря на существование в Орске недорогих заправок, на них будут заправляться только те «маршрутчики», отстои которых находятся рядом с этими заправками.


Цена топлива на одной из газовых заправок в Орске, ноябрь 2016 года

В ООО «Орскавтотранс», в свою очередь, пояснили, что если водитель поедет до дешевой заправки, то еще больше потеряет в деньгах:

 — Расход топлива увеличится еще литров на 10, с ценой топлива в 17 рублей 50 копеек это добавит еще 175 рублей расходов. Если же водитель заправится на ближайшей заправке, пусть и за 19 рублей 50 копеек, то он выиграет хотя бы 55 рублей. Плюс ко всему, «маршрутчики» стоят в очереди, приближенной к той или иной заправке, которая рядом. За это время они успевают до ближайшей заправки доехать и обратно встать в свою очередь. Если же добираться до удаленной по расстоянию, так называемой, «дешевой» заправки, то это повлечет потерю водителем своей очереди, следовательно, потерю одного из кругов, которые он мог бы выполнить в этот день по городу. И это, опять-таки, влечет за собой «ноль заработка».


Ежедневный план может доходить до 3 тыс. руб.

Корреспондент Урал56.Ру: — Сколько составляет план, который водитель ежедневно отдает владельцу машины?

Экс-водитель: — На всех маршрутах по-разному. У моих знакомых не изменился, составляет 1200 рублей. А на 25 маршруте сейчас план 2900 рублей.

Куда уходят деньги водителей ГАЗелей?

Отметим, что руководитель ООО «Орскавтотранс» Ермек Алкулов в рамках круглого стола, прошедшего в администрации Орска в связи с подорожанием проезда в маршрутных ГАЗелях, подробно рассказал о том, куда уходят деньги водителей ГАЗелей. Он перечислил следующее:

 — План – 1200 рублей в день;
 — Медосмотр – 35 рублей в день;
 — Диспетчер и ответственный за выпуск на линию машин – 210 рублей в день;
 — ОСАГО – 14 000 в год;
 — Страхование пассажиров – 5 700 в год;
 — Патент на организацию пассажирских перевозок – 13 800 рублей;
 — Страховые взносы – 23 760 в год;
 — Автостоянка – 18 000 в год;
 — Ремонт авто – около 120 000 в год;
 — Колеса (2 комплекта) – 42 000 в год;
 — Газовое оборудование – 17 000 (на несколько лет).
И, разумеется, газ.


По нашим примерным подсчетам, в день водитель маршрутной ГАЗели имеет выручку в размере около 4000 рублей, из них почти 3000 рублей уходят на ежедневные расходы. Получается, что водителю остается одна тысяча рублей.

Если учесть, что план составляет около 1200 рублей в день, то выходит, что владелец авто имеет в месяц около 36000 рублей прибыли, а из них, в свою очередь, на ежемесячные нужды тратятся почти 19000 рублей.


Как зарабатывают «старшие»?

Корреспондент Урал56.Ру: — Есть ли какие-то нормы работы водителей за рулем?

Экс-водитель: — Конечно. 4 часа работаешь, 2 отдыхаешь, снова 4 часа работаешь. Да, сейчас водители работают порой и по 12 часов, но все потому, что им просто некуда деваться. Очень трудно заработать. Газ стоит минимум 17 рублей 50 копеек, проезд стоит 20 рублей. Чтобы заработать на весь рабочий день, грубо, 70 литров газа, ты должен 70 человек провезти. Два круга надо проехать, чтобы на газ заработать, два круга ты проезжаешь, чтобы заработать план. Все деньги постоянно еще делятся. Ты отдаешь диспетчеру сто с лишним рублей, часть из них уходит хозяину маршрута. Также на отстой нередко приезжает представитель ГИБДД с незапланированной проверкой (обычно это происходит после серьезных ДТП с участием маршрутного транспорта). Могу сказать, что водители маршруток, владельцы машин, особо не зарабатывают, а вот старшие по маршрутам имеют большие деньги, часть из них, я думаю, они отдают в частные фирмы за помощь в оформлении документов. Знаю еще, что есть маршруты, которые работают самостоятельно, это маршруты №36 и №41.

Есть ли плюсы от системы ГЛОНАСС? 

Корреспондент Урал56.Ру: — А есть ли ГЛОНАСС в машинах?

Экс-водитель: — ГЛОНАСС есть. Только это все не работает.

Корреспондент Урал56.Ру: — Почему?

Экс-водитель: — Несколько лет назад озадачили ГЛОНАССом. Мужики платили по 30 тысяч рублей, потом до 16 тысяч цену сбавили, потом цена еще опустилась. Диспетчеры, которые должны по ГЛОНАССу отслеживать, сидят то ли в Уфе, то ли в Екатеринбурге... Досконально этого не знаю...

Корреспондент Урал56.Ру: — Но есть ли от этого какой-то плюс?

Экс-водитель: — От ГЛОНАССа — никакого. Это просто сбор денег. Честно, он толком и не работает.

Представители ООО «Орскавтотранс» прокомментировали информацию, касающуюся системы ГЛОНАСС, которую необходимо устанавливать в пассажирских ГАЗелях:

 — От ГЛОНАССа есть плюсы. И она бы работала в Орске системно, если бы это кто-то кроме нашей организации отслеживал. Мы в своем порядке это делаем. Видим, где какая машина идет, но, к сожалению, сейчас в рыночных экономических условиях тот ГЛОНАСС, который был раньше, нужно усовершенствовать. Это все стоит денег. Безусловно польза есть, она должна быть при централизованном подходе, поскольку реально все видно, где транспорт движется, с каким интервалом. По поводу диспетчеров ГЛОНАСС: посредством sim-карт можно вывести информацию на любой компьютер при наличии кодов и данных. Но, к сожалению, централизованные серверы стоят в том числе и не в нашем городе. И это все опять-таки ложится на предпринимателей. Бесплатно принимать и раздавать ГЛОНАСС тоже никто не собирается.

После разговора с экс-водителем маршрутной ГАЗели корреспонденты пришли к выводу, что те, кто водит этот пассажирский транспорт, вынуждены ежедневно тратить довольно-таки приличные суммы. И если владелец авто еще имеет возможность получать какую-то выгоду, то водитель, кроме своей зарплаты, лишней прибыли с перевозок не имеет. Возможно, если некоторые из расходов, с которыми сталкиваются «маршрутные бизнесмены» сократились, то и жить бы водителям стало лучше. А пока проблему постарались решить именно подъемом цен на проезд.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Маргарита Шкаробурова
Урал56.Ру
30.11.2016 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел