«Говорим по делу»: Как малым предприятиям конкурировать на молочном рынке?

23.09.2016
2993
Руслан Сагитов, предприниматель, руководитель молочного предприятия

Олег Кривенко, ведущий: — Как гласит восточная мудрость – «Хоть сто раз скажи халва, во рту слаще не будет». Нечто похожее происходит и с программой импортозамещения. Говорим об этом много, а результаты пока не поражают воображение. Успехи промышленности в импортозамещении довольно скромные. Качество пока не подтянулось, а вот цена из-за увеличения спроса существенно выросла.

Гораздо лучше обстоит дело в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Хотя и здесь, когда речь заходит о качестве, не все радужно. Россельхознадзор установил, что почти 79 процентов российских сыров вместо животного жира содержат растительный. Схожая ситуация с маслом. Но дело здесь, похоже, не только в том, что производитель желает снизить себестоимость продукта. Порой, элементарно не хватает сырья. Влияют и другие, как объективные, так и субъективные, факторы. Однако, если только сетовать и при этом ничего не производить и не потреблять, то вряд ли ситуация изменится. Как говорится, дорогу осилит идущий.

Вот о том, насколько тернист этот путь, как произвести качественный продукт и при этом не испугать покупателя ценой и почему малые предприятия должны стать основными игроками на региональном молочном рынке говорим по делу с  Русланом Сагитовым, кандидатом экономических наук, предпринимателем, руководителем молочного предприятия.


Эфир программы «Говорим по делу»

Руслан Сагитов: — Если брать нашу молочную отрасль, то чтобы полностью провести импортозамещение, необходимо сырье, а для этого нужно увеличить поголовье скота. Это, как вы понимаете, дело не сиюминутное. И, естественно, нужны инвестиции. А сейчас многие инвесторы и предприниматели не уверены, насколько программа импортозамещения будет длительной. Вот завтра снимут санкции и к нам вновь хлынет импорт. Такие риски есть. Тем не менее, хоть  побаиваются, но определенная работа все же идет.

Олег Кривенко: — Хорошо, что работа идет. Желательно, чтобы она еще приносила положительные результаты. Однако добиться этого бывает непросто. Ведь местным переработчикам приходится выдерживать двойную конкуренцию. С одной стороны — товары из ближнего зарубежья, с другой — продукция российских производителей. По силам малым предприятиям выдерживать такую конкуренцию?

Руслан Сагитов: — Мы осознанно пошли на то, чтобы работать только со скоропортящейся продукцией, которую наши конкуренты издалека не повезут. Поэтому конкурируем внутри региона. Но нынешняя ситуация такова, что пока молока не хватает и места на рынке достаточно.

А конкуренция сейчас идет, прежде всего, за сырье. Летом, естественно, такой острой ситуации нет. А вот осенью все начинается. Растут цены на молоко. Для себя мы решаем эту проблему кооперацией с одним хозяйством. У нас долгосрочные партнерские отношения и мы перерабатываем все произведенное ими молоко. Другие переработчики поступают либо как мы, либо, особенно это касается крупных игроков на рынке, создают вертикально интегрированное холдинги, где технологическая цепочка начинается с производства кормов и выращивания скота, а заканчивается выпуском молочной продукции.

Плюс подобной системы в том, что у тебя всегда гарантированное сырье, производство которого можно контролировать на любом этапе, начиная с производства кормов. Но, при этом, компания разрастается, нет такой глубокой специализации. Конечно, в данном случае все зависит от того, какой будет подобран менеджмент. Хороший управленец справится со сложными задачами. Правда, как говорят, с хорошими менеджерами не все обстоит благополучно. Любят у нас приглашать западных специалистов, а своими кадрами почему-то не хотят заниматься. Так что у любой производственной схемы есть свои плюсы и минусы. Главное — видеть их, понимать и максимально использовать имеющиеся возможности.


Запись программы «Говорим по делу»

Олег Кривенко: — Главная задача любого бизнеса — получение прибыли. Применительно к переработке: добиться этого можно, имея постоянные рынки сбыта. Но если ты производишь скоропортящуюся продукцию и не можешь работать, как говорится «на склад», твои риски, связанные с реализацией продукции, по идее, возрастают.

Руслан Сагитов: — Что касается сбыта, то проблемы с ним больше затрагивают крупный бизнес. Малый бизнес, к которому я себя отношу, это касается в меньшей степени. Например, мы не стали строить крупный завод с большими мощностями. Постарались приобрести только отечественное оборудование, чтобы не было проблем с запасными частями и мы могли, в случае чего, оперативно провести ремонт. Поскольку работаем со скоропортящейся продукцией, фактор времени очень важен. Мы в состоянии обеспечить два процента населения Оренбурга. Это не такой большой объем, который сложно было бы реализовать.

Например, у нас три основные категории покупателей. Во-первых, мы работаем по тендерам, госзакупкам. Это больницы, школы, детские сады. Во-вторых, это малый бизнес, вроде небольших магазинов, как говорится, «у дома». Мы работаем по большей части не в Оренбурге, а в сельских районах. Там таких торговых точек больше, чем сетевых магазинов. Ну а третья категория — это те самые крупные гипермаркеты, чьи филиалы открыты в небольших городах, а также  большой бизнес, в частности мы работаем с предприятиями «Газпромома», Медногорским медно-серным комбинатом.

Олег Кривенко: — С одной стороны, хорошо занять свою нишу на рынке и спокойно работать. Но рынок — штука такая, что покой тут только снится. Ситуация меняется здесь постоянно, а порой — стремительно. Что уж говорить о нынешних кризисных временах, которые на все наложили отпечаток.

Руслан Сагитов: — В нынешней ситуации население все больше интересует цена, а не качество. Поэтому сейчас идет больше ценовая конкуренция. Кто дает цену ниже, тот и  завоевывает покупателя. Но, я надеюсь, что со временем это изменится и люди будут обращать внимание не только на цену, но и качество продукта.

Как говорят, кризис — это время новых возможностей. Поэтому те, кто сейчас вводит какие-то премиальные продукты, имеют потенциал роста когда ситуация поменяется. Поэтому мы держим в своем ассортименте продукты, которые в перспективе могут стать премиальными. Да, сейчас, например, мы не работаем так серьезно над видом упаковки, чтобы не тратить дополнительные средства и сделать продукт более доступным. Но когда придет время, мы будем готовы это поменять, чтобы помимо качества нашего покупателя радовала и более интересная упаковка, вложиться в рекламу и нарастить объем продаж. Мы стараемся держать в ассортименте разные категории продуктов, как эконом-категории, так и приближенные к премиум-сегменту, чтобы быть более гибкими.

Я думаю, что таких небольших игроков, как мы, на рынке должно быть большинство, чтобы существовала здоровая конкуренция, чтобы сохранялось оптимальное соотношение цены и качества, максимально присутствовал на рынке местный производитель. Крупные игроки, как правило, активно  лоббируют свои интересы, могут оказывать влияние на сетевые компании, которым приходится подчиняться тем условиям, которые выдвигает крупный бренд. Поэтому, на мой взгляд, чем больше небольших предприятий производителей, тем лучше покупателю.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Александра Воронцова
Урал56.Ру
23.09.2016 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел