Говорим по делу: Чем живет высшая школа?

04.08.2016
2800
В эфире ректор ОГУ Жанна Ермакова

«Кем быть? Куда пойти учиться?». В августе большинство абитуриентов находят ответ на эти судьбоносные вопросы. Другое дело, насколько правильными и осознанным в итоге оказывается выбор вчерашних школьников. Об этом и многом другом, чем сегодня живет высшая школа, говорим по делу с Жанной Ермаковой, ректором крупнейшего вуза области — Оренбургского государственного университета.


Жанна Ермакова в эфире «Говорим по делу»

Олег Кривенко: — Жанна Анатольевна, в этом году количество абитуриентов, штурмующих ОГУ, даже выше, чем в прошлом. Изменись ли предпочтения поступающих? Или по-прежнему в почете юристы и экономисты?

Жанна Ермакова: — Есть абсолютные предпочтения, а есть относительные. Абсолютные – это количество заявлений, поданных на направление подготовки. Здесь в лидерах экономика, далее – менеджмент, юриспруденция, государственное и муниципальное управление. Если брать относительные показатели, то есть количество заявлений на одно бюджетное место, то на первое место выходит реклама и связи с общественностью (14 заявлений на одно бюджетное место), а журналистика находится на четвертом месте. Да, экономика, юриспруденция, менеджмент держатся в лидерах уже который год. Тем не менее, ситуация начинает меняться. В десятку лидеров по количеству поданных заявлений у нас вошли два самых главных направления технической подготовки. Это строительство и электроэнергетика и электротехника. Это нас очень радует. Если строительство традиционно пользовалось популярностью, то электроэнергетика и электротехника – это направление, хоть никогда низко и не опускалось, но именно сейчас заняло очень достойное место.

Изменения в тенденциях демонстрируют и относительные показатели, то есть количество заявлений на одно бюджетное место. Отмечу авиастроение, бизнес-информатику, теплоэнергетику и теплотехнику. Так что, пусть медленно, но идет переориентация наших абитуриентов и их родителей. Это очень важно, поскольку определяющими факторами при выборе абитуриентом будущей профессии, является мнение родителей, а так же мнение друзей, одноклассников. Гораздо меньшим влиянием обладает реклама, представление профессии в СМИ и так далее. Поэтому нужно разъяснять родителям, что сегодня ситуация меняется, причем в масштабах государства. По постановлению правительства России приоритетными направлениями подготовки становятся технические и естественно-научные дисциплины. Востребованы биология, землеустройство и кадастр, химия, математика, прикладная математика, информационные технологии. За ними будущее. Конечно, это не значит, что экономисты и менеджеры не будут востребованы. Всегда нужно уметь прогнозировать и считать затраты, всегда нужны грамотные управленцы. Но, согласитесь, без технического работника, без проектировщика, строителя нечего будет считать и нечем будет управлять. И, кстати, еще о приоритетных направлениях. В нашем вузе предусмотрена удвоенная стипендия для тех, кто поступил на бюджетное место по приоритетным направлениям подготовки и, конечно, учится без троек.

Олег Кривенко: — Когда вокруг все дорожает, говорить о бесплатном университетском образовании даже как-то неудобно. Тем не менее, как обстоят дела с бюджетными местами?

Жанна Ермакова: — В нашем университете за последние 5-7 лет приоритет доминирования бюджетных мест стал устойчивой тенденцией. В этом году мы принимаем почти 2800 абитуриентов на бюджетной основе. Это касается очного и заочного обучения, бакалавриата и магистратуры. Конечно, мы были бы рады принять три, а то и пять тысяч абитуриентов на платной основе. Но, во-первых, возникает вопрос востребованности такого количества, во-вторых, необходимо наличие абитуриентов с определенным уровнем ЕГЭ. Если у абитуриента он ниже минимума, которое установило государство, мы не можем его взять на коммерческую основу, просто человек не усвоит программу высшего образования. Поэтому у нас значительно меньшее количество поступает на платной основе. Во многом это связано с демографией. Хотя в последние годы у нас рождаемость стала превышать смертность, пока речь идет о младших возрастных группах, которые до ВУЗов дорастут еще не скоро. А сейчас выпуск из средних школ держится на одном уровне. Лишь со следующего года начнется небольшое увеличение в районе 200-300 человек в год на всю область – это капля в море. Если в 90-е выпускалось 16-18 тысяч человек, то сейчас 9-11 тысяч. И здесь мы ничего не сможем сделать.


Жанна Ермакова рассказала об образовании

Снижение еще связано с тем, что в отличии от других государственных ВУЗов, подведомственных отраслевым министерствам, например, сельского хозяйства, здравоохранения и так далее, мы подведомственное учреждение министерства образования и науки Российской Федерации. И по требованию министерства обязаны держать стоимость обучения не ниже определенной суммы. Почему было принято такое решение? Потому что обеспечить качественное образование можно лишь при наличии достойного профессорско-преподавательского состава, хорошего помещения, библиотечного фонда, современных интернет технологий и т.д. Все это требует затрат. Поэтому министерство и определило, что стоимость подготовки специалиста не может быть ниже 64,5 тысяч рублей. А если мы говорим о технически сложных дисциплинах или таких вещах, как дизайн, где много индивидуального обучения, то там стоимость возрастает уже до 96-112 тысяч рублей. Надо признать, что платежеспособность населения не позволяет осилить такие деньги. Если у людей есть выбор поступить в другое учебное заведение, где тот же самый менеджмент будет даваться в полтора, а то и два раза дешевле, ясно, куда многие пойдут. Этот фактор нужно учитывать, хотя стоимость высшего образования в нашей области, по сравнению с другими регионами, минимальна. Например, в Самаре или Екатеринбурге озвученные мною суммы платят за семестр и при этом считают их приемлемыми. Поэтому у нас можно получить качественное высшее образование за относительно небольшие деньги.

Мы идем навстречу нашим абитуриентам, у нас заключено соглашение со Сбербанком по предоставлению образовательных кредитов. Это давняя практика, делаем рассрочку платежа. К тому же, у студентов есть возможность перевестись с платной основы на бюджетную в случае высвобождения мест. Буквально на днях я подписала приказ о переводе 21 человека. На перевод влияют два фактора: успешность обучения студента, с тройками мы не переводим, или, чего я никому не пожелаю, резкое ухудшение материального и семейного положения. Мы не заинтересованы, чтобы наши бюджетные места оставались пустыми. Министерство жестко отслеживает выполнение государственного задания. Как только появляется бюджетное место, в ближайшие месяц-два оно обязательно заполняется. Как правило, это связано со сдачей сессии или необходимостью выбора из двух-трех абитуриентов наиболее подходящей кандидатуры. Нам нужно заполнять бюджетные места и мы их не держим.


Жанна Ермакова: — Мы идем навстречу нашим абитуриентам

Олег Кривенко: — А теперь давайте от бюджетных мест перейдем к коммерческим вузам. Хотя у нас и рынок, но вот этой категории учебных заведений почему-то явно не везет. Стоит вспомнить институт менеджмента, теперь вот добавился филиал ВТУ.

Жанна Ермакова: — Любому новому делу, тем более такому масштабному, которое затрагивает человеческую судьбу, а к таким я отношу образование и здравоохранение, необходимо время. Поэтому, вдруг и сразу полноценные частные вузы не появятся. И когда приводят систему Соединенных Штатов, основанную исключительно на частных университетах, нужно учитывать, что к этому, как и к демократии, они шли 200 лет. Надеюсь, что тот период бурного количественного роста, который прошли российские частные вузы, сейчас переходит на новую, уже качественную и более цивилизованную ступень. Вполне возможно, что в будущем частные вузы в чем-то будут лучше государственных. Но пока, и я не боюсь в этом признаться, при приеме специалиста на работу, в первую очередь, смотрю, если ли слово «государственный» в его дипломе. Второе, на что я смотрю – оценки в приложении к диплому. Если они преимущественно удовлетворительные, то я буду искать другого специалиста, потому что «удовлетворительно» получить можно всегда.

Если говорить о ВТУ, то я хочу сказать, что мы выполняем и будем выполнять те нормативные документы, которое наше министерство разработало. Эти документы являются обязательными и для нас, и для них. Мы готовы принять абсолютно всех его студентов, кто пожелает продолжить свое обучение в нашем университете. Мы, естественно, будем стремиться сохранить профиль подготовки, у нас дублирование в этом отношении. Мы сохраним курс и стоимость обучения, бывший в филиале ВТУ. Мы будем выполнять все требования, продиктованные нам министерским положением. А для того, чтобы сделать переход для студентов более комфортным, мы готовы сформировать мини-группы от восьми человек, чтобы в составе этих групп они продолжили обучение. Если менее восьми человек, то они будут присоединены к существующим группам. Мы перезачтем абсолютно все, что человек до этого сдал. Я думаю, что опыт присоединения ОГИМа к нам уже показал, что такой переход происходит результативно и практически безболезненно для большинства студентов. Большинство тех, кто влился к нам из ОГИМа, в этом году уже выпустились и получили, я думаю, достаточно хороший диплом Оренбургского государственного университета.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Марина Калинина
Урал56.Ру
04.08.2016 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел