Урал56
16 июля 2018 • Пн • 23:28 Сегодня: + 21...+ 31°C Завтра: + 21...+ 25°C $ 62.29 € 72.47

«Говорим по делу»: Может ли общественный транспорт быть недорогим и комфортным?

В эфире предприниматель Александр Шмарин

1797 9
15.06.2016 Область
Александр Шмарин

Наверное ни одна городская тема, за исключением ЖКХ и дорог, не вызывает столько полемики, как пассажирский транспорт. По разным причинам недовольны им все – пассажиры, мэрия и сами перевозчики. Можно ли навести порядок в этом сложном хозяйстве или это недостижимая мечта? Об этом мы говорим по делу с одним из крупнейших частных перевозчиков Оренбурга Александром Шмариным.


«Говорим по делу»

Елена Файман: — Александр Анатольевич, слышала, что в Москве нашли способ улучшить качество пассажирских перевозок за счет государственного частного партнерства. Между городом и перевозчиками заключается договор, согласно которому город обеспечивает фонд заработной платы водителей, а перевозчики, в свою очередь, регулярно обновляют автопарк. Возможно ли у нас подобное решение проблемы?

Александр Шмарин: — Не только возможно, это необходимо делать, и я думаю, у нас все впереди. Москва, понятно, город большой и денег там много и они выступают первопроходцами. Хотя, в принципе, здесь ничего нового нет, потому что ничего иного, как датировать и субсидировать пассажирские перевозки государством, не придумаешь. В противном случае получится «дешево и сердито». Например, в Таиланде есть рикша — дешевый вид транспорта, не требующий больших капиталовложений. Сваривают их в гаражах, дорогого обслуживания им не нужно, плюсом добавьте дешевых, правда, непрофессиональных водителей. Получается такой вот общественный транспорт, который стоит копейки. В нашей стране такой рикшей является ПАЗик. Да, уровень удобства повыше, чем у рикши в Таиланде, но по сути, это одно и то же. Самый дешевый вид общественного транспорта. Цена на ПАЗ в разы ниже цены на все другие автобусы, существующие у нас. Он колесит по дорогам с 90-х годов и уже, если честно, видеть его надоело. Даже если он новый, работает нормально, но горожане от него уже просто морально устали. Моя мечта, что бы в нашем городе были автобусы большой вместимости, низкопольные, с кондиционерами. Наши горожане их заслуживают. И вообще, общественный транспорт — это лицо города. Вот почему эта тема всех интересует, одних — с точки зрения пассажиров, других — с точки зрения эстетики и красоты города.

Елена Файман: — Вот вы говорите, что все заинтересованы в том, чтобы люди ездили в современных комфортабельных автобусах. Но пока дальше заинтересованности дело не идет, и на маршруты по-прежнему выходят ПАЗики. Эту ситуацию возможно изменить?

Александр Шмарин: — Шанс есть, но нужно торопиться. Дело в том, что когда в 2013 году в областном центре прошли конкурсы, было обновлено почти 85% процентов транспорта. Для этого предприниматели взяли кредиты на 5 лет и в 2017 году выплаты по ним заканчиваются. То есть у города есть шанс в 2018 году что-то изменить. Если мы ничего не сможем предпринять, то перевозчикам, обновляя весь парк, придется опять закупать ПАЗики, потому что стоит он полтора миллиона, и затраты на него могут соответствовать существующим сегодня тарифам.

Споры регулятора тарифов и перевозчика были постоянно и для того, чтобы эти две стороны примирить, Минтрансом была создана методика расчетов. Так вот, согласно ей себестоимость эксплуатационных расходов более комфортного и вместимого ЛиАЗа на сегодняшний день порядка 48 рублей, и от этого никуда не денешься. Поэтому нам необходимо использовать опыт, который сейчас реализуется в Москве. Более того, подобная система работала в Советском союзе, а сейчас используется во многих странах. Например, в Германии заключаются такие контракты с частными компаниями. Государство субсидирует до 70% капитальных вложений, 70% эксплуатационных расходов субсидирует компания и производятся перевозки.


Ведущая Елена Файман

Елена Файман: — С одной стороны хочется, чтобы уже в 2018 году в Оренбурге появился современный пассажирский транспорт, с другой, нам придется за это удобство расплачиваться значительным ростом тарифов?

Александр Шмарин: — Бизнес может и «Мерседес» стоимостью 15 миллионов поставить на маршрут. Только себестоимость проезда будет под 70 рублей и никто таких денег платить не будет. Нужно понимать, какой тариф могут выдержать те слои населения, которые ездят на общественном транспорте. У нас есть много программ на федеральном уровне – это и доступная среда, и газомоторный транспорт, и поддержка производителей и т.д., и т.п. Деньги на эти программы выделяют, причем, достаточно много, но они выделяются разными министерствами, по разным фондам, и из-за этого непонятно, как и каким образом их использовать. Например, стоимость НЕФАЗа — 7,8 млн. рублей, 2,8 миллиона рублей субсидируется федеральным бюджетом по программе поддержки газомоторного топлива. Но и 5 млн. рублей не хватит, чтобы перекрыть платежи по лизингу и поставить технику на маршрут.

Поэтому, что бы решать проблему пассажирских перевозок, нужна стратегия на федеральном уровне. Да, появился 220 федеральный закон, определивший, что муниципалитет становится регулятором рынка на пассажирских перевозках и теперь понятно кто, каким образом и за что отвечает. Но нужно двигаться дальше. Прежде всего, нужно объединить все действия федерального бюджета, областного бюджета, городского бюджета и перевозчиков. В решении этой задачи как раз необходимо государственно-частное партнерство. Плюс к этому должны быть подключены и производители автобусов, потому что в пассажирских перевозках без плановой экономики невозможно ничего сделать. Ведь не случайно в Европе предприятия, производящие городские автобусы, на 5-10 лет вперед знают, какие у них будут заказы.


P.S. Похоже, только когда в полную силу заработает государственно-частное партнерство, когда бюджеты будут не делить, а консолидировать и также объединятся все игроки транспортного рынка, тогда появится понимание, сколько должен стоить проезд, сколько потребуется средств и сколько нужно произвести автобусов, чтобы наконец-то сделать общественный транспорт быстрым, комфортным и красивым.

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Календарь материалов

Июль
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


13 июля в Оренбурге отключат свет 13 июля в Оренбурге не будет воды 13 июля в Орске не будет света 12 июля в Орске не будет света Перейти в раздел