«Дождь» и РБК продвигают интересы Великобритании?

13.08.2015
2140

Телеканалы РБК-ТВ и «Дождь» сотрудничают с ВВС и «доставляют нужную МИД Великобритании информацию российской аудитории». Об этом пишет газета «Известия» со ссылкой на комитет по иностранным делам палаты общин Великобритании, подготовивший доклад о деятельности британского министерства иностранных дел. 

Авторы доклада заявляют, что такая политика «мягкой силы» крайне эффективна для продвижения интересов Великобритании за рубежом,  и в этой ситуации не следует сокращать гранты МИДа на финансирование зарубежного вещания. «Дождь» и РБК в свою очередь отмечают, что работают с ВВС на безвозмездной основе.

Однако эксперты уверены, что прямое финансирование возможно. По данным отчета BBC, «российское телевизионное вещание и два партнерских канала — «Дождь» и РБК — функционируют хорошо и еженедельно достигают аудитории в 3,2 миллиона зрителей».

Сотрудничество РБК и «Дождя» с BBC продолжается до сих пор, это видно по программной сетке телеканалов.

Так, ведущий программы «Сегодня. Главное» на РБК дважды в неделю выходит на связь с обозревателем русской службы BBC в Лондоне и просит оценить те или иные события. Например, визит Керри в Россию, телефонные переговоры Путина и британского премьера Кэмерона, интервью BBC президента Украины Петра Порошенко.

На сотрудничество с телеканалом РБК также указывает и финансовая отчетность BBC за 2013–2014 годы, с которой ознакомились «Известия». Заместитель главного редактора РБК-ТВ Алексей Зуйченко не стал говорить о подробностях взаимоотношений с BBC, поскольку это «коммерческие условия».

 — Мы заказываем какие-то материалы у них или просто пытаемся выяснить британскую точку зрения по какому-то вопросу, обозреватели на несколько минут включаются и излагают ее, — сказал Зуйченко.

Передача под названием «BBC на «Дожде» выходит каждый день и позиционируется как «чисто английский взгляд на российские события и репортажи корреспондентов BBC со всего света». 10 августа 2015, например, обсудили, «хотят ли русские войны». Отставной российский генерал заявил BBC, что Россия может начать войну с Украиной, если Киев пойдет в наступление в Донбассе. Также рассказали, как власти Британии борются с нелегальными мигрантами и решают проблему буйных авиапассажиров. Контент британской компании также был размещен в 10-минутных новостях в программе 24-часового вещания «Дождя».

Главный редактор телеканала «Дождь» Михаил Зыгарь отметил, что журналисты BBC сами определяют темы, которые будут освещены в эфире российского телеканала:

 — BBC тематику выпусков определяют сами. С нашей стороны есть только одно условие — никто из наших партнеров не может нарушать закон, и мы за этим строго следим. Даже если они в другой стране, они должны выполнять все условия российского законодательства.

Источник, близкий к руководству РБК, рассказал, что телеканал не получает денег от BBC за размещение британского контента:

 — Это средство «халявного» заполнения эфира: у журналистов BBC очень хороший уровень подготовки, они готовы рассуждать на разные темы достаточно вменяемо и при этом совершенно не берут денег за то, что выступают в нашем эфире. Поскольку телеканал РБК не самый богатый, это выгодно — мы получаем качественный эфирный продукт, не тратя ни копейки денег. Мы не платим даже за спутник, передачу сигнала, студию, оборудование и пр. То есть финансовых взаимоотношений нет. Для них это выгодно с точки зрения имиджа — то, что они представляют свое мнение по всему миру.

В пресс-службе BBC World Service отметили, что компания сотрудничает с медиа-партнерами со всего мира, в том числе с ТК «Дождь» и РБК.

При этом участники рынка сомневаются, что «Дождь» и РБК-ТВ работают бесплатно.

 — Иностранные компании получают из бюджета деньги именно на финансирование таких вот оппозиционных проектов. Как они проводят их — уже другой вопрос, но уверен, что финансирование идет, и неплохое. Ежегодно правительства США и Великобритании тратят на продвижение своей идеологии в России сотни миллионов долларов, — говорит один из  топ-менеджеров федерального телеканала. — Для них это важно. Почти так же, как и обезопасить информационное пространство у себя на родине. Неудивительно, что у RT довольно часто возникают проблемы в Англии из-за претензий местного регулятора. Это всё звенья одной цепи.

По мнению экспертов, выбор ВВС телеканалов для продвижения «своей картинки» очевиден.

 — Главная цель ТК «Дождь» — дестабилизация ситуации в стране. Компания обратилась к зарубежным спонсорам, которые в этом заинтересованы, — комментирует доклад профессор Финансового университета при правительстве РФ политолог Александр Шатилов.

Международная организация, призванная развивать сотрудничество в области образования, культуры и искусства между Великобританией и другими странами, является также важным политическим инструментом. В отчетности комитета по иностранным делам палаты общин Великобритании отмечается, что культурные и образовательные цели для Британского совета — главные. Но совет является также важным «инструментом публичной дипломатии Великобритании и «мягкой силы»». Великобритания в настоящее время «хорошо работает в глобальной конкуренции «мягкой силы» и параллельно наращивает свое влияние и конкурирующие силы».

 — Все международные организации гуманитарного профиля в основном являются структурами двойного назначения, — отметил в разговоре с «Известиями» Александр Шатилов. — С одной стороны, у таких организаций есть заявленные позитивные цели — просвещение, прогресс и т.д., но с другой — на самом деле они являются проводниками государств, которые их финансируют, в частности это касается Британского совета.

Эксперт пояснил, что «мягкая сила» — это продвижение национальных интересов под видом образовательного, культурного, неполитического сотрудничества.

 — Происходит это через выдачу грантов НКО, организацию стажировок оппозиционерам и т.д., — говорит Шатилов. — Сейчас Британский совет, чтобы не навлечь санкций со стороны России, ведет «тихую» работу, но это не исключает того, что организацией ведется работа по дестабилизации ситуации в стране.

В Британском совете по всему миру работают более 7 тысяч штатных сотрудников, офисы организации есть в 110 странах мира. В России совет действует более 20 лет.

В МИД Великобритании не предоставили комментариев «Известиям».

Согласно базе данных СПАРК, в 2012 и 2013 годах телеканал «Дождь» ушел в минус — чистый убыток составил около 124 млн. и 114 млн. соответственно. Годовые отчеты компании в открытом доступе не размещены.

Как писали «Известия», «Дождь» за 2 года получил более 30 млн. рублей от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Согласно данным Роспечати, «Дождь» в 2011 и 2012 годах получал средства на производство цикла роликов социальной рекламы «Все разные. Все равные». Государство заплатило за семь роликов по 60 секунд по 1,3 млн. рублей за каждый. Телепрограмма «Книги» на телеканале «Дождь» также получила субсидию в размере 2 млн. рублей. В 2013 году господдержку «Дождь» не получил, так как сайт телеканала перешел в платный режим.

По данным годового отчета РБК, в 2013 году общая выручка холдинга составила 5,59 млрд. рублей. Доходы от телевидения в структуре выручки находятся на третьем месте — 18% (интернет-направления — 48%, направления регистрации доменов и хостинга — 27%, печатные издания — 7%). Выручка РБК-ТВ составила почти 1 млрд. рублей, что на 18% больше, чем в 2012 году.

РБК и «Дождь» не первый раз обвиняют в связи с властями зарубежных стран. «Известия» в апреле сообщали о планах РБК-ТВ по сотрудничеству с «Голосом Америки». В материалах американской правительственной организации Совета управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG), которая объединяет Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (RFE/RL), «Голос Америки» (VOA) и другие государственные медиаканалы США, говорится, что бюджет русского вещания вырастет с $4,09 млн до $4,14 млн.

«Голос Америки» и РБК-ТВ планируют расширить эфирное время совместного производимого контента до 60 минут в неделю с использованием студий [«Голоса Америки»] и журналистских ресурсов в Вашингтоне и Нью-Йорке», — сказано в материалах BBG.

В числе партнеров «Голоса Америки» в материалах BBG 2014 года указывались ресурс «Грани.ру» и телеканал «Дождь».


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Кирилл Хрусталев
Урал56.Ру
13.08.2015 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел