Александр Сарбаш: «ЮУМЗ — это Сталинград, и мы дойдем до Берлина»

04.06.2015
11662
Смена вывески на инженерном корпусе ЮУМЗ, 03.05.2015

Что представляет из себя сегодня Южно-Уральский машиностроительный завод? Каковы планы его развития? Как сочетается профиль ЮУМЗа и компании «РейлТрансХолдинг», основным видом деятельности которой является производство железнодорожных вагонов? Будут ли изменения в работе ЮУМЗа? Каковы перспективы, значимого для орчан предприятия?

На эти и другие вопросы 2 июня на радиостанции «Шансон в Орске» (102.0) ответил гость программы «Картина маслом» генеральный директор завода Александр Сарбаш.

Видеозапись эфира с Александром Сарбашем, 02.06.2015


Аудиозапись эфира, 02.06.2015


Кто он — директор основного
промышленного предприятия Орска?

Роман Гафаров:
— Кто он — директор основного промышленного предприятия Орска?

Александр Сарбаш: — Я фигура непубличная. Родился в Мариуполе (Украина) в семье рабочих. Мы по национальности греки, жизнь была в труде, без каких-либо поблажек. Хотел поступить в высшее летное училище, но пошел на завод тяжелого машиностроения. Семья приняла решение, что я должен учиться на инженера-экономиста. Я был возмущен, но в греческих семьях никто не имеет права возражать воле отца. В 1971 году вернулся на завод в роли инженера-экономиста. В 2000 году был исполнительным директором Азовмаша. В 2002 году завод сдал, но еще два года работал заместителем, так как люди, пришедшие на завод, не имели опыта. ЮУМЗ — это пятое предприятие, которое я поднимаю с колен.

Роман Гафаров: — На ЮУМЗ вы приехали директором?

Александр Сарбаш: — Я приехал представителем компании «РейлТрансХолдинг», поработал два месяца, а 27 февраля 2015 года меня назначили генеральным директором.


Александр Сарбаш


Что есть сегодня Южуралмаш?

Роман Гафаров: — Вы за это время успели изучить завод. Что есть сегодня Южуралмаш?

Александр Сарбаш: — Изучить за три месяца такую махину нельзя. Однако завод имеет немалый потенциал и в кадрах, и в оборудовании. Сам завод для меня не нов, я общался с работниками ЮУМЗа еще в годы СССР. Сегодня картина печальная, но в этом мрачном мире производства — ЮУМЗ одна из не убитых звезд на этом небосклоне. Есть только два завода в РФ, которые заслуживают внимания, — это ЮУМЗ и Ижорский машиностроительный завод, остальные потенциал потеряли.

Роман Гафаров: — То есть база, на которой можно развивать завод, сохранилась?

Александр Сарбаш: — Безусловно.

Роман Гафаров:
— Посмотрел отчеты за 2014 год. Доход в 3 миллиарда рублей для ЮУМЗ маловат. 13 миллионов чистой прибыли. Почему сложилась такая ситуация?

Александр Сарбаш: — Тем людям, которые работают на заводе, низкий поклон. Было время, когда предприятие дробилось, распродавалось, потеряна социальная база, что преступно. Это уникальный завод с полным производственным циклом: от жидкого металла до полностью изготовленной и выпущенной машины. Сегодня не хватает кадров, но все это поправимо. За последние 15-20 лет, кроме разрушения, ничего не было. ЮУМЗ — это Сталинград, это борьба. Но я считаю, что мы доживем и до Курской дуги, и до Берлина.

Проходная ЮУМЗ, Орск
Проходная ЮУМЗ, Орск. Май 2015 года

Роман Гафаров: — На ситуацию с заводом влияет ситуация в машиностроении в целом?

Александр Сарбаш: — Жить в обособленном мире невозможно. Внешнее влияние на завод оказывает все. Мы отправили в Минпромторг документы на 4700 листах, чтобы получить субсидирование в рамках импортозамещения. Но пока никакого результата не получили. А есть еще и конкуренты. Несколько лет назад заводы отказались от российского оборудования. Сегодня вернулся бумеранг. Мы отстали от Запада, хотя в 1985-90-ых годах наше оборудование не уступало зарубежному.  И Запад воровал наше оборудование.


Почему «РейлТрансХолдинг»
привлек Южуралмаш?


Роман Гафаров: — Почему «РейлТрансХолдинг» привлек Южуралмаш?

Александр Сарбаш: — Руководители  «РейлТрансХолдинг» в прошлом — все работники Азовмаша, которые прекрасно знали производство. На Азовмаше было четыре ярко выраженных производства: металлургическое, вагоностроение, тяжелое и общее машиностроение. Когда мы поняли, что Азовмаш ведут не туда, мы его покинули и решили организовать другое предприятие. Выбрали Конотоп (Украина), начали создавать проект. Но Сергей Шпак, мощный финансист с ясной и глубокой интуицией, который предвидит на 10 ходов финансовую ситуацию, сказал, что не стоит там делать завод, отберут. Выбрали промплощадку в Новозыбкове.


Новозыбковский машиностроительный завод

Александр Сарбаш: — За 1,5 года футбольное поле с пустым корпусом превратилось в стоящее предприятие. Сегодня завод успешно работает, способен делать до 500 вагонов в месяц. Понимая, что на одном машиностроении выйти нельзя, стали развивать систему транспортных перевозок. Сейчас в собственности 28 тысяч вагонов. Однако вагонный рынок имеет цикличность. Недаром на Азовмаше было и тяжелое машиностроение. Не успели мы запустить завод, как потребность в вагонах упала. Сегодня профицит вагонов по России — 350 тысяч. Многие вагонные заводы остановились, некоторые работают от случая к случаю.  Мы поняли, что нужна диверсификация производства, и мы занялись тем, что умеем.  Сергей Шпак нашел ЮУМЗ и взял его в работу. Цель одна — развивать завод и сделать его одним из первых в России.


Можно ли восстановить былую мощь ЮУМЗ?

Роман Гафаров: — В одном из интервью вы сказали, что планируете восстановить былую мощь Южуралмаша. Цитирую: «Мы должны вернуться к тем 14 тысячам работников, которые ранее были на предприятии». Вы считаете, что это реально?

Александр Сарбаш: — Я по своему характеру  максималист. Я хочу этого. Я на ЮУМЗ пришел работать и дать возможность работать людям. Я хочу, чтобы у работников была гордость за завод. Если я скажу, что это будет через 2-3 года, это ложь. Мы разработали в холдинге программу на 2015-2020 годы, в которой заложено на развитие предприятия 11,5 миллиардов рублей. Мы эти деньги ищем и найдем.

Роман Гафаров: — Мне сказали, что вы своеобразный человек в плане работы или службы. Вы рано приходите и поздно уходите. Жестко спрашиваете. Люди не отвыкли так работать?

Александр Сарбаш: — Однозначно ответить не могу. Я трудоголик и не терплю лентяев. Реагируют по-разному. А жесткость определяется экономическими реалиями. Без дисциплины успеха не будет.


Ведущий программы «Картина Маслом» Роман Гафаров

Роман Гафаров:
— Люди должны поддерживать идею…

Александр Сарбаш:
— Если я буду впереди, меня ждет успех. Если я буду сзади людей и кричать «Давай! Давай!», то результата не будет. Только дисциплина и полная самоотдача может дать результат на этом заводе. Если будет безразличие, лень и отсутствие дисциплины, то ничего не получится. И история завода это подтверждает.

Роман Гафаров: — ЮУМЗ занимает большую территорию в центре города, часть корпусов не используется. Есть ли какая-то программа — что-то оставить, что-то отдать городу?

Александр Сарбаш:
— Я сейчас однозначно на этот вопрос ответить не могу. У завода растет планка по выпуску продукции. Есть корпуса, которые пришли в негодность, но это не значит, что на их месте нельзя поставить новое производство.

Роман Гафаров: — Что вы планируете делать с трудовыми ресурсами?

Александр Сарбаш: — Мы надеемся, что мы это восстановим. Нам повезло и в Брянске. Губернатор Юрий Берг очень мощно и взвешенно нам помогает. С каким бы вопросом мы не обратились, он не отказывает. По поводу кадров мы с ним уже говорили, у него на этот счет есть планы развития лицеев, могут быть введены дополнительные факультеты в вузах. Это проблема не только Орска и Оренбуржья, а всей России. Без инженеров мы так останемся сырьевым придатком.

Роман Гафаров:
— Вы считаете, что завод выйдет из сложной ситуации, рассчитываете на помощь людей?

Александр Сарбаш:
— Не в моем возрасте заниматься такими вопросами, если я в этом не уверен. Я понимаю, что выхода иного нет. И этот курс правильный.  Иного пути нет.


Блиц-опрос

Роман Гафаров: — Качества, которые вы  больше всего цените в мужчинах?

Александр Сарбаш: — Честность.

Роман Гафаров: — Ваше представление о счастье?

Александр Сарбаш:
— Иметь любимую работу.

Роман Гафаров: — Любимое женское имя.

Александр Сарбаш: — Лидия и Маргарита.

Роман Гафаров: — Какие исторические личности вызывают антипатию?

Александр Сарбаш: — Горбачев.

Роман Гафаров: — Что для вас слово «Родина»?

Александр Сарбаш: — Все.

Роман Гафаров: — Каким девизом вы руководствуетесь в жизни?

Александр Сарбаш: — Только добротой и верой.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Анна Вандыш
Урал56.Ру
04.06.2015 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел