В Орске обсудили проблемы малого и среднего бизнеса

01.05.2015
4659
Александр Атланов и Николай Голев

Проблемы малого и среднего бизнеса — это не только личные проблемы предпринимателей. Порядка 30 процентов поступлений в бюджет города — их прямая заслуга. И если орскому бизнесу станет действительно плохо, это ощутит на себе каждый. «ОВ» организовал круглый стол, чтобы понять, как живут и выживают предприниматели в период кризиса, о чем мечтают и какие цели ставят.

Нет кредитов — нет развития

В обсуждении проблем приняли участие менеджер по продажам компании «Провиант-Торг» Николай Голев, руководитель хлебопекарного производства «Семь печей» Александр Атланов и директор департамента по корпоративной, кадровой и социальной политике группы предприятий «Ринг» Роман Гафаров. Гости редакции оказались солидарны: за последние полгода ситуация на рынке изменилась, цены выросли и это ударило не только по покупателям.

— Значительно снизился спрос на дорогие товары, оливковые масла например, — заявил Николай Голев. — Если год назад, работая с поставщиками, мы могли брать рассрочку и как-то договариваться, то сейчас почти все наши партнеры переходят на стопроцентную предоплату.

— Если нет средств — нет и пути для развития, — продолжил Александр Атланов. — Сейчас доступ к кредитным средствам резко ограничен. Кроме того, банк усилил контроль и требует от предпринимателя огромный пакет документов. С одной стороны, в такой ситуации бизнес ждет очищение от кредитов, а с другой — что делать, если деньги нужны, но плата за их использование неподъемная? У многих началась просрочка по уже действующим кредитам, это повлияло на задержку заработной платы — отсюда возможные сокращения штата.

— Деньги стали дорогими, — подтвердил Роман Гафаров. — Вот почему мы перестали брать кредиты, вынуждены отложить проекты развития на год или два. Сейчас ситуация на рынке понемногу стабилизируется, но нужен еще как минимум год. В 98-м все было намного хуже. Тогда в день нам приходилось ценники в магазинах переписывать по шесть раз: так в течение дня менялся курс доллара, а товар был взят на реализацию и нужно было как-то рассчитываться с поставщиками, причем в долларах. Если говорить о процессе импортозамещения, то стране нужно время, чтобы в этой сфере все заработало. Средства выделяются, но другой вопрос, если они не доходят до конечного получателя.

Деньги утекают по сети

Для предпринимателей всегда актуален вопрос конкуренции. Казалось бы она, как реклама, двигатель торговли. Но все хорошо в меру.

— Нас немного удивляет и напрягает мнение населения. Оно говорит об экономии, но идет за продуктами в тот же «Магнит», — отметил Николай Голев. — Я сравниваю наш уровень цен каждую неделю, и такое ощущение, что люди за ними не следят. К примеру, стоимость крупы и муки в «Магните» вроде бы приемлемая, но если приглядеться, то расфасован товар в меньших объемах — по 700-800 граммов. И по факту килограмм выходит дороже, чем в соседнем магазине. Популярность «Магнитов» можно объяснить только тем, что их много и все они на виду.

— Есть закон, который в городе ограничивает количество сетевиков одной фирмы на уровне 30 процентов от общего числа, — уточнил Роман Гафаров. — Увы, мы столкнулись с тем, что в Оренбуржье он фактически не действует. В ноябре мы обращались в область, но так и не получили ответа. Ничего не изменилось. Значит, нужно продолжать конкурировать. К слову, борьба за покупателя в Орске ведется, но не столь жесткая, как в соседнем Оренбурге.

Как показывает опыт предпринимателей, даже сотрудничество с «Магнитом» для местных производителей требует солидных вложений. А система дальнейшего взаимодействия заточена отнюдь не под поставщиков.

— Все решения в «Магните» принимает компьютер, и это не всегда хорошо, — полагает Александр Атланов. — Когда цены на муку взлетели, в нашем регионе они были самыми высокими во всей России: неожиданный спрос спровоцировали казахстанские покупатели. С 11 рублей цена на муку поднялась до 22. Запас прочности у нас, конечно, был, но цены на хлеб должны расти вслед за мукой. И чтобы компании не уйти в минус, нам пришлось регулировать вопросы повышения стоимости. В ситуации с «Рингом» или «Провиантом» сделать это оказалось проще, чем с «Магнитом», где с технической точки зрения это очень трудно.


Роман Гафаров

Власть — лишь бы не мешала

Казалось бы, в развитии малого и среднего бизнеса больше всего должны быть заинтересованы местные власти. Но, по словам предпринимателей, к ним чаще обращаются за помощью, чем предлагают ее. Бизнесмены к этому относятся довольно сдержанно.

— Телевизоры для ветеранов у нас не просили, возможно, это коснулось больших предприятий. Что касается субботников, то не вижу ничего страшного, если мы уберем улицу или, например, повесим афишу к 9 Мая, — считает Роман Гафаров.— Содействия в реконструкции памятника Ленину тоже не требовали. Но когда открывали драмтеатр, я, например, знаю, что «Ринг» помогал. Такие просьбы регулярно поступают, могут попросить помочь купить георгиевские ленточки, оплатить обед ветеранам. И мы говорим, что наша компания социально ответственна. Деньги в нашем бюджете на такие цели предусмотрены, но оценить его возможности – это дело генерального директора. Предполагаю, что обращаются не ко всем, и не сомневаюсь, что за отказ не будет ни последствий, ни дополнительных проверок.

Тем не менее, говоря о поддержке бизнеса, нельзя не вспомнить такое новшество,  как «налоговые каникулы» для предпринимателей, планирующих работу в производственной, социальной и научной сферах. Пусть новый закон коснется не всех, но для кого-то станет важным стартом. С другой стороны, для всех каникулы не объявить: иначе бюджет недополучит средства.

— И все-таки дополнительные меры нужны, — резюмирует Гафаров. — У предпринимателей появляются новые проблемы. Изменяются требования к документам и лицензиям, их стоимость растет в разы. Это увеличивает издержки производства и себестоимость. Но даже если средств не хватает, значит нужно искать новые возможности, с кем-то объединяться. А власть — главное, чтобы не мешала. Прибыль — лишь средство достижения главной цели. В бизнесе почти все зависит от руководства компании. Естественно, бизнес нужно развивать. Но развитие бизнеса — это всегда риск. Идея о новых возможностях в кризис — вовсе не миф. В трудные времена с рынка уходят слабые, а сильные мобилизуются и уходят вперед.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Дарья Апушкина
Резеда Яубасарова
01.05.2015 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел