Добыча нефти в Бузулукском бору: что думают местные жители?

06.04.2015
15282
Бузулукский бор, фото: апрель 2015

Читайте также: 
Добыча нефти в Бузулукском бору: о чем умалчивают?
 Тюменское предприятие будет аккуратно добывать нефть в Бузулукском бору 
Оренбуржцы хотят решить судьбу Бузулукского бора на референдуме 
Конкурс по добыче нефти в Бузулукском бору выиграла тюменская компания 
Общественники выступают против добычи нефти в Бузулукском бору 
Оренбургские депутаты в Москве решали судьбу Бузулукского бора 
В Бузулукском бору начали добывать нефть? 
Оренбургские политики написали письмо президенту
 

Добыча нефти в Бузулукском бору стала одной из самых обсуждаемых тем в последнее время. Жители Оренбуржья разделились на тех, кто за, и тех, кто против нефтедобычи. Журналисты Урал56.Ру съездили в Бузулук и близлежащие поселки и пообщались с местными жителями. 

Как оказалось, люди неоднозначно оценивают ситуацию. С одной стороны, никто не хочет экологического бедствия, но с другой — все понимают, что с заброшенными скважинами нужно что-то делать. Жители Бузулука либо не знали о планируемой добыче нефти, либо отнеслись к этому нейтрально: вокруг города нефть добывают повсеместно, и планы по нефтедобыче люди воспринимают как вполне стандартное явление.

Важный момент — многих жителей поселков близ Бузулукского бора волновали совсем другие вопросы: трудоустройства, транспортного сообщения. Транспорт волнует людей куда больше судьбы бора, поскольку жители остаются буквально отрезанными от «большой земли».

Одна из скважин

Приводим мнения о нефтедобыче в Бузулукском бору, записанные во время поездки.

Анатолий Карханин, директор ФГУ «Национальный парк «Бузулукский бор»: 

— У меня неоднозначная позиция в вопросе по добыче нефти в бору. Конечно, я понимаю, что риски при добыче нефти существуют — это и технологические аварии, и разлив нефти. Но оставлять скважины в том состоянии, в котором они находятся сейчас, нельзя. При организации национального парка в 2007 году из земель лесного фонда Бузулукского бора площадью 111,1 тыс. гектаров в состав земель национального парка не были включены земельные участки, занимаемые населенными пунктами, транспортными магистралями, промышленными и военными объектами, поисково-разведочными скважинами. 

Земельные участки лесного фонда, не вошедшие в состав земельных участков национального парка, на которых расположены нефтяные и газовые скважины, расположены на территории Боровского участкового лесничества Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. Нарушенная целостность геологической сферы на невыработанных месторождениях нефти и газа является потенциальным очагом возникновения экологической и техногенной опасности. Законсервированные скважины находятся вне зоны пользования недрами и на практике не имеют ответственных за их состояние. В районе устьев целого ряда скважин отмечаются нефтегазопроявления, создающие реальную угрозу загрязнения окружающей среды.

В этих условиях все большую актуальность приобретает вопрос организации на территории Бузулукского бора комплексного геоэкологического мониторинга окружающей природной среды и недр, проведение плановых ремонтно-ликвидационных работ скважин.

На территории Бузулукского бора, фото: архив национального парка

Нина Кузнецова, заместитель директора ФГУ «Национальный парк «Бузулукский бор»:

— Лично я к добыче нефти на территории Бузулукского бора отношусь отрицательно. Я переживаю за то, что добыча может повредить нашему лесу. Я не эксперт, и не буду высказывать мнение о том, какие опасности несет за собой добыча нефти, но они существуют и они реальны. Национальный парк был создан в 2007 году на территории Оренбургской и Самарской областях примерно в равных долях. С каждым годом к нам приезжает все больше людей, организованных туристов в прошлом году было свыше 10 тысяч человек. Неорганизованных еще больше, но они наша беда, разжигают костры в неотведенных для этого местах, оставляют после себя горы мусора. 

У нас есть два основных туристического маршрута, в этом году планируем разработать новый. К нам приезжают отовсюду, начиная с Оренбурга, Самары, Башкирии и заканчивая дальними регионами России. Однако возможности национального парка намного больше, мы можем обслуживать в год до 100 тысяч туристов. На территории Бузулукского бора расположены несколько поселков, они развиваются, растут. Цена на недвижимость там тоже растет. Национальный парк, к сожалению, столкнулся с экономическим кризисом. Нам пришлось сократить пять должностей, но надеемся, что в этом году приедет рекордное количество туристов.

Бузулукский бор, фото: архив национального парка

Олеся Мартынова, специалист по связям с общественностью национального парка «Бузулукский бор»: 

— Бузулукский бор — это лесная жемчужина Оренбургской области. В нашей области так мало леса, так мало подобных оазисов, поэтому нужно беречь этот бор, растущий десятки столетий. Во многом благодаря нашей работе количество организованных туристов с каждым годом растет. Мы стараемся привить людям бережное отношение к природе. Благодаря нашей разъяснительной работе и постоянной работе наших инспекторов снизилось количество пожаров.

Владимир Васильев, участковый лесничий:

— На вопрос, угрожает ли Бузулукскому бору добыча нефти, сейчас точно не скажет ни один чиновник, ни один ученый, и я тем более. На мой взгляд, тут могут быть следующее угрозы:

1. Ухудшение состояния грунтовых вод. Напомню, ранее до разработки месторождения нефти в бору было много озер, родников и даже болота. Сейчас болот нет, родников мало, а многие озера пересохли. Особенно жаль озеро Лебяжье, это было излюбленное место диких птиц и лебедей, сейчас его нет, а на его месте пустырь. Я и многие ученые предполагают, что причина ухудшения состояния грунтовых вод в добыче нефти в 50-70 годах прошлого столетия, а также добыча нефти в Самарской области и близлежащих районах к бору. Это проблема №1, потому что вода уйдет вглубь, и лес засохнет. Уже сейчас он начинает сохнуть, что будет дальше, страшно представить.

2. Любая добыча — это риск разлива нефти, риск возникновения аварийной ситуации подобной той, чтоб была в 1969 году, когда тут сгорела вышка и пролилась нефть. А также потери при транспортировке, все это — угроза лесу и животным. Замечу, что на местах добычи нефти, несмотря на большой временной срок, хвойная культура не растет.

3. Возможность возникновения пожаров. Мы не знаем, насколько будут дисциплинированными нефтяники, но в прежние годы я видел, как они относятся к лесу. Срубают все подряд, убивают животных, разводят костры. Пожар в ветреный день — это угроза бору. После нефтяников лес превращается в свалку.

Помимо этого есть и проблема законсервированных скважин, на моем участке 59 проблемных скважин. Есть шанс разлива сырой нефти. Идет большое выделения газа, а это возможная угроза возгорания и взрыва. На моей памяти починили только шесть скважин, и это за 40 лет моей работы!

На территории национального парка

Татьяна, живет и работает в поселке Колтубановский: 

— Для нас Бузулукский бор — это дом, и нам бы не хотелось, чтобы тут разрабатывали нефть. К нам приезжал депутат, и мы поставили подписи под прошением о запрете добычи нефти в бору. Но главная проблема для поселка — это отмена пригородного поезда Бузулук — Самара, который раньше ходил два раза в день, а теперь ходит два раза в неделю: в пятницу и воскресение. Нас беспокоит, что у нас нет нормального моста через реку Самара, в дни разлива мы отрезаны от мира до двух недель. 

Василий, живет в поселке Колтубановский, работает в Бузулуке: 

— Я надеюсь, что после начала добычи появятся рабочие места. После создания национального парка у многих жителей нашего и других поселков пропала работа. Я работал в лесозаготовительной бригаде, лесничие помечали, какие деревья больные, сухие и какие участки требуют омоложения. Мы срубали, и другая бригада сажала новое дерево. Так в трех лесничествах работали до 200 человек — это лесозаготовительные бригады, бригады омоложения леса, лесничие, егеря. Теперь в национальном парке работает всего человек сто, и то уже нескольких человек сократили. Получается непонятная ситуация, добывать нефть можно, а вот рубить сухостой и больные деревья нельзя. 

Елена, пенсионер:

— Я каждый месяц езжу в Бузулук по 5-7 раз на лечение, и меня беспокоит, что отменили железнодорожные рейсы. Остались только два рейса в день на Газели. Мне как пенсионеру это очень неудобно. 

PS Урал56.Ру:

Не хотелось бы, чтобы тема добычи нефти в Бузулукском бору стала лишь средством повышения политического рейтинга каких-либо сил. Вопросы действительно серьезные, и требуют объективного и всестороннего обсуждения.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Андрей Локомотив
Урал56.Ру
06.04.2015 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел