Разруха в хозяйстве или головах?

Состоялась долгожданная встреча представителей ТСЖ с главой города Юрием Бергом.


11040
27.11.2009 Область
  • 23 ноября 2009 г. в администрации Орска состоялась встреча представителей ТСЖ с главой города Юрием Бергом. Встреча была инициирована председателем исполкома народно-патриотических сил Орска Павлом Коровиным. Причина – тревожные сообщения о притеснении ряда ТСЖ со стороны коммунальщиков. По словам Коровина, подобные сигналы все чаще поступают в антикризисный центр. Глава Орска сразу же согласился на открытое, в присутствии СМИ, обсуждение этого вопроса. На встречу в конференц-зал городской администрации были приглашены представители всех орских  ТСЖ.

     

    Атмосфера этой встречи в прессе была охарактеризована как «сумбур вместо конструктива». Действительно – шума было много. Под занавес микрофон не выдержал громогласного П. Коровина. Но и без этого казуса неодобрительный гул сопровождал почти все выступление председателя НПСО. Людей возмущало, почему с трибуны выступают от их имени, не спросив их мнения? Павел Семенович размахивал листочками с жалобами от членов ТСЖ, но присутствовавшие представители ТСЖ, как видно, не разделяли его обличительного пафоса. Ю. Берг приглушил революционные нотки, зазвучавшие было в зале: «Давайте договоримся: у нас есть несколько проблемных ТСЖ, которые будоражат город. Это не говорит о том, что в этом деле нет порядка».

     

    Несмотря на внешнюю разноголосицу, встреча получилась конструктивной в содержательном плане. Стоит отметить доклад начальника городского УЖКХ С. Егера, который привел конкретные данные и разъяснил действия коммунальных структур.


    Предлагаем вашему вниманию СТЕНОГРАММУ КЛЮЧЕВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ на встрече 23 ноября 2009 г.:


    Юрий Берг, глава Орска:

     

    РЕФОРМА ЖКХ – ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНА, А НЕ ПРИХОТЬ ГОРАДМИНИСТРАЦИИ

     

    - Не проходит и дня, чтобы я не занимался проблемами коммуналки. И я всегда говорю: больше чем я, коммунальщиков не ругает никто. Хочу, чтобы у нас сегодня состоялся откровенный разговор без вмешательства политических аспектов. У нас есть дело – управление домами, вот о нем и поговорим.

     

    Мы с вами знаем, что с введением нового Жилищного кодекса дается только 3 способа управления домами. Причем вы сами его выбираете. Когда эта кампания началась, в ваших домах проводили собрания, составляли протоколы. Этот процесс был у меня на контроле. Мне сказали, что есть претензии по поводу двойных или липовых ТСЖ. Ясно, что это никому не нравится! Никто это не поддерживал и поддерживать не собирается. Более того, согласно Жилищному кодексу полностью исключается давление органов местного самоуправления на ваше волеизъявление.

     

    Создание и функционирование ТСЖ – это одна из форм управления многоквартирными домами, а принятие 185 Федерального закона «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» – тот инструмент, который призван стимулировать собственников жилья для их создания. К сожалению, процесс создания ТСЖ у нас в городе идет не такими темпами, как хотелось бы. И основные причины этого следующие:

    1) отсутствие системы информационно-пропагандистской работы;

    2) моральный и физический износ многих многоквартирных домов;

    3) недостаточный интерес со стороны жильцов в формировании товариществ;

    4) наличие спорных ситуаций с руководителями уже созданных и создаваемых ТСЖ.

     

    Главное, мы должны помнить, что реформа ЖКХ – это не прихоть городской администрации, а требование федерального законодательства. Необходимость подобной встречи назрела. Мы должны еще раз проанализировать создания ТСЖ, обозначить проблемы, обменяться мнениями и, самое главное, сформировать пути выхода из сложившейся ситуации. Это нужно делать всем вместе, сообща.


  • Николай Макаров, председатель общественного комитета при антикризисном центре по работе с ТСЖ:

     

    КОММУНАЛЬЩИКИ СОЗДАЛИ ФОРМАЛЬНЫЕ ТСЖ, БОЯСЬ ПОТЕРЯТЬ ЛАКОМЫЙ КУСОК

     

    - Я рад, что наконец-то в Орске исполнено распоряжение главы города от 2008 года о том, что Лунин должен был собрать всех председателей ТСЖ и объяснить им значение 185 закона. Наконец это произошло в 2009 году по инициативе общественной организации. Почему это произошло? Потому что на сегодняшний день в нашем городе создание ТСЖ пошло не по тому руслу!

     

    Вот наше предложение. Общественный комитет по вопросам ТСЖ и, я думаю, администрация города очень обеспокоены обстановкой в деле создания ТСЖ. Общественные организации неоднократно обращались к городской власти с предложением начать работу по созданию ТСЖ по типу того, как это делается в других городах. Мы приносили в администрацию публикации о том, как эта работа проводится в Великом Новгороде, Оренбурге, Барнауле и других городах, где эта работа началась еще в середине 90-х гг.

     

    В нашем городе коммунальщики, видимо, не хотят отдавать дома в управление ТСЖ, так как не хотят терять лакомый кусок в виде поступающих денежных средств от жителей на содержание и капитальный ремонт. Но вступивший в силу в 2008 г. ФЗ №185 сразу же мобилизовал наших коммунальщиков. Тут же закипела работа по созданию ТСЖ, но эта работа проведена формально, без конкретного участия собственников.

     

    В газетах появились публикации, где жители выражали обеспокоенность тем, каким образом в их домах создаются ТСЖ. Работники ЖКХ ходят по квартирам и собирают подписи жильцов. Этими действиями они спровоцировали недоверие жителей города к проводимой реформе. Создаются двойные ТСЖ, проведен рейдерский захват уже действующих ТСЖ.

     

    Общественный совет по вопросам ТСЖ по просьбе городской администрации рассмотрел стратегический проект «Хозяин дома» на 2010-2015 гг. Мы предлагаем внести следующие дополнения и изменения:

     

    1) немедленно создать отдел по оказанию помощи руководителям ТСЖ, включить его в структуру администрации с подчинением напрямую одному из заместителей главы города, но только не коммунальщикам;

    2) начинать искать инициативных людей на должности председателей ТСЖ из числа жителей этих домов, организовать их обучение через ЦЗН;

    3) обустроить места для проведения общих собраний;

    4) заключать взаимовыгодный договор от имени ТСЖ на техническое обслуживание дома, а не на управление, как нам диктуют коммунальщики;

    5) рекомендовать администрации провести межевание земли, на которой стоят дома бывшей ЖСК, перерегистрированные в ТСЖ, за счет средств городского бюджета;

    6) ежеквартально на подъездах вывешивать отчеты по поступлению денег и их расходованию, как это делается в ТСЖ Оренбурга;

    7) ликвидировать нарушения правил при регистрации ТСЖ;

    8) создать надзорный орган с участием общественности, который будет контролировать расходование средств по ФЗ № 185.

     

    Мы обращаемся к главе города за помощью и надеемся, что данные предложения будут приняты и отражены в стратегическом проекте «Хозяин дома».


  • Сергей Егер, начальник УЖКХ г. Орска:

     

    КОММУНАЛЬЩИКИ СОЗДАВАЛИ ТСЖ, ПОТОМУ ЧТО СОБСТВЕННИКАМ ЖИЛЬЯ ДО ЭТОГО НЕ БЫЛО ДЕЛА

     

    - В последние годы перед государством стоит уникальная задача – формирование новой жилищной политики и жилищных отношений применительно к принципам рыночной экономики с учетом интересов всех слоев населения. Коммунальная сфера обладает определенной спецификой, связанной с социальными аспектами развития нашего общества. Соответственно, главная задача при реформировании данной отрасли заключается в определение форм и размеров государственного регулирования процессов рыночного механизма.

     

    Опыт прошлых лет научил людей все нововведения воспринимать с осторожностью. Нынешняя реформа ЖКХ началась еще в 90-е гг. В связи с тем, что это огромная отрасль, реформа затянулась до сегодняшнего дня и вышла на пик своих событий. В силу своей масштабности продолжается до сих пор. И одним из результатов реформы стал 185-ый закон. Его цель –стимулирование наиболее активной части населения, то есть собственников жилья.

     

    До настоящего времени ТСЖ не пользуется популярностью у собственников жилья и во многом недооценивается ими. А ведь правильная организация содержания здания значительно уменьшит потребности в том же ремонте здания. Содержание дешевле, чем ремонт, то есть оно не только окупит себя, но еще и даст сэкономить деньги. Таким образом можно повысить качество обслуживания дома и качество жизни каждого из жителей.

     

    В настоящее время в городе создано 155 ТСЖ, которые объединяют 426 домов – это 12,8 % от общего количества многоквартирных домов в Орске. Основные причины непопулярности ТСЖ:

    1) отсутствие системной пропагандистской работы;

    2) моральный и физический износ жилых домов;

    3) отсутствие интереса со стороны самих жильцов.

     

     

    Казалось бы, 185-ый закон вышел, и он предоставляет широкие полномочия собственникам жилья, в частности, получение субсидий из фонда содействия реформирования ЖКХ для выполнения капитального ремонта всего лишь при внесении 5 % денег самих собственников. Такого никогда не было: 5 % от собственников, а все остальное добавляет государство! Причем при первых шагах мы эти 5 % не требовали, а вносили сами. Во-вторых, собственники могут самостоятельно определять перечень ремонтных работ и, в конечном счете, это работает на повышение рыночной стоимости вашего жилья.


    СОЗДАННЫЕ ТСЖ ПОМОГЛИ «ПРИТЯНУТЬ» В ГОРОД ПОЧТИ 74 МЛН. РУБЛЕЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА


    Для участия в программе в 2008 году нужно было выполнить несколько важных требований. Например, нужно было сформировать и провести кадастровый учет земельных участков, что было сделано на средства местного бюджета, хотя есть дома, которые на 100% в собственности жильцов. Еще одно требование – участие города в развитии магистральных сетей тепло- и водоснабжения и водоотведения. На уровне города была принята такая программа, и финансировалась она из городского бюджета. Одно из условий было – создание не менее 5 % ТСЖ от общего числа многоквартирных домов. На чем мы и споткнулись. Основной груз в этой работе взяли на себя управляющие организации, потому что никому из собственников до этого не было дела. Управляющие компании помогали создавать ТСЖ, чтобы притянуть федеральные деньги в наш город.

     

    Не секрет, что среди этих ТСЖ самостоятельных в полной мере сравнительно мало. Это, в основном, ТСЖ, которые передали свои права и функции жилищным управляющим организациям. Заметьте, что это не запрещено законом. Многие люди, проголосовав за ТСЖ, доверились управляющим компаниям. Это не значит, что коммунальщики заставили их это сделать. Они продолжают управлять этими домами. Жители прекрасно понимают, что среди них почти нет специалистов и поэтому делегировали компаниям функции решения всех необходимых вопросов по оформлению документов. Для этого нужны были финансовые затраты, и УК пошли навстречу: за свой счет помогали пройти все этапы регистрации. Разве сами ТСЖ делали сметы, калькуляции затрат, дефектные ведомости? Все это делали управляющие компании, все сметы и все документы.

     

    Как результат этой работы, в 2008 г. мы получили определенные средства. Пусть не в том объеме, в котором нам хотелось бы, но это было наше первое участие в программе. В результате был проведен капитальный ремонт на 174 домах. Если бы мы не помогли создать ТСЖ, то эти дома не получили бы из федерального бюджета денег на капремонт. Общая площадь отремонтированных домов составила 386 тыс. кв. м. на общую сумму  почти 74 млн. руб. Лифтового оборудования отремонтировано на 19 домах почти на 17 млн., утепление и ремонт фасадов на площади 40 тыс. кв. м. на сумму 11 млн., ремонт крыш и кровель площадью 45 тыс. кв. м. на 21 млн., а также инженерных систем водо- теплоснабжения и водоотведения на сумму 25 млн. рублей.

     

    Сегодня необходимо определить наши дальнейшие действия. На наш взгляд, необходимо:

    1) вести активную информационную агитацию через все доступные средства массовой информации;

    2) смелее привлекать общественные организации для разъяснительной работы среди собственников жилья.

    Как пример: приезжаем на собрание, где 100% приватизированное жилье – спрашиваем жителей: чей дом? Кто что говорит: муниципальный, коммунальный, казенный… Но ни один не сказал, что это его дом. Почему-то все считают, что этот дом государственный или казенный. Никто не хочет заниматься им.

    3) необходимо обеспечить организационно-методическую работу и проведение учебы председателей ТСЖ., использовать опыт других городов; 4) определить порядок взаимоотношений между коммунальными организациями и поставщиками коммунальных услуг;

    5) проводить практические консультации по созданию ТСЖ силами специалистов УЖКЖ или администрации.

    В проекте «Хозяин дома» этот пункт значится – создание отдела по работе с ТСЖ – и думаю, что работа получит новый импульс.



  • Петр Матухнов, председатель городского общественного движения «Солидарность», член Общественной палаты г. Орска:

     

    ИДЕЯ ТСЖ ДИСКРЕДИТИРОВАНА ПАССИВНОСТЬЮ ГОРОДСКОЙ  ОБЩЕСТВЕННОСТИ

     

    - Я выступлю с критикой, но я категорически за сотрудничество горожан с администрацией. У нас в городе идет профанация сути ТСЖ. И в этом есть вина рядовых жильцов, потому что мы сами ничем не интересуемся! Я уже не раз выступал в СМИ и всегда говорю, что самая главная наша беда не в том, что мы не знаем, а в том, что не хотим знать.

     

    Добавлю, что ТСЖ должно быть рентабельно независимо от 185-го закона и поэтому должно создаваться на уровне хотя бы 200-квартирных домов, а не 8-квартирных, как делается сейчас. Проект «Хозяин дома» - очень хороший, но опять же – администрация нас собрала, на первом его обсуждении выступили 4 человека, остальные сидели и молчали. Второй раз собралась группа – то же самое. Кто виноват, что мы безынициативные? Кто виноват, что мы сами не хотим ничего знать?


  • Павел Коровин, председатель исполкома народно-патриотических сил Орска:

     

    С ГОРОДСКИМИ ТСЖ ТВОРИТСЯ НЕЛАДНОЕ

     

    - Достойные люди возглавили сегодня ТСЖ, почти с каждым можно идти в разведку. Но меня беспокоит тот факт, что поступило 20 обращений! И люди говорят, что в каждом доме творится неладное. Беру наугад – вот: улица Пацаева 12, здесь создано двойное ТСЖ, был произведен захват этого дома. Через суд отменили, но для этого бились целый год. Мы рассчитываем, что глава Орска разберется в проблеме и нам не нужно будет идти в суды. Надеемся, что Юрий Берг примет меры, чтобы восстановили законность. Эти 20 человек, чтоб не пропасть поодиночке, объединились и предложили Н. Макарову вступить здесь сегодня и защитить их интересы перед той машиной, которая на них наезжает. Мы рассчитываем, что после этого совещания закон будет работать.

     

    Юрий Берг:

     

    ПРОЕКТ «ХОЗЯИН ДОМА» - РЕЗУЛЬТАТ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА

     

    - Стратегический проект «Хозяин дома» не просто так появился. Вы же сами над ним работали! В инициативной группе были представители всех общественных организаций, мои заместители занимались этим делом – и появилась эта программа. До этого вечера эта программа у кого-нибудь из вас была? Сколько вам нужно времени, чтобы вы ее изучили, и мы продолжили этот разговор. И каждый из вас дал бы свое предложение. Этот документ – результат коллективного труда, а не выдумка Гафарова или Лунина. Этот проект сделали вы все вместе, поэтому, чтобы не толочь воду в ступе, изучите его, а потом мы разговор продолжим.  Самое главное, чтобы вы помнили - это ваши дома, ваши жильцы, и кто бы вас куда не тянул, думайте только об этом. Все в ваших руках и зависит только от вас.

  • Скачать стратегический проект «Хозяин дома» на 2010-2015 гг.

     

    Сергей Корносенков, "Урал56.Ру"


  • Подпишитесь
    на наш Telegram
    Следите за нашими новостями
    в удобном формате
    9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел