В сентября 2017 года в Оренбургской области было проведено полевое исследование магазинов электронной техники на предмет работы кредитных сервисов. Мужчина 29 лет прошел по ведущим магазинам цифровой техники региона, пытаясь взять в кредит ноутбук стоимостью 50 тысяч рублей. По результатам исследования удалось сравнить кредитные сервисы в магазинах по нескольким критериям.
Список магазинов,
участвовавших в исследовании
DNS. Оренбург, ТРЦ «Север», пр. Дзержинского, 23;
MediaMarkt. Оренбург, Шарлыкское ш., 1;
«М.Видео». Орск, пр. Ленина, 111 А;
«Эльдорадо». Орск, «Яшма», пр. Мира, 15 Д.
Критерии сравнения
Выбор техники. Наилучший выбор ноутбуков предложил магазин «М.Видео». На втором месте MediaMarkt. В «Эльдорадо» и DNS выбор компьютеров в наличии оказался ограниченным и пришлось соглашаться на компромиссные варианты ради продолжения эксперимента с кредитом.Наилучший выбор ноутбуков предложил магазин «М.Видео». Наиболее деликатная и профессиональная работа продавцов зафиксирована в MediaMarkt.
Переход клиента от продавца к кредитному специалисту. Наиболее технологично передача клиента от продавца к кредитному специалисту реализована в «М.Видео»: после подбора товара продавец выдает покупателю компактную карточку-штрихкод, с которой необходимо пройти в кредитный отдел. В остальных магазинах информация о товаре передаётся в виде распечатки А4 либо пишется на листе чуть ли не вручную.
Наиболее технологично передача клиента от продавца к кредитному специалисту реализована в «М.Видео». В этом же магазине количество документов, необходимых для выдачи кредита, оказалось наименьшим.
Необходимые документы. Для подачи заявки на кредит в каждом магазине требуется предъявить паспорт. В трех магазинах в дополнение к паспорту спросили про СНИЛС, не потребовался он только в «М.Видео». Таким образом, количество документов, необходимых для выдачи кредита, в «М.Видео» оказалось наименьшим.
Очередь. Все магазины посещались корреспондентом в середине рабочего дня в будни. Очередей в кредитных отделах не было.
В «М.Видео» процесс подачи заявки наиболее наглядный и прозрачный для клиента
Во всех магазинах заполнение анкеты длится около 20 минут
Количество вопросов. Набор вопросов практически идентичный во всех четырех магазинах. Помимо паспортных данных и контактов у клиента узнают семейное положение и образование, уточняют среднемесячный доход, спрашивают о наличии детей до 18 лет. Отличия в наборе вопросов, которые зафиксировал корреспондент, изложены в следующих пунктах.
Требования к трудоустройству заемщика. «М.Видео» – единственный магазин, который был готов выдать кредит фрилансеру. В остальных магазинах требовалось указание постоянного места работа, кроме того, играл роль стаж на последнем месте – не менее 3-ех месяцев. В MediaMarkt требовалось указание только названия, адреса и телефона организации, а в DNS, «Эльдорадо» и «М.Видео» потребовалось также указать ФИО генерального директора и должность заемщика.
Количество контактов для экстренной связи. MediaMarkt – единственный магазин, где было достаточного одного номера телефона заемщика и одного контактного лица сверх контакта заемщика. В «Эльдорадо» второе контактное лицо потребовалось в связи с тем, что у заёмщика нет второго телефона, а в DNS его потребовали как дополнительную «страховку» в связи с пропиской клиента в другом (соседнем) регионе. В «М.Видео» сотрудник тоже запросил два контактных лица, но ограничился одним номером телефона заёмщика.
MediaMarkt – единственный магазин, где было достаточного одного номера телефона заемщика и одного контактного лица сверх контакта заемщика.
Скорость одобрения. Буквально через секунды после отправки заявки в «М.Видео» клиенту пришли две смс, что кредит одобрен – от Почта Банка и ПАО КБ «Восточный». Ответы остальных банков появились в компьютере у сотрудника не более чем через 5 минут после отправки заявки. Чуть более долгим оказался процесс рассмотрения заявки в «Эльдорадо» (5 минут) и MediaMarkt (10 минут). В DNS ожидать пришлось почти полчаса, причем это был единственный магазин, где банк («Почта банк») стал звонить клиенту и проверять работу кредитного специалиста – задавать те же самые вопросы повторно. Кроме того, только после визита в DNS был совершен звонок на работу корреспондента для проверки указанных им данных.
— Наибольшее количество банков-партнеров у «М.Видео»
Четкость работы сотрудников. Наиболее четким, алгоритмизированным выглядела работа специалиста в кредитном отделе «М.Видео».
В случае если покупатель передумал брать кредит, все четыре магазина имеют техническую возможность оставить заявку до конца рабочего дня.