17 декабря 2017 • Вc • 11:01 Сегодня: -15... -11°C Завтра: -15... -10°C $ 58.90 € 69.43

Денис Мацуев: «Люди изголодались по настоящей музыке»

- Концерт классической музыки – это не «развлекаловка», не поп-корн, который съел в кино и забыл. Это тяжелая работа, к которой нужно иметь соответствующую подготовку. Но когда ты себя сумеешь себя подготовить, то поймешь, какое это очищение, какой невероятный заряд и лекарство от всего... Пресс-конференция Дениса Мацуева в Орске - на Урал56.Ру


11949 0
16.03.2011 Область
14 марта состоялось невиданное для Орска событие - концерт пианиста мирового уровня Дениса Мацуева. За два часа до выступления известный музыкант ответил на вопросы журналистов:

Дебюты в таких городах, как Орск, для меня очень важны

- Для меня приезд в ваш город очень ответственен, потому что это мое дебютное выступление у вас. На карте нашей страны осталось не так много городов, где я не выступал, в том числе небольших. Когда я в прошлом году получал государственную премию, я взял карту и посмотрел, где был: получилось больше ста городов, и больших, и маленьких. И в некоторых из них я был по 15-20 раз.

- Я глубоко убежден, что  завоевать нашу публику можно не с первого или второго раза.  Поэтому такие локальные дебюты для меня очень важны. Да, мы играем каждый год в Нью-Йорке, Вене, Лондоне, Париже, Риме, Токио… Но концерты в таких небольших городах, как Орск, для меня не менее ответственны. Потому что здесь наша публика, и я всегда говорю, что она для меня самая главная, самая правильная и самая родная.



- Наша встреча проходит в рамках пробного фестиваля «Оренбургские сезоны». Регион только начинает входить в концертную жизнь классической музыки. Это очень важно, потому что провинция должна присутствовать на карте классической филармонии. Публика изголодалась по настоящему искусству. Музыка, пожалуй, единственное из всех искусств, не тронутое какими-то современными постановками, я говорю об опере, кино, театре... Сегодня концерт будет в драматическом театре – это для меня близко, потому что я вырос в Драматическом театре Иркутска имени Охлопкова, где мой папа был заведующим музыкальной частью. В 91-ом году мы переехали всей семьей и сейчас вместе разлетаемся по всему свету от Америки до Японии.

- Я очень жду сегодняшнего концерта. Вы не представляете, первый раз в городе! Неизвестная публика, и я знаю, что город не особо избалован классическими концертами, и мне это вдвойне приятно.

Для меня публика везде одинаковая, будь то Карнеги-холл или драматический театр Орска

- Для вас это дебют, а для нас это еще больший дебют, потому что вы первая звезда классической музыки такой величины, которая к нам приезжает. Мы гастролями-то поп-звезд не избалованы…

- Слава богу!

- Такой плотный график поездок – это принципиальное решение отдать себя на «растерзание»?

- Хочется очень многое успеть. Когда ты в хорошей форме, то хочешь поделиться с большим количеством людей тем, на что ты способен. То сумасшествие, которое у меня сейчас происходит, с одной стороны, от того, что я еще не умею говорить слова «нет», но с другой стороны, я сам от этого получаю огромное удовольствие. Поэтому когда меня приглашают в Нью-Йорк или Орск, для меня абсолютно одинаково по значению, с каким индексом ответственности я работаю. Для меня публика везде одинаковая, будь то Карнеги-холл или Драматический театр Орска. Я получаю от этого огромное удовольствие. Конечно, 160 концертов в год – это нелегко, но пока еще Сибирская инерция дает о себе знать.

Мы отбираем новые искорки, не звездочки!

- В Орске есть для вас инструмент?

- Вы знаете, я его еще не видел, но, говорят, на нем можно сыграть «Времена года» Чайковского и «Карнавал» Шумана и, наверняка, какие-нибудь «бисы». Кажется, Рихтер сказал, что не бывает плохих инструментов, бывают плохие пианисты. Я знаю, что рояль не новый, и надеюсь, что вы приобретете новый инструмент – это будет хорошим тонусом для молодого поколения. В рамках фестиваля проходит отбор конкурса фонда «Новые имена». Это теперь бренд, знак качества, я сам выходец этого конкурса.

- Помимо моих концертов, лучшие профессора из Москвы и Петербурга производят отбор. Мы отбираем новых искорок. Не звездочек, потому что это опасное слово. К этому нужно относиться с глубокой иронией. Слава богу, меня мои родители определили в этом отношении, и я адекватно воспринимаю все, что происходит в моей жизни.


- Отбор новых имен пользуется огромным успехом. В этом году несколько детей из Орска станут стипендиатами. Это не значит, что завтра у них будут мировые турне, просто мы их заметили, отметили, мы им будем помогать. Это очень важно. Мы трубим по всем каналам о национальной спортивной идее, что очень здорово. Для меня, например, до 16 лет спорт был на первом месте, а никак не классическая музыка, я бредил футболом, хоккеем…

- В 2018 году будет гениальное событие – Чемпионат мира по футболу в России, но пока мы не можем набрать даже на одну сборную настоящих талантов. А в цехе культуры? Почему-то ни на одном канале, ни в одной центральной газете нет раздела «Новости культуры», кроме канала «Культура», разумеется. Это просто беда. Культура – это единственное, что у нас осталось настоящего. И если провести аналогию со спортом, то не на одну сборную наберется талантов, поверьте мне. Просто об этом мало кто говорит.

Музыкальное образование в России – лучшее в мире

 - Вы как член совета при президенте о чем говорите руководителю страны?

- Совет собирался несколько раз, я говорил о молодом поколении, о ситуации в педагогическом цехе наших школ. Последние рассуждения о смене на европейский манер наших музыкальных школ считаю абсолютной глупостью, у нас оно лучшее в стране, да и в мире. «Магистратура» и «бакалавры» красивые названия, но опасно влезать в устоявшиеся уникальные системы образования.

- Я много говорил о зарплатах наших педагогов, которые почти все уезжают в Китай, где музыка чуть ли не возведена в ранг национальной идеи. И если мы посмотрим на мировую концертную афишу, там очень много китайцев. И основные педагоги русские! То же самое, когда смотришь Олимпиаду или фигурное катание: русские тренеры не у наших спортсменов. В Совете действительно много вещей можно решить.



- Вы в детстве не любили играть гаммы и считаете, что это вредит техническому аппарату музыканта?

- Я говорил это исключительно применительно к своей персоне, потому что я начинал сразу учить произведения без гамм, без этюдов. Но кому-то нужно и гаммы играть, и заниматься по десять часов: к таланту нужен исключительно индивидуальный подход. Это настолько хрупкое существо, что его можно мгновенно изменить. Искусство и педагогов, и родителей в том, чтобы раскрыть этот талант.

Классическая музыка – тяжелая работа, а не поп-корн

- Ваши творческие цели?

- Выдержать все это. Концерты расписаны до 2014 года. Довольно плотный график. Я еще много чего не сыграл. И, конечно, не забывать про мое и более молодое поколение, потому что очень сложно бороться с машинами шоу-бизнеса и коммерциализацией. Культура убыточна изначально и невозможна без дотаций.


Культура не должна быть прилагающим, развлекающим фактором, потому что концерт классической музыки – это не развлекаловка. Это не поп-корн, который ты съел в кино и забыл. Это тяжелая работа, к которой нужно иметь соответствующую подготовку. Но когда ты себя сумеешь подготовить, то поймешь, какое это очищение, невероятный заряд, лекарство от всего! От плохой экологии, от невзгод, от бешеного темпа и даже от болезней.

- Я знаю, что на мои концерты в Японии приводят инвалидов. После концертов им становится лучше! И в этом нет ничего необычного, потому что классическая музыка обладает уникальным свойством воздействия на мировоззрение, душу, чувства. Она очищает и это очень сложно выразить словами.

- Должна присутствовать некая химия, как я это называю, между исполнителем и публикой. Этот контакт рождает такое, что объяснить словами очень сложно. В последнее время многие стали ходить на концерты классической музыки, залы переполнены, потому что люди изголодались по-настоящему. Поэтому мы будем биться дальше.



Сергей Корносенков, Урал56.Ру

Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


Атлантида
15, 16 и 17 декабря в Орске будут отключать свет 12 декабря в Оренбурге не будет света 10 декабря в Оренбурге отключат свет С 9 по 11 декабря в Орске отключат свет Перейти в раздел