Профессор Алексей Обухов: «В Орске меня больше всего порадовали школьники»

Профессор МПГУ, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher» Алексей Обухов уже более десяти лет с группой детей путешествует по необъятным просторам России, знакомясь с культурами разных народов. Недавно профессор побывал в Орске и рассказал корреспонденту Урал56.Ру о своих экспедициях


7191
06.12.2010 Область
Познать окружающий мир живьем, а не по чужим рассказам или записям, с детства мечтает каждый. Русский Север, Байкал, Белое море – эти отдаленные уголки нашей Родины знакомы школьникам только по книжкам. Побывавший в гостях у Орска профессор Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher» Алексей Обухов уже более десяти лет руководит группой детей, с которой путешествует по необъятным просторам России, знакомясь с культурами разных народов. О своих экспедициях и о том, как зарождалась эта деятельность, профессор рассказал сайту Урал56.Ру.

- Алексей Сергеевич, расскажите о себе.

- Сложно ответить однозначно, хотя я сам, как исследователь, ставлю перед многими этот вопрос: кто ты такой? Есть такая методика «Кто я?», которая предполагает, что человек может ответить на данный вопрос не единожды и каждый раз – по-новому. В зависимости от контекста я тоже могу ответить по-разному. С одной стороны, формально, я заведующий кафедрой психологии образования МПГУ, профессор, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии. Но при этом я являюсь еще главным редактором журнала «Исследователь/ Researcher» и заместителем главного редактора журнала «Развитие личности». Это два очень разных журнала.  Один из них («Развитие личности») – это академический журнал по психологии, другой («Исследователь/ Researcher») – научно-методический, который продвигает исследовательский подход в образовании.

Орск – город обычный, но люди в нем производят очень позитивное впечатление

- С какой целью вы приехали в Орск?

- В Орск меня пригласили коллеги Центра практической психологии г.  Орска, факультета педагогики и методики начального образования ОГТИ и гимназии №2. Цель моего приезда  - оказать методическую помощь учителям, которые работают с учениками исследовательскими методами. Встретился я также с психологами, рассказав о методе  нарративной психологии. Для студентов и школьников я провел лекцию по собственным исследовательским материалам, тема которой мне очень интересна  - «Личность в контексте культурных традиций». Организаторы встречи преследовали и свою цель – «заразить» студентов и школьников исследовательским интересом к иным культурам.

- Какое впечатление на вас произвел Орск?

- Любой город – это, как минимум, две составляющие: пространство и люди. Орск – индустриальный город, на пространство здесь особо и не обратишь внимание. Такие же районы и кварталы есть практически в любом городе. Но вот люди произвели на меня очень позитивное впечатление. Я встретился здесь с тремя категориями социальных групп: учителя, психологи, студенты  и школьники. И особенно порадовали школьники: у них есть живой интерес ко всему, после лекции они задавали вопросы, просили дополнительный материал. У ребят есть мощный потенциал для собственного развития, что является, в том числе, показателем эффективности работы учителей. Здесь я встретился с очень многими приятными людьми, так что впечатление от Орска позитивное, но не как о городе, а как о том месте, где живут эти люди.

Не знаю как в Орске, но московские ребята лучше знают курорты Турции, нежели просторы родной страны

- Алексей Сергеевич, вы много путешествуете, притом не один – организуете исследовательские экспедиции для школьников. Какова их цель?

- Исследование не может быть абстрактным, оно проводится на конкретном материале. Для меня главное, чтобы дети научились самостоятельно проводить исследования, собирать материал, его анализировать, осмыслять. Преследую я и еще одну цель. Не знаю как в Орске, но для московских ребят характерно то, что они лучше знают курорты Турции, нежели просторы родной страны. А ведь Россия уникальна, своеобразна и неисчерпаема по местам-источникам познания. Наши ребята должны познать нашу страну не по книжкам, не по телевизору, а живьем.

- Как давно началась подобная работа?

- Экспедиции такого большого плана начались с 1990 года. В первую экспедицию мы посетили Чукотку, наблюдая за полным солнечным затмением. Чуть позже начались и экспедиции по деревням.

В горных селениях на Северном Кавказе безопаснее, чем в любой русской деревне

- В каких местах вы побывали еще? С чем связан выбор пункта назначения?

- Долгое время в центре нашего внимания находился регион Русского Севера, Белое море, Архангельская область, Карелия, потом состоялось несколько экспедиций на Алтай, в Бурятию. В одном регионе мы посещали разные районы: один пункт назначения от другого располагался порой за тысячу километров. Полностью объездили Байкал, изучив его с северной, южной, восточной и западной сторон.  Сам я объездил еще несколько республик Северного Кавказа. К сожалению, ребят туда не пускают родители. Хотя в тех горных селениях, в которых я бывал, даже безопаснее, чем в любой русской деревне. Нормативность отношений к гостю, к ребенку там сохраннее.

- Как вы считаете, насколько развита исследовательская деятельность школьников в Орске? Возможно ли организовать выездные экспедиции для орских школьников?

- Насколько я понял, в Орске экспедиций такого рода пока нет, но исследовательская деятельность здесь существует достаточно давно. Это я знаю по ребятам, которые участвуют во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени Вернадского и по конкурсу дошкольников и младших школьников «Я - исследователь». Надеюсь, вскоре гимназия №2, директор  которой очень заинтересован в этом,  и студенты, будущие социальные педагоги,  сообща начнут организовывать долгие выездные экспедиции целых групп. При этом не обязательно начинать с огромных экспедиций с множеством участников. Основная идея – это выход в то пространство, которое ты изучаешь. И ты изучаешь его таким, какое оно есть, в первозданном виде, а не те материалы, которые отобраны другими.

- Алексей Сергеевич, что бы вы пожелали орским учителям и ученикам?

- Учителям и ученикам хочу пожелать, чтобы они сохраняли активную познавательную позицию. Если учитель потеряет такое отношение к жизни, это очень опасно для учеников. Когда ребята видят, что учителю ничего неинтересно, они тоже ни к чему не стремятся. Желаю всем сохранить этот исследовательский интерес к окружающему миру, к другим, к самому себе.

Татьяна Карпочева, Урал56.Ру





Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел