Урал56
14 декабря 2018 • Пт • 13:12 Сегодня: -5... -3°C Завтра: -13... -2°C $ 66.26 € 75.39

Профессор Алексей Обухов: «В Орске меня больше всего порадовали школьники»

Профессор МПГУ, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher» Алексей Обухов уже более десяти лет с группой детей путешествует по необъятным просторам России, знакомясь с культурами разных народов. Недавно профессор побывал в Орске и рассказал корреспонденту Урал56.Ру о своих экспедициях


6197
06.12.2010 Область
Познать окружающий мир живьем, а не по чужим рассказам или записям, с детства мечтает каждый. Русский Север, Байкал, Белое море – эти отдаленные уголки нашей Родины знакомы школьникам только по книжкам. Побывавший в гостях у Орска профессор Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher» Алексей Обухов уже более десяти лет руководит группой детей, с которой путешествует по необъятным просторам России, знакомясь с культурами разных народов. О своих экспедициях и о том, как зарождалась эта деятельность, профессор рассказал сайту Урал56.Ру.

- Алексей Сергеевич, расскажите о себе.

- Сложно ответить однозначно, хотя я сам, как исследователь, ставлю перед многими этот вопрос: кто ты такой? Есть такая методика «Кто я?», которая предполагает, что человек может ответить на данный вопрос не единожды и каждый раз – по-новому. В зависимости от контекста я тоже могу ответить по-разному. С одной стороны, формально, я заведующий кафедрой психологии образования МПГУ, профессор, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии. Но при этом я являюсь еще главным редактором журнала «Исследователь/ Researcher» и заместителем главного редактора журнала «Развитие личности». Это два очень разных журнала.  Один из них («Развитие личности») – это академический журнал по психологии, другой («Исследователь/ Researcher») – научно-методический, который продвигает исследовательский подход в образовании.

Орск – город обычный, но люди в нем производят очень позитивное впечатление

- С какой целью вы приехали в Орск?

- В Орск меня пригласили коллеги Центра практической психологии г.  Орска, факультета педагогики и методики начального образования ОГТИ и гимназии №2. Цель моего приезда  - оказать методическую помощь учителям, которые работают с учениками исследовательскими методами. Встретился я также с психологами, рассказав о методе  нарративной психологии. Для студентов и школьников я провел лекцию по собственным исследовательским материалам, тема которой мне очень интересна  - «Личность в контексте культурных традиций». Организаторы встречи преследовали и свою цель – «заразить» студентов и школьников исследовательским интересом к иным культурам.

- Какое впечатление на вас произвел Орск?

- Любой город – это, как минимум, две составляющие: пространство и люди. Орск – индустриальный город, на пространство здесь особо и не обратишь внимание. Такие же районы и кварталы есть практически в любом городе. Но вот люди произвели на меня очень позитивное впечатление. Я встретился здесь с тремя категориями социальных групп: учителя, психологи, студенты  и школьники. И особенно порадовали школьники: у них есть живой интерес ко всему, после лекции они задавали вопросы, просили дополнительный материал. У ребят есть мощный потенциал для собственного развития, что является, в том числе, показателем эффективности работы учителей. Здесь я встретился с очень многими приятными людьми, так что впечатление от Орска позитивное, но не как о городе, а как о том месте, где живут эти люди.

Не знаю как в Орске, но московские ребята лучше знают курорты Турции, нежели просторы родной страны

- Алексей Сергеевич, вы много путешествуете, притом не один – организуете исследовательские экспедиции для школьников. Какова их цель?

- Исследование не может быть абстрактным, оно проводится на конкретном материале. Для меня главное, чтобы дети научились самостоятельно проводить исследования, собирать материал, его анализировать, осмыслять. Преследую я и еще одну цель. Не знаю как в Орске, но для московских ребят характерно то, что они лучше знают курорты Турции, нежели просторы родной страны. А ведь Россия уникальна, своеобразна и неисчерпаема по местам-источникам познания. Наши ребята должны познать нашу страну не по книжкам, не по телевизору, а живьем.

- Как давно началась подобная работа?

- Экспедиции такого большого плана начались с 1990 года. В первую экспедицию мы посетили Чукотку, наблюдая за полным солнечным затмением. Чуть позже начались и экспедиции по деревням.

В горных селениях на Северном Кавказе безопаснее, чем в любой русской деревне

- В каких местах вы побывали еще? С чем связан выбор пункта назначения?

- Долгое время в центре нашего внимания находился регион Русского Севера, Белое море, Архангельская область, Карелия, потом состоялось несколько экспедиций на Алтай, в Бурятию. В одном регионе мы посещали разные районы: один пункт назначения от другого располагался порой за тысячу километров. Полностью объездили Байкал, изучив его с северной, южной, восточной и западной сторон.  Сам я объездил еще несколько республик Северного Кавказа. К сожалению, ребят туда не пускают родители. Хотя в тех горных селениях, в которых я бывал, даже безопаснее, чем в любой русской деревне. Нормативность отношений к гостю, к ребенку там сохраннее.

- Как вы считаете, насколько развита исследовательская деятельность школьников в Орске? Возможно ли организовать выездные экспедиции для орских школьников?

- Насколько я понял, в Орске экспедиций такого рода пока нет, но исследовательская деятельность здесь существует достаточно давно. Это я знаю по ребятам, которые участвуют во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени Вернадского и по конкурсу дошкольников и младших школьников «Я - исследователь». Надеюсь, вскоре гимназия №2, директор  которой очень заинтересован в этом,  и студенты, будущие социальные педагоги,  сообща начнут организовывать долгие выездные экспедиции целых групп. При этом не обязательно начинать с огромных экспедиций с множеством участников. Основная идея – это выход в то пространство, которое ты изучаешь. И ты изучаешь его таким, какое оно есть, в первозданном виде, а не те материалы, которые отобраны другими.

- Алексей Сергеевич, что бы вы пожелали орским учителям и ученикам?

- Учителям и ученикам хочу пожелать, чтобы они сохраняли активную познавательную позицию. Если учитель потеряет такое отношение к жизни, это очень опасно для учеников. Когда ребята видят, что учителю ничего неинтересно, они тоже ни к чему не стремятся. Желаю всем сохранить этот исследовательский интерес к окружающему миру, к другим, к самому себе.

Татьяна Карпочева, Урал56.Ру





Сервис комментирования материалов сайта Ural56.Ru не является частью сайта Ural56.Ru, а предоставлен сервисом hypercomments.com. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса hypercomments.com, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом hypercomments.com самостоятельно. *

Календарь материалов

Декабрь
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Подпишитесь
на наш Telegram

Подпишитесь на нашу
email-рассылку


дфм
14 декабря в Орске не будет света 12 декабря в Орске не будет света 11 декабря в Оренбурге не будет холодной воды 11 декабря в Орске не будет света Перейти в раздел