15 февраля 1989 года с территории Афганистана были выведены советские войска. По официальной версии, потери с нашей стороны составили около 30 тысяч человек. Но недавно военные стали рассекречивать информацию. Даже озвучили цифру: за один "спокойный" год там умирало не меньше пяти тысяч солдат! Современникам практически невозможно ответить на вопрос: "А нужна ли была эта война?" Понимаем, что нужно было защищать южные рубежи нашей границы, но людские потери безвозвратны и даже спустя 22 года не утихает боль в сердцах матерей и отцов, жен и сестер. И не утихнет никогда…
Орчанин
Василий Михайлович Никифор, майор в отставке, участник тех событий, был награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах III степени". На его счету более 200 боевых вылетов.
- Год и два месяца служил в 181 Отдельном вертолетном полке старшим врачом, - рассказывает Василий Михайлович. – Интересна история его создания. Полк был сформирован в 1972 году, дислоцировался на аэродроме Джамбул. Покорители небесных просторов выполняли правительственные задачи по поиску и встрече спускаемых аппаратов космических кораблей.
Василий Никифор
С 1980 года три эскадрильи стали базироваться в афганском аэропорту города Кундуз. А в мае 1986 года я стал нести службу в этом полку. Наши отважные летчики совершили свыше 120 тысяч боевых вылетов. Там, в афгане особая специфика местности: пустыни, горы и ущелья. И порой только вертолет и мог привезти ребятам снаряды, провизию и забрать раненых.
В нашем полке было шесть героев Советского Союза. 2-3 дня готовились к вылету и приводили в порядок технику, а потом столько же времени собирали по полям боевых сражений убитых летчиков. Если в пехоте на 1 убитого приходится 4 раненых, то в военно-воздушных силах, наоборот: на 1 раненого 4 убитых.
С друзьями. Василий Никифор - в центре
Дело в том, что при повреждении лопасти наружного винта нарушается центровка, и конструкция при падении летающего средства сминается и рвет человека на части. Вот этих несчастных я собирал под защитой группы прикрытия. Не позже чем через три часа после аварии мы должны были собрать с поля боя умерших, иначе душманы их успевали заминировать. Поэтому кидал в сторону покойника "кошку" (морской якорь) и чуть-чуть тащил по земле. Если не было хлопка, значит тело не начинено взрывчаткой.
- Неужели нервы способны такое выдержать?
- Это не прошло бесследно для моего здоровья. В госпиталь попал с высоким давлением и аритмией сердца. А через пять лет, как пришел из Афганистана, стал диабетиком, заболевание прогрессировало 17 лет. Меня спас однополчанин –
Вадим Михальский – мы вместе с ним служили на "Соколе", он был фельдшером эскадрильи. Он был еще совсем молодым мальчишкой – призывником. А после войны поступил в медицинский институт, сейчас является доцентом кафедры Российского государственного медицинского университета. Вадим работает в 15 – й городской больнице г. Москвы, заведует отделением гнойной хирургии.
Вадим Михальский
Когда у меня появилась гангрена, проконсультировался с Вадимом по телефону. Было два пути решения: ампутация либо смерть. Я согласился на операцию и мне ее грамотно сделали врачи в городской больнице № 6. Жилищно-коммунальные службы пошли на встречу и установили перед подъездом пандус. Но проблема заключена в шести ступеньках, которых не могу преодолеть.
Полине Ивановне, жене, приходится вручную переносить непосильную тяжесть. Она говорит, что нужно снять дверь с квартиры и стелить на ступеньки, а потом складывать ее под лестницу. Хотя в других городах устанавливают специальные откидные пандусы, которые пристегиваются к перилам.
- Вас окружают настоящие люди, которые не бросили в тяжелый момент: жена Полина Ивановна и младший сын Виктор, которые ухаживают за вами, заботятся…
- Да, сейчас смотришь телевизор и становится страшно: люди думают только о себе, только о материальном и поэтому подставляют подножки близким и даже убивают ради квартир. А без духовных ценностей человек – это пустое место, просто кошелек, набитый купюрами. Мне повезло с родными, но вот здоровье Полины Ивановны беспокоит: у нее недавно тоже диагностировали диабет. А меня в понедельник кладут в больницу на профилактическое лечение. Но я не буду сдаваться. В город Рузу отправили заявку на получение протеза.
Урал56.Ру