29 марта 2024 • Пт • 17:19

Культурный комплекс неполноценности

Мэтры отечественной музыки говорят, проблема в том, что о культурной деятельности недостаточно известно тем, кому она собственно и предназначена – современному обществу. Так и есть в действительности. К сожалению, сейчас государство в лице чиновников продвигает иные приоритеты. А что собой представляет орская культура?


11216
09.02.2011 Область
Мэтры отечественной музыки говорят, проблема в том, что о культурной деятельности недостаточно известно тем, кому она собственно и предназначена – современному обществу. Так и есть в действительности. К сожалению, сейчас государство в лице чиновников продвигает иные приоритеты. А что собой представляет орская культура?

Культура должна быть голодной, иначе она себя сожрёт

Итак, Оренбургская область находится на 68-м месте в России и на 10-м в ПФО по заработной плате работников культуры. До недавнего времени заработная плата работника культуры – будь то специалист краеведческого музея, клубный работник или хореограф – составляла 4330 рублей, то есть была на уровне МРОТа. С февраля оклад немного подняли. И все равно это мизер. Впрочем, и с финансированием культуре не везет после того, как промышленные предприятия отказались от балласта и финансирование иссякло.

– Чтобы достойно содержать работников культуры, нам нужно примерно полтора бюджета, выделяемого сегодня на культуру города в целом, – говорит начальник отдела культуры горадминистрации Владимир Кожеватов. – То есть необходимо 135 миллионов. На поддержку материально-технической базы из областного бюджета мы получаем 1,5-2 млн в год. Из городского – в целом на культуру – 100 млн рублей. Практически 90 процентов этих средств уходит на заработную плату работников культурных учреждений и оплату коммунальных услуг.



Иного источника для содержания таких учреждений нет, самостоятельно зарабатывать деньги большинство из них не может. А если может, то по минимуму. Есть, кстати, одна интересная фраза: культура должна быть голодной, иначе она себя сожрёт. Это верное изречение. Вспомните эпоху Возрождения: все мастера, видные деятели искусства творили именно в то время. Жили впроголодь, но творили. Я не говорю о том, что нужно оставить все проблемы культуры и отвернуться от них. Искусству нужно помогать в любом случае.

Одна из важнейших проблем – нехватка учреждений культуры: музей, драмтеатр, два кинотеатра, пара выставочных залов, пара домов культуры (ДК нефтехимиков – муниципальный и ДК железнодорожников – ведомственный). Функционирует восемь клубов, шесть из них сельские. Нельзя сбрасывать со счетов домовые клубы и Дворец пионеров.

– Сейчас решается вопрос по возврату в областную собственность Дворца металлургов, – уточняет Кожеватов. – По объективным причинам драматическому театру, который уходит в этом году на ремонт, нужно где-то размещаться. Также колледжу искусств необходимо хореографическое отделение для развития и на перспективу. Пока громко не говорим, но будем открывать художественное отделение на его базе. Соответственно, появится еще один хороший зрительный зал на 450 мест, который будет работать как концертная площадка. Ничего нет такого, что бы помешало вернуть дворец культуре.

Только одно: когда правительство области изыщет для этого средства. Думаю, в ближайшее время вопрос решится положительно. Тем более, подобные возвраты уже имели место быть. Так, кинотеатр «Октябрь» уже в областной собственности и уже передан колледжу искусств. Только пока он «законсервирован», потому что в здании нет ни света, ни тепла. В будущем там будет хорошая концертная площадка. Основная задача стоит перед министерством культуры области: изыскать средства в сумме 67 млн рублей на ремонт здания и помещений.

Все учреждения работают, но проблема в нехватке площадок для концертов и репетиций есть. Нет помещений у национальных коллективов. Мы им, как можем, помогаем в решении этой проблемы. Предоставили помещение в ДК нефтехимиков четырем общественным национальным организациям, к примеру. В конце февраля планируем провести крупное мероприятие – «Венок народов». Посмотрим, в каком состоянии находится национальная культура города, ансамбли, которые организовываются самостоятельно и живут без нашей поддержки. Большинство из них состоят из людей старшего поколения, культурных работников, которые были свидетелями перестройки, а именно она сильно сказалась на культуре. Тогда часть профессионалов сломалась морально, часть – потерялась, часть – уехала. Но те, кто остался, продолжают работать в городе уже более 20 лет.

Здесь стоит упомянуть о Доме дружбы, который пытались открыть в Орске, да так и не открыли. Здание, в котором планировали национальный центр, оказалось в аварийном состоянии. Фундаментпроект завернул все ремонтные работы еще в то время, когда главой города был Юрий Берг. Несущие стены предложили снести и отстроить практически заново первый этаж, а затем возвести второй: это уже не косметический ремонт, а капитальный. У города на это средств не было. В принципе, их не было даже на косметический ремонт, финансировать проект должны были из спонсорских средств.

Итак, Орск остался без Дома дружбы. В ДК нефтехимиков сейчас размещаются 4 национальных общества: татары, башкиры, немцы и славяне. Пусть в небольшом помещении, но они располагают им. Сейчас решается вопрос о передаче под репетиционное помещение комнаты, где работает бухгалтерия. Там должны разместиться еще несколько национальных организаций (всего их в городе 11). Но ведь это – не Дом дружбы, скорее, это просто центр культурной национальной жизни.
 
Люди петь не хотят?

– Чтобы понять, должным ли образом работает искусство или оно умирает, проводятся фестивали, – продолжает Владимир Дмитриевич. – Они показывают, что сейчас культура не хуже, чем была раньше. Сейчас на предприятиях понемногу возрождается рабочий спорт. Думаю, что вернется и самодеятельное творчество. Хотя нельзя собрать людей, выучить одну песню и пойти на сцену. В советское время мы к этому и пришли. На мартовских смотрах художественной самодеятельности всегда были подставные танцоры и солисты. Остальных рабочих надевали в униформу и выпускали на сцену в качестве массовки. В жюри сидели работники культуры, они же и руководили. Была профанация в 70-80-х годах. Так что мы сами изначально породили то, что должно было умереть еще тогда. Теперь пожинаем плоды прошлых лет.

Начали культивировать профессиональную песню, эстрадную, а люди петь не хотят. В общеобразовательных школах развития нет никакого. Если бы мы возродили эти духовно-нравственные традиции, можно было бы говорить о больших успехах орской культуры. Сначала мы все порушили, а теперь говорим о проблемах духовности. Ничто так не сблизит, как единое сказанное слово «вместе», «спето, прочувствовано» без всякой попсы на трех словах, без всякой фальши, фонограммы. Ориентироваться нужно на это. К этому нужно возвращаться, чаще проводить фестивали, искать местных талантов, а не привозить, к примеру, коллективы из Челябинска. Но молодежи невыгодно приходить в культуру и получать минималку. На таких смешных ставках работают только энтузиасты.
С последней фразой солидарны все. Даже те, кто к культуре и искусству имеет опосредованное отношение. Спорт, культура – это как раз те сферы, в которых заработать очень трудно.

– Учреждениям культуры сейчас сложно, – делится мнением руководитель вокального ансамбля «Настроение» Эллина Богданова. – Что они могут заработать? Практически ничего. Они производят продукт, который если покупается, то только за небольшие деньги. И не местный комитет культуры, а государство обращает внимание на искусство в последнюю очередь. Как правило, финансирование осуществляется по остаточному принципу. Вроде бы наши политики умные и грамотные, но они не могут понять, что как раз культуру и нужно развивать. В ней – наше будущее. Мы сегодня сеем то, что пожнем завтра.

Культурную жизнь в городе продвигают руководители ансамблей, коллективов: они рады взять в свои составы всех, развивать молодежь, обогащать ее. У нас тоже есть задумка создать молодежную группу, но существует большая проблема с привлечением молодых людей. Те, кто к нам приходят, прекрасно понимают, что их труд будет оплачиваться по минимуму. Им не занимать стремления, энергии, таланта. В них присутствуют здоровые амбиции: они хотят делать лучше своего учителя. И это чудесно. Но вся беда в том, что наша молодежь стремится покинуть город в поисках лучшей работы, высокой зарплаты и больших успехов. Хотя, мне кажется, перспективы роста в Орске хорошие. А главное – есть талантливые дети, с которыми можно и нужно заниматься.

Нельзя сказать, что все так плохо в орской культуре. В Орске сегодня существуют 17 народных коллективов, два из которых получили это звание в прошлом году. Продолжают существовать хоры на базе художественных школ города. Развиваются самодеятельные коллективы: вокальные, танцевальные. Может быть, не все из них мы видим на городских сценах, но они живут, работают. Плохо, что в колледже искусств сейчас нет народного отделения, нет фольклора, который так необходим. Зато в Орске есть клубная культура, в Оренбурге такой нет.

Орским артистам показать нечего, а пипл все равно хавает

Иного мнения придерживается директор агентства «Семак-корпорайшен» Егор Семак:

– В области к профессиональным танцевальным коллективам могу отнести только танцевальные ансамбли Бориса и Веры Сартаковых. Еще Лариса Шмелева воспитывает бальников, правда, на свои собственные деньги и деньги родителей. Их никто не финансирует, а бальные танцы любят многие. Нормально в городе функционирует всего пара сценических площадок, КДЦ «Молодежный» и вовсе закрыли, кружки убрали.

Есть Дворец пионеров, но когда ты туда приходишь, складывается впечатление, будто попадаешь в прошлый век: из-за отсутствия финансирования большинство сценических костюмов сейчас в плохом состоянии, приобрести новые нет возможности. Хотя нет, возможность есть, но какова она… Мы стараемся найти в городе артиста подешевле, платим за работу, грубо говоря, тысячу рублей. Артист просто вынужден 500 рублей потратить на поездку, а на оставшиеся 500 – сшить костюм. Развитие нулевое. Те коллективы, которые есть, они шаткие либо на грани выживания.



Показать людям нечего. И пойти тоже некуда. Вот и все орское искусство. Потому мы вынуждены на какие-либо мероприятия приглашать коллективы из Челябинска, например. Дорого, но деваться некуда. На протяжении всех шести лет состав предлагаемых нами артистов не изменился. В Орске не появилось своих фокусников, которых можно возить за бешеные деньги, не появилось магов. Цирковое направление полностью отсутствует. Все музыкальные группы города – самоучки. Сама культура прививания музыки отсутствует. Ни шатко ни валко развивается только театральное искусство. Но там тоже масса проблем. Ушел, к сожалению, Петров (руководитель театра-студии «Встреча»), что будет с труппой актеров – пока непонятно. В городском масштабе Михаил Козлов что-то пытался сделать один год, а потом остановился из-за отсутствия денег. Нет средств, чтобы воплощать идеи в жизнь. К тому же, человеку, который организовывает все это, всегда жить на собственной инициативе невозможно. Потому что кушать хочется постоянно. Посмотрите на местных артистов театра: они не живут, а выживают. Московские артисты приезжают веселые, а наши ходят грустные, обиженные.

Народ хочет видеть культурные мероприятия, но местные коллективы не могут развиваться, потому что не на что. В итоге страдает зритель, который остается без окончательного продукта. Нужны спонсоры, нужен лидер, который потянул бы за собой всю культуру. Возможно, при большом желании руководства области и города «Молодежный» – одну из лучших площадок – вернут муниципалитету. Загс вернули, почему не вернуть и это культурное учреждение? Соответственно, уже нужен человек, который придет туда и начнет продвигать новые идеи. И строить там нужно не супер-коммерческий проект. Как правило, большинство чиновников и предпринимателей только деньги привыкли считать, но ведь деньги не главное в жизни. Главное – это подрастающее поколение, которому нужно привить любовь к искусству. А что имеет нынешняя молодежь? Очень мало. Даже ночные клубы в городе – в ужасном состоянии. Развивать культуру нужно с молодежи, которая слушает правильную музыку, одевается в правильные вещи. Не обязательно делать ночные дискотеки, пусть они будут до 11 вечера, пусть это будет определенный круг людей. Но им будет интересно.

– Пока такие вещи будут коммерческими, никакой культуры там не будет, – вступает в разговор директор кинотеатра «Мир» Олег Сигалаев. – Если есть источник финансирования, ты эту культуру несешь, нет – «пипл хавает» тот продукт, который ему интересен, к которому привык. Через пять лет сменится поколение, и что мы получим? Ничего, потому что сегодня ничего не получаем.

Кто-то вымирает, кто-то возрождается

Сегодня, как никогда ранее, заметно вымирание некоторых национальных культур. Немецкая, татарская, казахская, башкирская – на гребне волны. У них есть лидеры, движущая сила, молодежь, которой интересны традиции этих культур. А вот славянская сталкивается с огромными проблемами. Русское народное творчество почему-то не любят. Молодые орчане к нему не стремятся.

– Я как-то планировала создание молодежной группы, участникам которой мы могли передать свое искусство, – говорит руководитель вокального ансамбля «Марьюшка» Мария Бойко. – Не получилось. Но получится ли? Сегодня возрастной критерий нашего коллектива – от 60 и практически до 90 лет. Молодежь не любит русские народные песни. Украинские, белорусские песни никто в городе не поет и не признает. Мы уйдем, кто останется? Кому передать творчество? Некому! Баянистов сегодня в Орске раз-два и обчелся. И все они тоже в возрасте. Правильно: не каждый молодой человек придет работать в учреждение культуры на 3,5 тысячи рублей. Аккомпаниаторы у нас не получают даже минимальной ставки. Получается: трудятся почти на энтузиазме. Без него работнику культуры, который вынужден сам шить себе костюмы и вертеться как белка в колесе, не прожить.

Поддерживают это мнение и руководители казахского вокального студенческого ансамбля «Шашу» (Орский педколледж).

– Нам проще в том плане, что казахские дети стремятся к познанию своей культуры, своих традиций, – говорит Алла Зыряева. – Славянской группе сложнее привлечь молодежь. Для этого и необходим сегодня национальный дом. Все национальные группы города сейчас разъединены. Нужна общая крыша, тогда будет интересно не только нам, но и жителям города, которые смогут посещать концерты непосредственно в Доме дружбы. Только через культуру можно развить толерантные отношения. Культура находится на низком уровне развития. Как следствие разобщенности – все эти стычки на национальной почве. Но от них мы можем уйти, если не экономить на искусстве.

– Для этого нужна широкомасштабная государственная программа, – уточняет Асия Даербаева. – Работа как бы ведется, но как бы и нет. Налицо нехватка материальной базы – фонограмм, костюмов, аппаратуры. Нет элементарного магнитофона порой, чтобы прослушать, протанцевать. Наша мечта – это музыкальная студия, где мы могли бы писать сами музыку и создавать хорошие номера. Может быть, когда-нибудь мы к этому придем.



– Молодежь – например, ту, которая занимается под руководство Сартаковых, – нужно беречь и развивать, – считает Алла Леонидовна. – В них надо вкладывать деньги. Тогда эту молодежь не придется стеречь за углом, отвлекать от алкоголя и наркотиков. Они уже готовы к жизни, социально ориентированы. Нельзя экономить деньги на культуре, как это хотят наши политики. Культура – это основа общества. Без нее ничего не сделаем. Не получим грамотных людей, которые будут творить не только на сцене, но и в жизни.

Нужно выделять средства на дополнительное образование. Посмотрите: сейчас многие кружки платные, не каждому они по карману. Перенесите их в школы, и дети в них пойдут обязательно. Только они должны быть бесплатными. Ребенок из неблагополучной семьи тоже должен их посещать. И не нужно в школу принимать специального педагога. Все это может сделать учитель музыки. У них нагрузка минимальная – так дайте ему ставку. Ладно, пусть это будет не ставка, не полставки, а всего лишь четверть ставки, но учитель-энтузиаст – а в школе сегодня работают только такие – вырастит детей на всю ставку. Но, к сожалению, для государства это нерентабельно. Более рентабельно собирать молодежь по улицам и сажать в тюрьмы, тратя в разы больше средств, экономя на искусстве…

Государству выгоднее «доить» кинотеатры

С самодеятельным искусством вроде разобрались. Но у нас еще существуют кинотеатры и драматический театр – главные очаги распространения культуры в городе. С драмтеатром тоже все понятно: работает, причем неплохо. В этом году уйдет на длительный ремонт, но продолжит радовать орчан и гостей города своим творчеством, правда, на другой площадке. Кинотеатр «Орск» сейчас только начал возрождаться, а вот «Мир» работает шесть лет. Но все ли в царстве орского кино так хорошо?

– Негатива больше, нежели позитива, – комментирует вопрос директор кинотеатра «Мир» Олег Сигалаев. – Кинотеатры не работают во всю мощь, как в прежние времена. В первую очередь, потому, что находятся они в ведении государственной структуры. Большинство зданий остались под контролем чиновников от администрации. Естественно, в бюджете денег мало, на всех не хватает. Но если не хватает средств, отдайте здания людям, которые будут и деньги зарабатывать, и не оставят культуру без внимания, будут нести ее в массы.

К сожалению, чиновникам это невыгодно. Им легче брать с нас арендную плату. Многие называют нас монополистами, но никто не знает, что кинотеатр «Мир» находится в областной собственности, мы всего лишь арендаторы. Единственный кинотеатр, который сейчас передан в частные руки, – это «Орск». Я имею там определенную долю как хозяйствующий субъект, но никаких дел с руководством этого учреждения сейчас иметь не хочу. По моему плану в здании должен размещаться развлекательный семейный комплекс, чтобы орчане могли видеть качественные семейные фильмы и отдыхать с семьей. Мою задумку не поддержали. Хотя вполне очевидно, что на весь город одного экрана «Мира» не хватает. Но второй экран должен быть немного другим. Дело в том, что из тридцати фильмов, которые нам предлагают, мы вынуждены брать только блокбастеры в силу определенных условий дилеров. Берешь такой фильм – вот тебе семь прокатов в день, и семь дней подряд ты должен показывать лишь этот фильм. Мы пытаемся доказать дилерам, что нам, как однозальнику, трудно вписываться в эти условия. Пока безрезультатно. Откроется еще один кинозал – будет проще, да и культуры в городе станет больше.

Возьмем для примера кинотеатр «Космос» в Оренбурге. Вы думаете, область способствовала его развитию? Нет. Нашлись энтузиасты, которые вложили деньги в старый кинотеатр и отстроили рядом киноцентр. Но кинотеатр, в который они так вложились, им в собственность не отдают. Почему? Потому что чиновники хотят, чтобы мы их кормили, давали деньги ежемесячно всей этой шатии-братии, которая работать не хочет, да еще из бюджета деньги получает.



Сейчас российский кинематограф не может и не умеет развиваться без экранов, а телевидение денег не дает, – говорит Олег Юрьевич. – Дают деньги как раз экраны. Посмотрите, как развито американское телевидение и кино. Там есть на чем развивать: они выпускают огромное количество фильмов на экраны, снимают хорошие деньги с прокатов. Их фильмы смотрит весь мир. А наши фильмы смотрят только в России, и то не все. Понятно, у нас нет денег на съемку качественного кино. Так начните с развития экранов, где можно на одних только сборах с прокатов заработать средства на развитие кино.

Но никто этим не хочет заниматься. У нас в области нет даже специалистов, которые могут обучить киномехаников и централизованно провести методическую работу. В советской системе кино все было иначе. Тогда она работала и приносила бешеный доход государству. Получается, государству сегодня не нужны деньги? То, что происходит с кинематографом,– это как раз и нужно государству?

Все респонденты сошлись во мнении: культура в Орске есть, но она находится в состоянии застоя. Развитие минимально в силу минимального финансирования. Или, как говорят, по остаточному принципу. Хотя в этом году государство увеличит финансирование культуры и кинематографа на 11 процентов по сравнению с прошлым годом – до 74,5 млрд рублей. В 2012 и 2013 годах на эти цели планируют выделить по 74,4 млрд рублей. Но куда в основном будут направлены эти средства? На функционирование федеральных объектов культуры, завершение работ по реконструкции Большого театра России, Мариинского театра, к примеру. Но нигде нет строки о том, что какие-либо мизерные суммы из этого перечислят на развитие культуры провинциальных городов. Видно, опять чиновники на искусстве экономят…

Источник: Орский вестник



Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел