Так уж сложилось, что
Новый год приносит с собой не только праздничное настроение и подарки, но и капельку разочарования. По традиции цены уверенно «ползут» вверх, а зарплаты и пенсии остаются на прежнем уровне.
Около месяца назад разочарование испытали и орские автолюбители: в городе подорожал довольно распространенный вид топлива – газ. А, как известно, это горючее используют большинство водителей маршрутного такси. Именно поэтому в последнее время все чаще можно услышать разговоры о том, что к Новому году станет дороже и проезд в маршрутках.
Действительно ли проезд в ГАЗели скоро станет дороже?
Александр Васильев, начальник отдела по транспорту и связи:
| - Сейчас проезд в орских маршрутках составляет 10 рублей, но частные перевозчики имеют полное право увеличить его до 12. Дело в том, что в области предельный тариф поднят: он составляет 12 рублей. Сказать однозначно, подорожает проезд в маршрутном транспорте или нет, я не могу.
|
- Этот вопрос,
- продолжил Александр Иванович, - будет рассматриваться самими перевозчиками. Но логично предположить, что при увеличении цены на энергоноситель увеличится цена и на проезд. Относительно
«Орскгортранса» могу сказать следующее: в Орске по сравнению с другими городами проезд в трамваях и автобусах один из самых дешевых, хотя себестоимость этих видов транспорта очень высокая. Автобусы мы заправляем соляркой, а цена на нее тоже поднялась.
Единообразные тарифы от «Орскавтотранса»
Ситуацию прокомментировал директор
ОАНОП «Орскавтотранс», депутат горсовета
Ермек Алкулов.
Ермек Кунакбаевич начал издалека:
- Говоря о повышении тарифа, нужно учитывать, насколько это позволяет сделать закон. Многие орчане наверняка помнят те времена, 3 года назад, когда пассажиры добирались до
Старого города, Биофабрики, Майки, районов Мясокомбината, Тракторных прицепов по цене в 2-3 этапа. То есть по Новому городу одна цена, после
Урала – другая. Цена проезда на дальние расстояния доходила в то время до 15 рублей.
- С момента начала работы нашего объединения (а ему исполнилось уже 3 года), куда входят 352 индивидуальных предпринимателя – это 15 городских маршрутов, за исключением 24-ого и 37-ого, мы приняли решение, чтобы этой неразберихи в ценовой политике не было. Все должно быть в рамках закона, а три года назад закон не позволял брать за проезд выше 11 рублей. Мы привели тарифы в единообразие – 10 рублей, независимо от дальности расстояния, хотя такое решение оказалось не очень выгодным для самих перевозчиков.
- Год назад мы вернулись к проблеме тарификации проезда на газелях. Вопрос стоял и в прошлом году, так как и на уровне 2008-09 годов цены на энергоносители, запчасти, автошины, услуги автостоянок поднялись. Тогда
Правительство Оренбургской области издало постановление, согласно которому предельный тариф для автобусов вместимостью до 15 мест повысился до 12 рублей.
- Однако мы решили не повышать стоимость проезда, а сохранить ее на уровне 10 рублей. У нас был предел 11 рублей, мы его не использовали в свое время, теперь – 12 рублей, мы до него опять же не дошли.
Однако предпосылки для подорожания проезда в городском транспорте уже есть, правда, пока это не касается маршруток. Как рассказал Ермек Алкулов, 3 ноября, Правительство области приняло новое постановление: автобусам вместимостью более 15 мест тариф по перевозкам увеличить до 15 рублей. То есть «ПАЗики» уже 6 дней могут работать по новому тарифу!
От чего зависит проезд в маршрутках?
Цена проезда в привычных для многих газелях зависит от многого.
Ермек Алкулов:
- В течение года газ подорожал на 2,5 рубля. Нас тревожит вопрос о том, будет ли продолжаться такая динамика. Одновременно выросла цена и на бензин: по данным «ОНПС» на 1 января 2010 года, 76-ой бензин стоил 17, 5 рублей, 92-ой – 20, 40. 8 декабря 76-ой стоил уже 19 рублей, 92-ой – 21, 80. По дизтопливу вообще аховое положение: 1 января 2010 года – 17,90 рублей, 8 декабря – 22 рубля. Более двух рублей сверху!
- Я понимаю, что цены на топливо повышают тоже не самопроизвольно. Обещают понизить транспортный налог, но расчеты будут проводиться только на следующий год. А нам работать нужно сейчас, перевозить сейчас, и бензин мы покупаем по этой цене сейчас. А получим ли мы выгоду от снижения транспортного налога вообще, я очень сомневаюсь.
Чтобы не привязывать повышение тарифов на перевозки к одному лишь бензину или газу, директор «Орскавтотранса» рассказал, как изменились цены на другие товары и услуги, без которых владельцам маршруток не обойтись:
- Стоимость запчастей для автомобилей ГАЗ с 2009 по 10-ый год выросла в среднем на 40%, автошины подорожали на 20%. Никуда мы не денемся и от замены масла, а его цена выросла на 30%. Мойка машин подорожала на 11,5%, услуги стоянок – на 12,6%. Стоимость самого автомобиля «Газель» за год увеличилась почти на 100 тысяч: с 408 до 500.
Чудес в жизни не бывает …Будем договариваться
«Однако внезапного подорожания проезда в газелях не будет», – поспешил успокоить орчан Алкулов:
-Да, действительно, мы уже сейчас имеем право повысить цену проезда. На данный момент предельный тариф составляет 12 рублей. Но мы живем в правовом поле, у нас есть
«Договор об организации и осуществлении регулярных пассажирских перевозок», подписанный в то время главой Орска
Юрием Бергом и мною как директором. Такой ситуации, что сегодня мы ездим по 10 рублей, а завтра проснемся и, не ведая, будем ездить по 12 рублей, на маршрутах, находящихся в моей компетенции, не будет.
Однако острый вопрос о повышении цены проезда в маршрутках находится в центре внимания орских властей:
- Этот вопрос уже обсуждался три дня назад, 6 декабря, с главой Орска
Виктором Францем, затем и с назначенным первым замом главы
Василием Козупицей. Было принято такое решение: мы встречаемся с Василием Николаевичем на совместной комиссии, куда будут приглашены все стороны, в том числе и директора заправок, продавцы запчастей, масел, автошин, владельцы стоянок. На встрече будем говорить о возможной корректировке цены на текущий период и 2011 год.
- Конечно, я прекрасно понимаю, что чудес в этой жизни не бывает. Но если будет хоть какая-то договоренность с монополистами, если они смогут и захотят удержать рост цен с учетом своих экономических раскладок (они этот газ тоже не сами делают), тогда тарифы на перевозки, я думаю, могут сохраниться. Если на совещании они все в один голос заявят, что это сделать нереально, тогда проезд придется повысить.
Новость, согласитесь, не из приятных, но если владельцы заправок и продавцы запчастей не пойдут навстречу перевозчикам, повышения цен на проезд не избежать:
- Нужно понять, что в убыток себе работать никто не будет. Однако хаотичных движений не допустим. Все будет согласовано с администрацией Орска, с межведомственной транспортной комиссией. Какое решение мы примем, вы узнаете уже скоро.
Татьяна Карпочева, Урал56.Ру